Суббота Мухаррам 12 1440 | Суббота сентября 22 2018

 

А. Определение[1]

В языке слово иджмâ’имеет такие значения, как решимость (’азм), намерение (касд) и согласие, еди нодушие (иттифâк). Терминологически это слово определено следующим образом: «аль-Иджмâ’ - это еди нодушное мнение всех муджтахидов - мусульман в одно из столетий после кончины Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха), относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу».

الاجماع : "هو اتفاق جميع المجتهدين من المسلمين في عصر من العصور بعد وفاة النبي (صلعم) على حكم شرعي في امر من الامور العملية"

Б. Предмет аль-иджмâ’ и сфера его применения[2]

Действие иджмâ’ распространяется на часть шариатских норм, то есть на дела, имеющие отношение к религии, имеет место в вопросах, связанных с культовой практикой (’ибâдат) и правом. Что касается вопро­сов, связанных с убеждением (и’тикâд), то здесь иджмâ’ не является очевидным; в таких вопросах имеет силу традиция (накл). Точно также применение иджмâ’ не оправдано при рассмотрении вопросов рацио­нального характера и не связанных с религией.

В. Условия образования иджмâ’

Иджмâ’ образуется муджтахидами, находящимися в стадии иджтихâда (самостоятельного решения юридическо-богословских вопросов), не являющимися грешниками и еретиками (ахл аль-бид’ат). Согласие представителей простого народа по какому-либо вопросу не может считаться иджмâ’.

Все факихи согласны в том, что иджмâ’ не присуще исключительноахл аль-бейт (люди дома) и спод вижникам. Единодушное мнение всех факихов одного века является достоверным иджмâ’. Причем не обя­зательно истечение целого века от согласия муджтахидов, и даже то, что часть из тех, кто составлял своим согласием иджмâ’, затем отозвали свое мнение, не может отрицательно повлиять на состоявшееся иджмâ’.

Г. Основа иджмâ’

Согласие муджтахидов относительно какого-нибудь инцидента опирается не только на их мнение, но и на определенный законный (шар’и) довод. Этим доводом может служить хадис (хабар аль-вâхид) или кыйâс(аналогия). Эти доводы в свою очередь подкрепляются иджмâ’.

Д. Иджмâ’ как аргумент (худжжат)

Иджмâ’, как аргумент, подтверждается в аятах, хадисах и рационалистических (’акли) доводах:

1. Аяты

1. «А кто действует враждебно Посланнику после того, как было явлено ему руководство, кто следует пути иному, чем путь верующих, того Мы обратим к тому, к чему он (сам) обращается, и вве дем его в ад: а это злое пристанище»[3]. Под "путем верующих" подразумевается то, что они избрали на сло вах и в своих деяниях.

2. «Вы – лучший из народов, вознесенный для людей; вы призываете к добру и запрещаете зло...»[4]. Этот аят указывает на доброе упоминание о народе (умме). А это добро вызывает потребность в справедливости того, ради чего они объединились и пришли к согласию.

3. «И так Мы сделали вас возвышенным народом, дабы вы могли быть приносящими свиде тельства для людей...»[5]. Аят указывает на то, что характерной чертой этой уммы является справедливость и свидетельство. Таким образом, этот аят предписывает поступать в соответствии с единодушным согласием этой уммы по какому-либо вопросу.

2. Хадисы

1. (لا تجتمع امتي على الضلالة) «Моя умма не объединяется на заблуждении»[6].

2. ما رآه المسلمون حسنا فهو عند الله حسن) ) «То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим подле Аллаха»[7]

3. Рационалистические доводы

То, что иджмâ’ является аргументом (худжжат), подтверждается рационалистическими доводами. За думаемся: Посланник Аллаха Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), - последний пророк. Религия, которую он проповедовал, останется до Судного Дня. Теперь представим себе некое событие, на которое нет определенной ссылки ни в Книге, ни в Сунне. Следовательно, если фикх не в состоянии объяснить этот слу чай, не останется ли он без решения до Судного Дня? Подобная ситуация не возникнет с признанием иджмâ’ в качестве аргумента.

4. Отмена иджмâ’

Согласно некоторым факихам, собравшиеся в одном веке муджтахиды имеют право отменить при по мощи нового иджмâ’ свои прежние иджмâ’.

Согласно же большинству ученых законоведов, если после века, в котором было достигнуто иджмâ’, повторно будет иметь место другоеиджмâ’ по аналогичному вопросу, это другое не будет иметь признания. Потому что второе иджмâ’ в этом случае отменит первоначальное, тогда как после ухода Пророка Мухам мада, (мир ему и благословение Аллаха), отмены (насх) прежних решений нет.

Степени иджмâ’

Степени иджмâ’, с учетом их влияния, расположены в следующем порядке:

1) Словесное (каули) иджмâ’ сподвижников.

2) Молчаливое (сукути) иджмâ’ сподвижников.

3) Иджмâ’, достигнутое без разногласий в период после сподвижников.

4) Иджмâ’, достигнутое путем урегулирования первоначального разногласия в период после спод вижников.

[1] см. "Mir’ât", s. 420.

[2] "Mir’ât", s. 420-421.

[3] "Ан-Нисâ", 115.

[4] "Âли ’Имрâн ", 110.

[5] Аль-Бакара, 143.

[6] İbn Mâce, "Fiten", 8.

[7] Ahmed bin Hanbel, I, 379.

 

 

 

Самое читаемое

Мой путь к...

Меня зовут Айша-Лариса, русская, закончила...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

Продюсер «Фитны» принял...

Бывший член так называемой «Партии...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Письмо от Наталии...

(письма публикуются без редактирования) Совсем...