Вторник Ражаб 12 1440 | Вторник марта 19 2019

Чтение Куръана на кладбище

 

(посвящение саваба за его чтение усопшим)

 

Все мусульмане привыкли читать Куръан, посвящая полагающийся за это саваб усопшим, в том числе, его читают и находясь на кладбище. Улемы разных мазхабов давали свои фатвы относительно этого дела. Однако некоторые люди были против и этого деяния. Они стали отвращать людей от чтения Куръана по усопшим, аргументируя это тем, что «такого действа не было в раннем периоде» Ислама. Да, они отвращают от этого других. Они не ограничиваются тем, что сами этого не делают, а целенаправленно отвращают других. При этом у них нет весомой аргументации, помимо сказанного выше. Однако им и в голову не приходит такой вопрос: «А может ли быть доказательством для отказа от выполнения действия только то, что оно не делалось в массовом порядке в ранний период?»

В качестве примера мы представим вниманию уважаемых читателей ответ, данный нами на один из многочисленных вопросов, поступивших к нам по этому поводу.

ВОПРОС: Ассаламу алайкум, почтенный Шейх! Пожалуйста, просветите нас относительно чтения Куръана на кладбище.

ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим.

Имам Джалалуддин Суюти в своей книге «Шархус-судури бишархи халил мавта вал кубури», в частности в главе «Что произносится во время захоронения», приводит следующее:

 

Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху:

«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Когда один из вас умрет, не задерживайте его. Несите его скорей к его могиле и читайте у его изголовья «Открывающую» Книгу [суру «Фатиха»] и у его ног – конец «Бакары» над его могилой».

Передали Табарани и Байхаки.

 

Передается от Абдуррахмана ибн Алаа ибн Ладжладжа – он от своего отца. [Отец] сказал своим сыновьям:

«Когда опустите меня в могилу, скажите: «Бисмиллахи ва ъалаа суннати Расулиллахи саллаллаху алайхи васаллам». И засыпайте меня землей. Затем прочтите у моего изголовья начало и конец «Бакары». Поистине, я видел, как Ибн Умар делал это как мустахаб».

Передал Байхаки.

В той же книге, в главе «Чтение Куръана усопшему или могиле» имам Джалалуддин Суюти рахматуллахи алайхи пишет:

«Во все века мусульмане без всяких отрицаний собираются и читают Куръан своим усопшим. Так, это представляет собой иджмаъ. Обо всем этом хафиз Шамсуддин Абдулвахид ал-Макдиси ал-Ханбали упомянул в своей книге, составленной им по этому вопросу. Что касается чтения Куръана над могилой, то наши соратники и другие твердо заключили, что в шариате это действие существует.

Аз-Заъфарани говорит: «Я спросил у Шафиъи рахимахуллахи о чтении Куръана у могилы. Он сказал: «Ничего страшного».

Раньше имам Ахмад ибн Ханбал отрицал это, ибо до него не доходил какой-либо хадис об этом. Когда до него дошел хадис, он изменил свое мнение».

Об упомянутом в книге имама Джалалуддина Суюти «Шархус судури бишархи халил мавта вал кубур» этом вопросе, вернее о том, как до имама Ахмада ибн Ханбала дошел хадис, ставший аргументом в пользу дозволенности читать Куръан над могилой, Шейх Абдулфаттах Абу Гудда в предисловии книги «Саласу расаила фии истихбаби дуаи ва рафъул ядайни фихи баъдас салаватил мактуба» пишет следующее:

«Ибн Кайюм упоминает в начале книги «Китабур-рух»:

Ал-Халлал сказал:

– Передается от Хасана ибн Ахмада ал-Варрака, он – от Али ибн Мусы ал-Хаддада:

«Я был в намазе джаназа вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой. Когда покойник был захоронен, один слепец сел возле могилы и стал читать Куръан. Тогда Ахмад сказал ему:

– Эй, ты! Чтение Куръана возле могилы – это бидъа!

Когда мы вышли с кладбища, Мухаммад ибн Кудама сказал Ахмаду ибн Ханбалу:

– О Абу Абдуллах! Что скажешь о Мубашшире ал-Халаби?

– Надежный человек, – сказал тот.

– Ты записывал от него что-либо? – спросил он.

– Да, – ответил тот.

– Мубашшир передал мне от Абдуррахмана ибн Алаа ал-Ладжладжа, а он – от своего отца. Он завещал читать после своего захоронения начало и конец "Бакары" у его изголовья и сказал, что слышал это от Ибн Умара, – сказал он.

Тогда Ахмад сказал ему:

– Вернись и скажи этому человеку, пусть продолжает читать.

Да будет милосердным Аллах к имаму Ахмаду. Между ним и истиной не было вражды"».

 

(продолжение следует)

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,
"Разногласия: причины и решения"

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Марйам...

Как вам известно, недавно в...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...

Сломай свой меч

Есть такое модное словечко –...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...