Суббота Мухаррам 12 1440 | Суббота сентября 22 2018

А. Усуль аль-Фикх во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует

Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), сообщал людям религиозные нормы. Нормы, относящиеся к мекканскому периоду, в основном касались нравственных качеств (ахлâк) и веры (и’тикâд). В этот период правовые нормы были редкостью. Правовые нормы более всего относятся к мединскому пе риоду. Во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), источниками фикха были Коран, Сунна и Иджтихâд. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), учил своих сподвижников методам законотворчества на практике. Они знали, как они будут действовать в случае возникновения какого-либо религиозного во­проса. В таких случаях Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), определял методы законотворчества своей практикой в фикхе. В этом отношении можно говорить о том, что методы законотворчества зароди­лись вместе с фикхом. Следует помнить также, что методы законотворчества в то время не были собраны в сборник и применялись на основе устного знания.

Б. Усуль аль-Фикх при сподвижниках (ас-сахаба)

Во времена сподвижников уже существовал целый ряд правил для выработки норм. Сподвижники в затруднительных ситуациях при вынесении решений придерживались этих правил. При определении меры наказания пьющему человеку праведный халиф Али использовал такое сравнение:

«Выпивший человек находится в бреду и в бредовом состоянии возводит клевету, в связи с чем потре буется публичное наказание, то есть восемьдесят ударов палкой»[1].

Праведный халиф Али в этом действии использовал признак аз-зарâйи’ (средство). Абдуллах бин Мас’уд утверждает, что “срок, в течение которого беременная вдова не может вновь вступать в брак, длится до разрешения от бремени”[2] и приводит в качестве доказательства аят: “А для беременных женщин их установленный срок – разрешение от бремени”[3], указывая на последовательность ниспослания сур. Этим он хотел пояснить, что сура "ат-Талак" была ниспослана после суры "Бакара". А это является правилом в отношении того, что позже ниспосланный текст отменяет (насх) и особо выделяет (тахсис) текст ниспос ланный ранее.

Во времена сподвижников Коран, Сунна, Иджма’ (согласие мнений) и Иджтихâд (усердие, старание) были источниками фикха. В тот период методы законотворчества не были собраны в сборники и применялись на основе устного знания.

В. Усуль аль-Фикх при современниках сподвижников (таби’ун)

При современниках сподвижников (таби’ун) образовались две школыахл ар-рай (сторонники незави симого мнения) и ахл аль-хадис (сторонники предания), каждая из которых претендовала на присущие ей принципы законотворчества. При извлечении (истинбат) норм (хукм) каждая школа действовала, исходя из своих принципов и правил. Ахль аль-хадис(сторонники предания) были тесно связаны с Кораном и Сунной, тогда какахль ар-рай (сторонники независимого мнения) извлекли большую пользу из таких методов реше ния правовых вопросов, как аль-кыйâс (суждение по аналогии) и аль-истихсâн (предпочтительное решение). В этот период также основными источниками фикха оставались Коран, Сунна, Иджмâ’ (согласие мнений) и Иджтихâд (усердие, старание), а методы законотворчества все еще не были собраны в сборник и применя лись на основе устного знания.

Г. Усуль аль-Фикх при имамах муджтахидах

В этот период появились такие термины Усуль аль-Фикх, как харâм (запретное), вâджиб (необходи мый), мубâх (допустимый), фард (обязательное предписание). Каждый мазхаб (богословско-правовая школа) претендовал на целый ряд свойственных ему методов, применяя которые выносил решения. В тот период каждый мазхаб имел свойственные ему производные источники. Ханафиты пользовались источником аль-истихсан (предпочтительное решение), против этого выступали шâфииты. Мâликиты придавали большое значение методу аль-истислах (стремление к пользе). Появившиеся в этот период и практиковавшиеся ранее правила теперь начали постепенно собираться в книгу. Согласно Ибн Халлигану, автором первой книги, посвященнойУсуль аль-Фикх, был Абу Йусуф (ум.182 г.х.)[4]. Однако эта книга не дошла до нашего вре мени. Первым дошедшим до наших дней произведением, посвященным Усуль аль-Фикх, является книга имама аш-Шâфи’и "ар-Рисâла". Автор в своей книге исследовал такие вопросы, как иджмâл (обобщенность), байâн (очевидность), амр (предписание), нахий (запрещение), хâсс (частный), нâсих (отменяющий), мансух (отмененный), сунна (обычай), иджмâ’ (согласие мнений), кыйâс (суждение по аналогии), истихсâн (пред почтительное решение). Правила Усуль аль-Фикх были записаны и собраны после имамов муджтахидов. После имама аш-Шâфи’и были написаны книги с толкованием методов и правил законотворчества.

[1] Abdulkâdir Udeh, II, 506

[2] İbn Melek, s. 230

[3] "Ат-Талâк", 4; сравните "Аль-Бакара", 234.

[4] "Vefeyâtu'l-A'yân", Kâhire, 1949, V, 424.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

О джиннах и воздействии (вреде)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (8)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (14)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

О посте до...

ВОПРОС: Что является столпом поста?...