Пятница Раби-уль-авваль 27 1439 | Пятница декабря 15 2017

Думы о мавлиде. Адабы мавлида

Думы о мавлиде   Адабы мавлида Улемы, определившие мавлид как деяние мустахаб, издревле ставили несколько обязательных условий и приличий, при соблюдении которых проведение

Думы о мавлиде. Кто придумал мавлид?

  Кто придумал мавлид? О том, кто именно стал первым инициатором празднования мавлида точных сведений нет. Можно предположить, что этот обряд изначально не

Думы о мавлиде. Почему мы его отмечаем?

  Арабское слово мавлид лексически означает «рождение», «момент рождения». В исламской терминологии это слово применяется для обозначения появления на свет последнего Посланника Аллаха

Добро не забывается

С утра было очень холодно. Адам, продающий хозяйственные мелочи, чтобы иметь возможность оплатить проезд к месту своего обучения, обессилел и сильно проголодался. И он решил попросить еды в ближайшем доме....

Халална ли косметика с плацентой?

Халална ли косметика с плацентой? Впорос: Ассалому алайкум! Мир вам и милость Аллаха, У меня такой вопрос, среди косметики для лица в продаже есть крем в составе которого есть человеческая...

Пост месяца Шаъбан

Пост месяца Шаъбан

1316. Передается от Аиши радияллаху анха: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постился целый месяц, кроме как в Рамадане.

Тафсир Хилал

001. Фатиха (Открывающая)

Ниспослана в Мекке. Состоят из 7 аятов...

Сура Бакара, 183-187

183. О те, которые уверовали! Предписан вам...

098. Сура «Баййина», («Ясное доказательство»)‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.‎

Тафсир суры «Кадр» («Предопределение»)

Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов.

Тафсир Хилал: сура «Ихлас»‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов

Новости

Кадыров отметил вклад чеченцев в борьбу с ИГИЛ в Сирии

Кадыров отметил вклад чеченцев в борьбу с ИГИЛ...

13 декабря 2017

Кадыров отметил вклад чеченцев в борьбу с ИГИЛ в Сирии...

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 36,37,38,39,40)

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 36,37,38,39,40)

13 декабря 2017

36. Вопрос: Какими были волосы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?...

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 31,32,33,34,35)

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 31,32,33,34,35)

13 декабря 2017

31. Вопрос: Какого роста был Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?...

Евросоюз выделил €700 млн для сирийских беженцев

Евросоюз выделил €700 млн для сирийских беженцев

13 декабря 2017

Евросоюз выделил €700 млн для сирийских беженцев Европейский союз утвердил...

Саудовская Аравия отменит 35-летний запрет кинотеатров

Саудовская Аравия отменит 35-летний запрет кинотеатров

12 декабря 2017

Саудовская Аравия отменит 35-летний запрет кинотеатров Отменяется 35-летний запрет на...

В Новой Зеландии требуют сделать фаст-фуд халяльным

В Новой Зеландии требуют сделать фаст-фуд халяльным

12 декабря 2017

В Новой Зеландии требуют сделать фаст-фуд халяльным Юная мусульманка Сайида...

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 26,27,28,29,30)

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 26,27,28,29,30)

04 декабря 2017

26. Вопрос: Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам доставил в Шам...

Папа Римский встретится с мусульманами-рохинджа

Папа Римский встретится с мусульманами-рохинджа

01 декабря 2017

Папа Римский встретится с мусульманами-рохинджа В рамках турне по странам...

В следующем аяте вновь приводятся положения о правах женщин и малолетних детей:

لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَوَلِلنِّسَاءِ نَصِيبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَمِمَّا قَلَّ مِنْهُ أَوْ كَثُرَ نَصِيبًا مَّفْرُوضًا

 

7. Мужчинам — доля из того, что оставили родители и родственники. И женщинам — доля из того, что оставили родители и родственники: мало оно из того или много — такова предписанная доля.

В доисламских строях, в том числе и во времена джахилийи на Аравийском полуострове малолетние дети и женщины были лишены права получать наследство. Согласно положению арабов джахилийи на наследство имели право лишь те, кто мог держать в руках оружие и сражаться против врага, то есть достигшие зрелости мужчины. А остальные, в том числе малолетние дети и женщины не были удостоены этого. Ислам объявил наследство родственным правом, будь то мужчина или женщина, будь они взрослые или малолетние дети. Наследство делится между ними в соответствии со степенью родства, по решению шариата, кому сколько причитается, столько и получает. Это обстоятельство является одним из способов укрепления родственных связей, потому что родственники, согласно предписанию Ислама, обязаны помогать друг другу и в тяжелых ситуациях.

К примеру, если один человек по ошибке, нечаянно убьет другого, то он платит кровную. Если его собственного имущества не хватит на выплату кровной, то берется также и у родственников по отцу. Бывают и другие подобные ситуации. С этой точки зрения получение наследства родственниками есть сама справедливость. А дети появились на свет благодаря родителям. Их содержание и воспитание — долг родителей. Если вдруг они умрут, то получение их детьми наследства является необходимостью. В данном аяте подчеркивается, что наряду с мужчинами, женщины также имеют долю в наследстве, оставленном родителями и родственниками.

«Мужчинам — доля из того, что оставили родители и родственники. И женщинам — доля из того, что оставили родители и родственники».

Это есть большое право, которое Ислам дал женщинам четырнадцать веков назад. В этом заключен великий смыл, означающий, что женщина такой же человек, как и мужчина.

Ибн Мурдавайхи передает от Джабира радияллаху анху:

«Когда сподвижница Умму Кахха пришла к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказала: «О Посланник Аллаха, у меня восемь дочерей, а их отец скончался. У них нет ничего. Родственники их отца не отдают моим дочерям наследство», Всевышний Аллах ниспослал вышеприведенный аят.

И этот хадис уже сам по себе показывает, насколько справедливо такое предписание:

«Мало оно из того или много — такова предписанная доля»

Это воля Аллаха, поэтому наследство распределяется независимо от его количества. Нельзя сказать, дескать, в наследство осталось совсем мало вещей, которые ничего не стоят, пусть их возьмет такой-то. Все должно быть так, как наказал Аллах. Это то, что Всевышний Аллах сделал фардом.

وَإِذَا حَضَرَ الْقِسْمَةَ أُولُو الْقُرْبَى وَالْيَتَامَىوَالْمَسَاكِينُ فَارْزُقُوهُم مِّنْهُ وَقُولُوا لَهُمْ قَوْلًامَّعْرُوفًا

 

8. И когда при разделе [наследства] присутствуют родственники, сироты и мискины (нищие), то наделяйте их из него и говорите им слово доброе.

Раздел — совет правообладателей, собравшихся для распределения наследства. Стало быть, на совете по разделу имущества, помимо правообладателей, могут присутствовать и другие родственники, а также сироты и крайне бедные — мискины.

«И когда при разделе [наследства] присутствуют родственники, сироты и бедняки (мискины), то наделяйте их из него…»

Если правообладатели получат свою долю из наследства, а остальным ничего не достанется, то существует вероятность, что они обидятся, получат душевную рану. Чтобы устранить подобную неприятную ситуацию, согласно предписанию аята, наследники должны что-нибудь выделить и дать этим людям, их тоже обрадовать. В то же время следует повеление обходиться с ними любезно и говорить добрые слова.

«…и говорите им слово доброе».

И это тоже один из способов укрепления родственных связей и человеческих взаимоотношений.

وَلْيَخْشَ الَّذِينَ لَوْ تَرَكُوا مِنْ خَلْفِهِمْ ذُرِّيَّةًضِعَافًا خَافُوا عَلَيْهِمْ فَلْيَتَّقُوا اللَّهَ وَلْيَقُولُوا قَوْلًاسَدِيدًا

 

9. И пусть боятся [за сирот] те, которые, если бы оставили после себя немощных потомков, опасались (бы) за них. И пусть боятся Аллаха и говорят слово достойное.

Улемы-муфассиры дали этому священному аяту два толкования. Оба они правильны и дополняют друг друга, еще более проясняя смысл аята.

В соответствии с первым толкованием, пусть человек, взявший на попечение детей, которые остались сиротами после смерти отца, представит на месте этих сирот своих детей.

«И пусть боятся [за сирот] те, которые, если бы оставили после себя немощных потомков, опасались бы за них».

Пусть на этих сирот он смотрит с таким же страхом, как он боялся бы за своих немощных детей, думая, как если бы они остались без опеки после его смерти. Этим усиливается сочувствие и жалость в отношении сирот путем пробуждения отеческой заботы у тех, кто взял их на свое попечение. Одновременно с этим, словами «И пусть боятся Аллаха и говорят слово достойное» следует призыв быть богобоязненным перед Всевышним Аллахом.

Согласно второму толкованию, повеление в аяте направлено к человеку, который находится у одра умирающего человека, делающего завещание в качестве свидетеля или по какой-либо другой причине. Если завещатель делает завещание, наносящее ущерб наследникам, к примеру, если скажет «Все мое имущество расходуйте на такое-то дело», то находящийся рядом человек пусть представит себе, что остающиеся после завещателя дети словно являются его детьми и, прочувствовав их положение, станет увещевать умирающего, призовет его отказаться от такого завещания, которое принесет ущерб наследникам.

Имам Бухари и имам Муслим передают хадис, где Пророк алайхиссалам зашел проведать лежащего больным Саъда ибн Абу Ваккаса радияллаху анху. Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху сказал:

— О Посланник Аллаха, я состоятельный человек. У меня нет другого наследника, кроме единственной дочери. Можно ли мне пожертвовать две трети своего имущества?

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Нет.

— А половину?

— Нет.

— А одну треть?

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Одну треть можно. Хотя и одной трети много.

А затем он сказал: «Тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей».

Следуя этому благородному хадису, в шариате установлено положение, что предсмертное завещание не действует более чем на одну треть оставляемого имущества. То есть если человек завещал расходовать более одной трети своего имущества на какое-либо дело, будь то даже благое и положительное дело, его завещание действует только на одну треть имущества.

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَايَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

 

10. Воистину, те, которые пожирают имущества сирот несправедливо, действительно пожирают в свои животы огонь. И непременно войдут в пылающий ад.

Видно, что стиль священного аята весьма впечатляющ. Прежде всего, если кто несправедливо станет «пожирать» имущество сирот, в Судный день оно превратится в огонь в его животе.

«Воистину те, которые пожирают имущества сирот несправедливо, действительно пожирают в свои животы огонь».

Затем, в таком состоянии — с пылающим огнем в своем животе, такие люди войдут в ад.

«И непременно войдут в пылающий ад».

И пламя ада будет постоянно разгораться все сильнее. Стало быть, человек, который несправедливо «пожирал» имущество сирот, будет подвергнут мучениям огнем как изнутри, так и снаружи. Какое ужасное состояние! Какое горестное страдание!

Имеется множество хадисов, утверждающих и комментирующих смысл этого аята.

Имам Бухари передает от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Сторонитесь семи губящих.

Спросили:

— Что это, о Посланник Аллаха?

Он ответил:

— Придание сотоварищей Аллаху, колдовство, убийство запрещенной Аллахом души, риба, пожирание имущества сирот, бегство с поля боя, оклеветание целомудренных правоверных женщин в прелюбодеянии».

Известный муфассир ас-Суддий сказал:

«Пожиравший имущество сирот будет воскрешен в Судный день в таком состоянии, что из его рта, ушей, носа и глаз станет вырываться огонь. Каждый, кто увидел его, узнает, что он пожирал имущество сироты».

Ибн Мурдавайхи передает от Абу Барза:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— В Судный день некоторые люди будут воскрешены с вырывающимся огнем изо рта.

Люди спросили:

— О Посланник Аллаха, кто они?

Он сказал:

— Разве не знаешь слова Всевышнего Аллаха: “Воистину те, которые пожирают имущества сирот несправедливо, действительно пожирают в свои животы огонь”?»

В хадисе, переданном имамом Ибн Маджой от Абу Хурайры радияллаху анху, Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Завещаю вам держаться подальше от имущества двух слабых — женщины и сироты».

Конечно же, эти учения оказали свое влияние на мусульман и сильно потрясли их. Они стали бояться даже близко подойти к имуществу сирот.

Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху сказал об этом следующее:

«Когда был ниспослан аят “Воистину те, которые пожирают имущества сирот…”, те, кто взял на свое попечение сирот, отделили свою пищу от их пищи, а свое питье — от их питья. Даже остающаяся в излишке еда оставалась нетронутой, пока сирота сам не съест или же пока она не испортится. Для взявших сирот на попечение возникли затруднения. Когда об этом рассказали Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Всевышний Аллах ниспослал аят: “И спросят тебя о сиротах…[1]».

 

 



[1] Сура «Бакара», аят 220.

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (10)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (14)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Медицинское...