Вторник Сафар 5 1440 | Вторник октября 16 2018

Идеи умеренности и срединности, заложенные в Исламе и являющиеся базовыми принципами исламского вероучения, в последнее время получают все более широкое распространение в мусульманском мире.

Одним из главных двигателей этих процессов является Международный центр срединного пути (в Исламе) – «Аль-васатыйя», созданный под патронажем высшего руководства Государства Кувейт. В России, где с каждым годом растет общественно-политическое влияние Ислама, с нетерпением ждут открытия представительства центра, который должен стать основным проводником идей «аль-васатыйи» на просторах нашей родины. Однако, как заявил в одном из интервью главный идеолог «срединного пути» замминистра вакфов Кувейта д-р Адель аль-Фалях, для успеха проекта необходимо наличие в России соответствующего благоприятного климата.

 

Своими прогнозами относительно изменения климатических условий с корреспондентом ИА IslamNews поделился утвержденный руководитель российского представительства центра «Аль-васатыйя», член Общественной палаты РФ Фарид Асадуллин.

- Фарид Абдуллович, наблюдатели, в целом, с оптимизмом высказываются о перспективах центра «Аль-васатыйя» в России. Однако, как отметил заместитель министра вакфов Кувейта д-р Адель аль-Фалях, для успешной работы в этом направлении необходим соответствующий климат. На Ваш взгляд, он уже сложился?

- Россия сама по себе уникальный пример «аль-васатыйи», если принять во внимание то, каких интеллектуальных высот достиг российский Ислам в начале прошлого века. Собственно, российская модель сосуществования, налаживания диалога с другими конфессиями – это и есть та примерная модель «аль-васатыйи», которая нам известна из религиозной деятельности и трудов выдающихся ученых прошлого – Марджани, Расули, Фахритдина, Джамалетдина Кази-Кумухского и др. Поскольку в основе идей умеренности лежит живой диалог с представителями других культур и конфессий. И в этом смысле неслучайно, что российский пример часто рассматривается как уникальный для европейских мусульман.

Мне представляется, что когда г-н аль-Фалях говорит о необходимости создания соответствующих условий, он имеет в виду прежде всего отношение государства к Исламу. В этом плане, были печальные страницы, когда сначала Ислам был гонимой религией, потом терпимой. На мой взгляд, Ислам получил возможности для полнокровного и естественного развития после 1997 года, после принятия Федерального закона, который регламентирует отношения государства и религиозных организаций.

- В России на каком-то этапе времени доверие к арабским организациям было подорвано. Может быть, говоря об условиях, Адель аль-Фалях имел в виду, в том числе, и эту сторону вопроса. Как Вы считаете, возрождается ли доверие к организациям из арабских стран?

- В истории российского государства много страниц, когда официальные структуры с недоверием смотрели на Ислам и все, что с ним связано. Это было обусловлено доминантой православной религиозной традиции. До 1917 года Россия считалась православной империей: у православия были известные политические и иные преференции, и государство было настроено на повсеместное распространение православной идеологии и ценностей. Я думаю, что в последние 15-20 лет в условиях глобализации, роста исламского фактора во всем мире происходит перенастройка отношений государственных структур с исламом. Причем, это происходит везде, не только в России.

Исламский мир опять-таки не однороден. Поэтому, естественно, власти ищут партнеров среди религиозных организаций, которые настроены на мирное созидание, воспитание патриотизма, культивацию тех ценностей, которые одновременно имеются и в светском обществе, и в исламе.

- Сегодня в ряде регионов России стали появляться неофициальные центры «аль-васатыйи», что может вызвать определенную обеспокоенность за судьбу всего проекта, так как зачастую непонятно, кто прячется за этой вывеской. Как вы смотрите на эту проблему?

- У меня двоякое отношение. С одной стороны, я понимаю естественное желание региональных центров на местах организовать жизнь общины по модели «аль-васатыйи». Тот спонтанно возникший повсеместно (в Абхазии, на Северном Кавказе и в других регионах) энтузиазм – это эмоциональная реакция на то, что идеи «аль-васатыйи» созвучны современному этапу развития Ислама в России. Они привлекательны в силу того, что опираются на традиционный Ислам, который ориентирован на спокойное, эволюционное развитие уммы, на выстраивание конструктивного диалога с государством и с Русской православной церковью.

Но с другой стороны, любая самодеятельность может привести к прямо противоположным результатам. Поэтому реализация «аль-васатыйи» должна быть в руках людей, во-первых, подготовленных, имеющих соответствующий религиозный и жизненный опыт и, во-вторых, на основе известных исламских принципов – «шура» и «иджма». «Терпение от Аллаха, спешка и суета от шайтана».

- Насколько я Вас понял, официально возглавляемый Вами центр «аль-васатыйи» является единственным в России?

- Дело в том, что научно-просветительский центр «Аль-васатыйя», как своего рода российское представительство Международного центра «Аль-васатыйя», был учрежден в соответствии с решением Пятой группы стратегического видения «Россия – исламский мир», которая прошла в Кувейте в декабре 2009 года. Содействие в его создании оказали российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования и два исламских университета – в Казани и в Махачкале. Поэтому в России на сегодняшний день существует только один официальный орган «аль-васатыйи». Другие самостоятельные организации, которые могли бы использовать вывеску «аль-васатыйи», находятся вне закона и нелегитимны.

- Когда ожидается официальное открытие центра?

Де-факто мы работаем уже полгода. На этапе регистрации в Минюсте у нас возникли известные проблемы, что отняло определенное время. Тем не менее, сложилась инициативная группа и группы поддержки в Москве, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане, на Кавказе. Сейчас мы готовимся к старту, необходимо точно выверить нашу программу деятельности на ближайшую перспективу. По моим предположениям, это произойдет в конце лета. Думаю, что «аль-васатыйя» скоро заявит о себе в полный голос.

 

 

 

Самое читаемое

Даниил: Подарив мне...

Израильский мусульманин Даниил Родовский заявил...

От рэпа к...

Удивительным образом создал все живое...

Как собирался Куръан

При жизни нашего Пророка Мухаммада...

Прочная вервь Аллаха

Мы продолжаем публиковать статьи из...

Определение местоположения джузов...

Перевод с упрощением математических вычислений:...

Деяния - только...

Все мы знаем, что без...