Среда Шавваль 6 1439 | Среда июня 20 2018

В этой главе будут рассмотрены следующие производные доводы:истихсâн, истисхâб, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), ’урф - ’адат, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи’, шар’ мин каблина.

I. Аль-Истихсâн (الاستحسان)

А. Определение

В языке истихсâн означает «одобрение». Терминологически это слово определено двояко: в узком и широком значенииях.

а) аль-Истихсâн в узком значении – это “отступление от одной аналогии к другой, более сильной”.

(الاستحسان: هو العدول عن قياس الى فياس اقوى منه)

б) аль-Истихсâн в широком значении - включает в себя также и скрытые аналогии. Достаточно при вести два определения.

1. Истихсâн - это “довод, оспаривающий явную аналогию (аль-кыйас аль-джали) или противостоя щий ей”.[1]

(و هو دليل يقابل اي يعارض القياس الجلي)

2. Истихсâн - это направление, взятое муджтахидом, в силу какой-либо причины, от необходимости явной аналогии к необходимости скрытой аналогии или к исключению, в силу какой-либо причины, из об­щего правила какого-либо частного вопроса.

Б. Аль-Истихсâн как аргумент (худжжат)

Более всего использовали истихсâн в качестве аргумента ханафиты. Имеется высказывание имама Мâлика по этому поводу: "Аль-Истихсâн - это девять десятых науки".

[1] İbn Melek, s. 294.

 

 

 

Самое читаемое

Мой путь к...

Меня зовут Айша-Лариса, русская, закончила...

Юсуф Эстес «О...

Дорогие братья и сестры и...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...

Американский профессор принял...

Интерес американского преподавателя канадского университета...

Японец-христианин принял Ислам...

Японец, исповедовавший христианство, принял Ислам...