Воскресенье Рабиъус сони 9 1440 | Воскресенье декабря 16 2018

(продолжение)

5. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам несколько раз совершал намаз джаназа над могилой. Сведения об этом переданы в двух сборниках «Сахих» и других книгах. Намаз же состоит из чтения Куръана, салаватов, зикров и молитв. Следовательно, там, где допустимы все эти ибадаты вместе, допустимость некоторых из них естественна.

Улемы также говорили следующее:

«То, что усопшего достигает саваб от чтения Куръана, взято по аналогии (кийасу) с достижением усопшего воздаяния за хадж, совершонного за него живыми. Хадж же включает в себя и намаз. Намаз, в свою очередь, включает в себя чтение суры «Фатиха» и других сур. Следовательно, если воздаяние от всех этих деяний достигает усопшего, то воздаяние за некоторые из-них, например, чтение Куръана, достигнет непременно. Хотя некоторые спорят по этому поводу, но окончательный смысл таков. Однако большинство улемов говорят: «Если читающий Куръан просит Аллаха довести до усопшего воздаяние по мере своего чтения, то Всевышний Аллах по Своему позволению воздаст столько же. Ибо Он обладает сифатом – качеством Карим (Великодушный) – Он воздаст, если раб попросит. И Он внемлет мольбе, если раб вознесет молитву».

6. Вот это и есть действие, которое без всякого отрицания переходит от поколения к поколению, от салафов к халафам (от предшественников к преемникам), и признается достоверным в мазхабах, которым следует мусульманская умма. Даже хафиз Шамсуддин ибн Абдулвахид Макдиси Ханбали и шейх Усмани в своих книгах писали: «Поистине, в истигфаре, молитве, милостыне, хадже и освобождении раба есть польза усопшему, савабы от них доходят до него. А чтение Куръана возле могилы является деянием мустахаб».

 

Труды праведных улемов прошлого, посвященные этому вопросу:

В книге «Мусаннаф» Ибн Абу Шайбы в хадисе, переданном от имама Шаъби, сказано: «Ансары читали рядом с усопшим суру «Бакара».

Имам Халлал в своей книге «Кираат у могил» пишет: «Когда кто-то умирал, ансары по очереди посещали его могилу и читали там Куръан».

Халлал передавая от Ибрахима Нахаъи, сказал так: «Нет ничего плохого в кираате Куръана у могил».

Хасан ибн Саббаха передал от Заъфарани:

«Я спросил у Шафиъи о кираате Куръана возле могил. Он сказал: "Нет ничего плохого"».

Али ибн Муса передает от Хаддада:

«Я был в намазе джаназа вместе с Ахмадом ибн Ханбалом и Мухаммадом ибн Кудамой. Когда покойник был захоронен, один слепец сел возле могилы и стал читать Куръан. Тогда Ахмад ибн Ханбал сказал ему: "О, такой-то! Чтение Куръана возле могилы – бидъа!". Когда мы вышли с кладбища, Мухаммад ибн Кудама сказал Ахмаду ибн Ханбалу: "О, Абу Абдуллах! Что скажешь о Мубашшире ал-Халаби?". "Он – надежный", – сказал имам Ахмад, и спросил: "Ты записывал от него что-либо?". Мухаммад ибн Кудама ответил так: "Мубашшир передал мне от Абдуррахмана ибн Алаа, а он – от своего отца. Его отец завещал ему: "Когда будете хоронить, читайте у головы усопшего начало и конец «Бакары». Ибо я слышал, как Ибн Умар делал такое же завещание". Тогда имам Ахмад сказал: "Иди и скажи этому человеку, пусть продолжает читать"».

 

(продолжение следует)

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,
«Разногласия: причины и решения»