Четверг Рабиъус сони 6 1440 | Четверг декабря 13 2018

Собирание ‘ильм Усуль аль-Фикх осуществлялось на основе трех методов, которые вкратце поясним вместе с их особенностями.

А) - аль-Фукахâ (мн.ч. от факих – законовед) – ханафитский мазхаб.

Б) - аль-Мутакаллимун (мн.ч. от мутакаллим - богослов) – шâфиитский мазхаб.

В) - аль-Мамзудж (смешанный).

А. Метод аль-фукахâ и его особенности

Первоначально ученые при записывании ‘ильм Усуль аль-Фикхследовали одному из двух методов. Один из них аль-фукахâ, другой – аль-мутакаллимун. Ханафиты применяли на практике метод аль-фукахâ. По этой причине этот метод называли "ханафитским методом или мазхабом". Факихи, практиковавшие этот метод в отношении правовых вопросов придавали значение применению на практике его правил, выво дили правила этого метода из практики аль-Фикха. Авторы, следуя этому методу, при разъяснении вопросов приводили большое количество примеров с тем, чтобы обеспечить понимание темы и реализовать ее прак­тически. Ханафитский метод, будучи более сильным, чем шâфиитский, о котором речь пойдет ниже, вместе с тем является и более удобным для понимания исламского права[1]. Этот метод опирается на логический принцип перехода от частного к общему, от явлений к общим правилам.

Б. Метод аль-мутакаллимун и его особенности

Одним из практиковавшихся методов в этом учении является метод аль-мутакаллимун (богословы калâма). Этот метод применяли богословы калâма относившиеся к му’тазилитам (аль-му’тазила - обособив шиеся) и шâфиитам. В связи с тем, что этот метод практиковался богословами калâма, ему дали название метода аль-мутакаллимун, а поскольку большинство этих богословов были приверженцами шâфиитского мазхаба, его называли также “шâфиитским методом или мазхабом”. Ученые, относившиеся к мазхабам мâликитов и ханбалитов, также придерживались этого метода при написании своих произведений. Бого словы, практиковавшие этот метод, толковали принципы законотворчества, склоняясь к рационалистиче скому выводу, не приводя при этом большого количества примеров. Этот метод опирается на

логический принцип перехода от общего к частному, выведения суждений о явлениях из общих правил.

В. Смешанный метод (аль-мамзудж) и его особенности

Правоведы, пришедшие в последующий период, объединили в своих произведениях качества и осо бенности обоих предыдущих методов. Этому методу дали название аль-мамзудж (смешанный). Этого ме тода придерживались ученые, относившиеся к мазхабам ханафитов, шâфиитов, мâликитов и ханбалитов при написании своих произведений.

[1] İbn Haldun, "Mukaddime", перевод Pirizâde Sâib Efendi, İstanbul, t.y. III, 55-56.

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...

"Письмо от Марйам"

Асаламу алайкум ва роҳматуллоҳи ва...

Чтение Куръана снимает...

Результаты исследований, проведеныых в США...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...