Воскресенье Рабиъус сони 9 1440 | Воскресенье декабря 16 2018

Что нужно делать? (2)

(продолжение)

 

Словом, можно сказать, что все мы вместе должны сообща исправить свои ошибки, должны простить друг друга и став друг другу учителями, должны наладить изучение нашей религии на правильной основе.

Раз это так, то воспитание и подготовка настоящих улемов является чрезвычайно важным фактором. Улемы, в совершенстве владеющие знаниями из разных сфер религиозных наук, являются весьма востребованными людьми для каждого общества. Учитывая тот факт, что искренние в своих действиях улемы, основательно изучившие религию Аллаха, чистосердечно соблюдающие ее, показывающие пример своими богобоязненностью, поклонениями, нравом и внедряющие в жизнь учения Ислама, всегда вели мусульман по верному пути, мы должны непрестанно стремиться к тому, чтобы среди нас были такие люди, сконцентрировавшие в себе все эти качества.

Собственно говоря, всем известно о том, что в тех краях, где нет своих сильных, авторитетных улемов или где они недостаточно активны, начинают появляться и размножаться разные течения, группы и секты.

Другая задача, важность которой необходимо осознать и которую нужно осуществить, – это обеспечение всестороннего изучения религиозной обстановки в обществе и постоянного направления этого общества по правильному пути.

Например, в наши дни в исламском мире особое внимание уделяется фактору «фикхул авлавият». При этом налаживается доскональное изучение ситуации в каждом обществе, определение наиболее актуальной проблемы в ней и переход к решению именно этой проблемы, доведение этого дела до завершения, а затем переход к решению следующей по приоритетности проблеме.

Допустим, по определенным причинам в каком-то обществе большинство людей не осведомлены о вопросе верования – об иймане. Разумеется, было бы смешным говорить в таком обществе о глобальных вопросах Ислама и рассматривать сложные задачи. Дело начинается с разъяснения людям основ веры. Только потом усилия направляются на обучение омовению, намазу и другие подобные вопросы, представляющие собой столпы религии, и налаживается их соблюдение верующими.

Таких правил и порядков достаточно много. Необходимо тщательно изучить их все и применить на практике. Для этого нужны мир и спокойствие, сотрудничество, взаимное доверие и самоотверженность. Словом, нам еще многое предстоит узнать и сделать. Чтобы изложить эти правила и порядки требуется написать отдельные книги.

Но пока основным правилом, которое должно быть впитано каждым из нас и должно беспрекословно соблюдаться нами, является то, что в вопросах вероубеждения нам надлежит придерживаться мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, а в вопросах фикха – строго придерживаться одного из признанных авторитетных мазхабов, в нашем случае, ханафитского мазхаба. Для этого мы должны тщательно изучить эти два – по вероубеждению и по фикху – мазхаба и основательно наладить учебно-воспитательную работу. Мы обязаны избегать любых сект, течений и партий, которые появляются у нас извне.

Да простит Всевышний Аллах всем нам наши ошибки и грехи! Да наставит Он нас на праведный путь! Аминь!

В последующих строках приведены общие выводы, в которых мы стремились охватить изучаемые нами вопросы и темы. Их несколько:

1. Каждый мусульманин должен стремиться быть в мазхабе Ахлус сунна вал джамаъа.

Это наставление повторяется изпокон веков. И сейчас стало привычным повторять его через фразу. Поэтому мы должны четко знать, что значит название Ахлус сунна вал джамаъа, откуда исходит утверждение о необходимости следовать этому мазхабу.

«Сунна» – это путь Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов.

«Джамаъа» – это община мусульман, их сообщество. Ими являются сподвижники и мусульмане, последовавшие за ними вплоть до Судного дня.

Следовательно, Ахлус сунна вал джамаъа – это община, сообщество мусульман, идущих путем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, праведных халифов, то есть это сподвижники и все мусульмане вплоть до самого Судного дня, последовавшие за Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и за праведными халифами.

Другими словами, Ахлус сунна вал джамаъа – это такая категория, которая объединяет основную массу мусульман, следующих Книге и Сунне. То есть это мазхаб, действующий в вопросах вероубеждения соответственно Сунне и объединяющий подавляющее большинство мусульман.

Да, тем, кто среди мазхабов твердо следует исламскому вероубеждению дано название Ахлус сунна вал джамаъа. Ибо приверженцы этого мазхаба вели свои мазхабы на основе сунны Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и составляли основную общину мусульманского сообщества.

Остальные мазхабы называются по имени человека, который призывал к этому мазхабу или по основной идее определенного мазхаба. Милостью Всевышнего Аллаха Ахлус сунна вал джамаъа всегда твердо держалась верного пути. Другие же разные группы со временем стали исчезать. Иногда по разным причинам появляются и исчезают различные новые группы.

Улемы мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа непрестанно и неустанно трудятся над тем, чтобы довести до мусульман чистую исламскую акийду. Своими научными трудами они обогатили библиотеку исламских знаний и подробно описали все вопросы, в которых мусульмане должны быть убежденными.

Необходимость твердо держаться мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа в книгах по акоиду подчеркнута категорично. Приведем цитату из талхиса Мухаммада Анвара Бадахшани, написанного им к комментарию к книге известного ханафитского ученого имама Тахави.

«И следуем сунне и джамаъату, избегаем редких и спорных вопросов и раскола».

«Сунна» – путь Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и праведных халифов. «Джамаъат» – община мусульман. Это сподвижники и последовавшие за ними все мусульмане до самого Судного дня. Следование им – наставление на праведный путь. Противоречие с ними – заблуждение. Раз это так, мы будем следовать пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сподвижников и тех, кто последовал за ними добром. Будем остерегаться следования редким и противоречащим явлениям. Также будем остерегаться разногласий. Будем остерегаться отчуждения от общины мусульман, следующих по пути Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сподвижников и табиъинов.

Таково понятие «Ахлус сунна вал джамаъа». Те, кто противоречит убеждениям Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, сповижников и табиъинов, их деяниям и нравственности – тот не из Ахлус сунна вал джамаъа.

Доказательства:

1. «Скажи: «Если любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи» – поистине, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Сура «Áли Имран», аят 31).

 

2. «А если [они] уверовали в подобное тому, во что уверовали вы, то поистине, они нашли праведный путь; а если они отвратились, то поистине, они в расколе...» (Сура «Бакара», аят 137).

 

3. «И того, кто противится Посланнику после того, как стала ясна ему хидая, и последует не путем верующих, Мы направим его туда, куда он обратился, и ввергнем в геенну. И какое же скверное место прибытия!» (Сура «Ниса», аят 115).

 

4. «И не будьте как те, которые разделились и впали в разногласие после того, как пришли к ним ясные знамения; и те – им великое мучение» (Сура «Áли Имран», аят 105).

 

5. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал по этому поводу следующее:

«Кто из вас будет жить после меня, увидит много разногласий. Так, вам надлежит придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов после меня. Держитесь за них, вцепившись зубами».

Передали Тирмизи, Насаи, Абу Давуд и Ибн Маджа.

 

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,

«Разногласия: причины и решения»