Вторник Мухаррам 15 1440 | Вторник сентября 25 2018

Если, прежде чем начать беседу о правах человека в Исламе, ознакомимся с теорией прав в этой религии, наша задача будет значительно облегчена. Нашими древними факихами – законоведами, да благодарит их Аллах, этот вопрос освещён в удивительнейшем стиле. Как и по другим учениям Ислама, в этом вопросе каждому новому поколению талибов – учащихся оставалось лишь изложить его применительно к своей эпохе.


Слово арабского происхождения «хак» в словаре используется в значениях быть стойким, устойчивым, определённая доля, справедливость.
А в исламском шариате «хак» означает «интерес, который присущ  одному лицу и не переходит к другому и тем самым находит утверждение со стороны обладателя Шариата».
Право имеет два устоя: 
Первый устой: 1/ в религиозных правах субъект /обладатель/ права – Аллах.
2/ в других правах – их субъектами /обладателями/ могут быть естественная личность – человек или личность – товарищество, сообщество, либо учреждение.
Второй устой: место права, то есть то, что связано с правом.

По своей принадлежности право подразделяется на три вида:
1.    Право /доля/ Аллаха.                                                                                                                                                      
К нему относятся такие виды богослужения, как намаз /ежедневная пятиразовая молитва/, ураза /религиозный месячный пост в году/, закот /очистительная милостыня в пользу бедных/, хадж /паломничество в Мекку/, джихад /война за веру/, усердствование в добрых делах, как того требует исламская религия, такие мероприятия, как амри маъруф /наставление, направление людей на путь истинный, на добрые дела/, нахй мункар /отвращение людей от дурных поступков/, клятва, обет. В свою очередь, перечисленные добрые дела включают в себя предупреждение преступлений и борьбу против них, наказание за такие преступления и проступки, как разврат, воровство, грабёж, клевета, употребление опьяняющих веществ; сохранение в чистоте и порядке используемых всем обществом вещей: воду, дороги и т.д. В вопросах, являющихся правом /долей/ Аллаха, после того, как дело дошло до хокима /правителя/ следует применять соответствующее наказание. Здесь не допускаются прощение, соглашение и амнистия. Например; до тех пор, пока дело вора не попало в руки хакима, пострадавший может простить ему совершенное им преступление, а когда дело находится у хакима, обратного хода уже не будет. 
2.    Право /доля/ человека /раба Божьего/. Здесь предусматривается защита интересов одной личности. К примеру; охрана здоровья, детей, имущества, чести и достоинства, а так же пользование обеспеченным государством общим достоянием: материнство, отцовство, детство и т.д. Широко обсуждаемые ныне права человека относятся к этому виду права. Субъект, то есть обладатель такого права вправе отказаться от него. Можно будет также завершить дело соглашением. Этому праву и посвящены разделы нашей книги.
3.Совместное  /общее/ право, то есть в одной и той же вещи заключено как право Аллаха, так и Его раба. Попеременно может брать верх то право Всевышнего, то право раба Божьего. Примером могут служить душа, богатство, разум и здоровье человека. Потому что в них заинтересованы и лицо – их субъект – обладатель, и общество, в котором он живёт. И мы хорошо знаем, в чём заинтересовано общество, то и является правом /долей/ Аллаха, поскольку польза от него – общее достояние.
Поэтому мусульманин не может покушаться на свою жизнь, на своё здоровье, богатство, на свой разум. Да, он не может покончить жизнь самоубийством на том основании, что его жизнь принадлежит ему самому. Не может решиться на поступки, которые наносят ущерб его здоровью только потому, что это, мол, его здоровье. Не может использовать своё богатство во вред обществу, из- за того, что оно нажито ни кем-нибудь, а им самим. Он не имеет права совершать дела, которые чреваты отрицательными последствиями для его собственного разума.
Теперь пример тому, когда побеждает право раба Божьего. Это право владельца убитого на отмщение. Здесь относительно очищения общества от преступления убийства имеет место право Аллаха. В тоже время в смысле мести, нахождения душевного спокойствия путём лишения жизни убийцы, здесь право личности является верховенствующим.
С точки зрения обращения внимания на источник, права  делятся на три вида:
1. Имущественные права, неимущественные права.
2. Личные права, собственные права.
3. Отдельные права, не отдельные права. 
По принадлежности и казийату /суду/ права делятся на два типа:
1. Право, подсудное казийату /суду/. 
Это такое право, которое можно приобрести путём обращения к казию, по приговору /решению/ казия.
2. Право, не подсудное казийату.
Права, по отношению которых казий не может вынести приговора, называется «диёний хак» - «религиозным правом» то есть правом, твёрдо утвердившимся в соответствии с религией. Хотя лицо, допустившее ущемление этого права не может быть по приговору казия подвергнуто к наказанию, он ответит за содеянное перед собственной совестью, а главное - перед Аллахом. Это в Исламе самое важное право, подобия которого нет в светских системах. 
Скажем, лицо, получившее что-либо в долг, не признаётся в получении, а хозяин не может доказать предоставление этого долга, тогда казий выносит решение о том, что истец не имеет права /доли/ у ответчика. А религиозное право признаёт в истце, обладателя права  /доли/, который будет гласить: «Да гореть в огне геенны тому, кто присвоил себе чужую долю!»

 

 

 

Самое читаемое

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

В школах Дании...

В школах Дании вводится предмет...

В Германии раздадут...

Мусульмане Германии решили раздать 25...

О достоинствах знания...

Сегодня мы поговорим о достоинствах...