Среда Шавваль 6 1439 | Среда июня 20 2018

Некоторые доводы против «Хизбут тахрир» (2)

 

После небольшого отступления выше, теперь вернемся вновь к рассмотрению ошибок и недостатков «Хизбут тахрир».

 

6. Вопрос о правителе (эмире) походит на предыдущий вопрос.

Согласно «шариату», провозглашенному руководителями «Хизбут тахрир», слово эмира — закон. Человек, думающий иначе, превращается в грешника перед Богом и попадет в ад. «Тахрировцы» не имеют права обсуждать слова эмира. У них нет никаких прав, кроме как выполнять приказы эмира. Нужно исполнять приказ эмира, даже если это приведет к смерти, даже если эмир отдал неправильный приказ. Если учесть, что главные эмиры «Хизбут тахрир» являются «невидимками», то станет ясно, что даже несоответствие их указаний существующим обстоятельствам не может быть причиной для неподчинения. Почему же приказ «эмира», который свободно гуляет где-то там в Ливане или в Лондоне, обязан выполнять какой-то бедолага в совсем другой стране, зная, что идет на верную смерть?

Но эмир эмиру рознь. Почтенные Абу Бакр, Умар, Усман и Али радияллаху анхум тоже были эмирами. Но можно ли сравнивать с ними «эмиров» «Хизбут тахрир»?!

Когда в исламском шариате говорится о подчинении эмиру, там подразумеваются эмиры, которые были такими правителями государств, как почтенный Абу Бакр, почтенный Умар, почтенный Усман и почтенный Али радияллаху анхум. «Эмиры» же «Хизбут тахрир» и других групп являются всего лишь координаторами деятельности группы своих единомышленников.

К тому же в исламском шариате рядовые мусульмане имели право обсуждать приказы даже таких эмиров, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Абу Бакр, Умар, Усман и Али радияллаху анхум. Всевышний Аллах велел Пророку саллаллаху алайхи васаллам советоваться со своими сподвижниками. К примеру, в битве при Ухуде Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам приказал сподвижникам остановиться в указанном им месте. Но некоторые из сподвижников предложили более предпочтительное место, где в итоге и был разбит лагерь. Во время битвы Хандак, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам заключал договор с иудеями, обещая им дать из мединских фиников с целью переманить их к себе, руководители ансаров не согласились с этим и в конце концов договор был разорван. Сподвижники могли спокойно, соблюдая приличия, обсуждать приказы почтенного Абу Бакра, Умара, Усмана и Али радияллаху анхум.

С учетом всех этих обстоятельств «эмирам» наших дней надлежит осознать, кто они такие. А тем, кто считает их «эмирами», следует подумать о том, что их «эмир» является рядовым человек, который тоже может допустить ошибки. Очень важно понять, что ввергать себя в разные ситуации из-за неграмотного «эмира» не является приказом исламского шариата.

7. Члены «Хизбут тахрир» через раз повторяют, что нельзя прожить больше трех дней без халифата — это харам.

Понимают ли они полный смысл своих заявлений или нет, ведает только Всевышний Аллах. Но мусульмане мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа прекрасно знают, что это очень ответственные слова. Прежде всего, нужно глубоко усвоить смысл слов «халифат» и «харам».

Слово «халифат» (хилафа) не является прямым предписанием Всевышнего Аллаха, следовательно, халифат не предписан фардом. Ни это слово, ни другие, однородные ему слова, не упомянуты в Священном Куръане в смысле государственного строя. Только в одном месте, когда Всевышний Аллах объявляет о Своем решении сотворить человека, Он сказал своим ангелам: «Поистине, Я устанавливающий на земле наместника (халифа)».[1]

В сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам слово «хилафа» встречается в значении известий о будущих событиях.

عَنْ عُتْبَةَ بْنِ عَبْدٍ، أَنَّ النَّبِيَّ r، قَالَ: «الْخِلاَفَةُ فِي قُرَيْشٍ».

 

Имам Ахмад ибн Ханбал передал от Утбы ибн Абда радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Халифат — у Курайша».

Из этого хадиса следует, что человек, который станет халифом, будет принадлежать к племени Курайш.

عَنْ سَفِينَةَ t، قَالَ سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ r،يَقُولُ: «الْخِلاَفَةُ ثَلاَثُونَ عَامًا، ثُمَّ يَكُونُ بَعْدَذَلِكَ الْمُلْكُ»، قَالَ سَفِينَةُأَمْسِكْ خِلاَفَةَأَبِي بَكْرٍ t سَنَتَيْنِ، وَخِلاَفَةَ عُمَرَ t عَشْرَسِنِينَ، وَخِلاَفَةَ عُثْمَانَ t اثْنَيْ عَشْرَ سَنَةً،وَخِلاَفَةَ عَلِيٍّ t سِتَّ سِنِينَ.

 

Имам Ахмад ибн Ханбал передал от Сафины радияллаху анху:

«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Халифат (просуществует) 30 лет, после чего будет царство».

Сафина еще сказал:

«— Запомни, халифат Абу Бакра — два года, халифат Умара — десять лет, халифат Усмана — двенадцать лет и халифат Али — шесть лет».

Ни Всевышний Аллах, ни Пророк саллаллаху алайхи васаллам не устанавливали положения о том, что жить без халифата больше трех дней является харамом. В Исламе только Всевышний Аллах или Его Посланник саллаллаху алайхи васаллам могут вынести решение относительно халала и харама. «Хизбут тахрир» не имеет на это абсолютно никакого права.

В сущности, этими словами «Хизбут тахрир» хочет сказать, что мусульманам нельзя жить без общины, а общине нельзя жить без избрания своего халифа. Но мусульмане опровергли это утверждение посредством хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

عَنْ حُذَيْفَةَ بْنِ الْيَمَانِ، يَقُولُكَانَ النَّاسُيَسْأَلُونَ رَسُولَ اللهِ r عَنِ الْخَيْرِ، وَكُنْتُ أَسْأَلُهُعَنِ الشَّرِّ، مَخَافَةَ أَنْ يُدْرِكَنِي، فَقُلْتُيَارَسُولَ اللهِ، إِنَّا كُنَّا فِي جَاهِلِيَّةٍ وَشَرٍّ، فَجَاءَنَااللهُ بِهَذَا الْخَيْرِ، فَهَلْ بَعْدَ هَذَا الْخَيْرِ مِنْ شَرٍّ؟قَالَ: «نَعَمْ»، قُلْتُوَهَلْ بَعْدَ ذَلِكَ الشَّرِّ مِنْخَيْرٍ؟ قَالَ: «نَعَمْ، وَفِيهِ دَخَنٌ»، قُلْتُوَمَادَخَنُهُ؟ قَالَ: «قَوْمٌ يَهْدُونَ بِغَيْرِ هَدْيِي، تَعْرِفُمِنْهُمْ، وَتُنْكِرُ»، قُلْتُفَهَلْ بَعْدَ ذَلِكَ الْخَيْرِ مِنْشَرٍّ؟ قَالَ: «نَعَمْ، دُعَاةٌ إِلَى أَبْوَابِ جَهَنَّمَ، مَنْأَجَابَهُمْ إِلَيْهَا، قَذَفُوهُ فِيهَا»، قُلْتُيَا رَسُولَاللهِ، صِفْهُمْ لَنَا، فَقَالَ: «هُمْ مِنْ جِلْدَتِنَا،وَيَتَكَلَّمُونَ بِأَلْسِنَتِنَا» قُلْتُفَمَا تَأْمُرُنِي إِنْأَدْرَكَنِي ذَلِكَ، قَالَ: «تَلْزَمُ جَمَاعَةَالْمُسْلِمِينَ، وَإِمَامَهُمْ» قُلْتُفَإِنْ لَمْ يَكُنْلَهُمْ جَمَاعَةٌ، وَلاَ إِمَامٌ، قَالَ: «فَاعْتَزِلْ تِلْكَالْفِرَقَ كُلَّهَا، وَلَوْ أَنْ تَعَضَّ بِأَصْلِ شَجَرَةٍ،حَتَّى يُدْرِكَكَ الْمَوْتُ، وَأَنْتَ عَلَى ذَلِكَ».

 

Имам Бухари, Муслим и Абу Давуд передали от Хузайфы радияллаху анху:

«Люди спрашивали Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о добре. Я же спрашивал о зле из-за боязни, как бы оно (зло)меня не постигло. Так, я сказал ему:

— О Посланник Аллаха! Мы были в невежестве, во зле. Аллах пришел к нам с этим добром. Будет ли зло после этого добра?

— Да, — ответил он.

— А будет ли вновь добро после того зла? — спросил я.

— Да. У него есть и дым, — сказал он.

— Что значит его “дым”? — спросил я.

— Люди, которые будут наставлять на путь (даже) без моего наставления. (Что-то в них) тебе будет по нраву, (а что-то) отвергнешь, — сказал он.

— А будет ли зло после этого добра? — спросил я.

— Да. Призывающие, стоя у ворот ада. Они бросят в ад того, кто последует за ними, — сказал он.

— О Посланник Аллаха! Опишите их нам, — сказал я.

— Они из нашего народа. Говорят на нашем языке, — сказал он.

— Что прикажете мне делать, если это постигнет меня? — спросил я.

— Ты должен держаться общины мусульман и их имама, — сказал он.

— А если у них не будет ни общины, ни имама? — спросил я.

— Сторонись всех таких групп, даже если придется хвататься зубами за корень дерева. Даже если настанет твоя смерть, старайся оставаться в таком положении, — сказал он».

Как следует из хадиса, для исламской уммы попеременно будут как хорошие, так и скверные времена. Временами среди этой уммы будут происходить и смуты. В такое время следует быть вместе с мусульманским джамаъатом — общиной и имамом общины, если только они будут существовать. А если не будет ни общины, ни имама, то нужно держаться подальше от всех групп и не следует присоединяться к кому-либо из них.

Абсолютное большинство исламских улемов утверждают, что содержание этого хадиса говорит о том, что временами не будет ни общины мусульман, ни их имама — халифа. Но только «Хизбут тахрир» отрицает эту истину, не имея никаких на то оснований.

 

8. Одним из неустанно повторяемых слов «тахрировцев» в нашей стране является «призыв» (даъва).

Если прислушаться к их заявлениям, то получится, что только члены «Хизбут тахрир» призывают к Исламу, никто другой этого не делает. А если у них спросить, что означает призыв — даъва, спросить об аятах и хадисах о призыве, то получить вразумительный ответ будет затруднительным. Уму непостижимо, как они при таком скудном уровне знаний осмеливаются претендовать на статус призывающего к Исламу. Ведь призыв — чрезвычайно ответственное и деликатное дело, требующее достаточного уровня знаний, специальной подготовки и разрешения наставников. Не все способны призывать к Исламу. Для этого нужна специальная подготовка и разрешение наставников. Неудивительно, если претендование на призыв, без знания науки о нем, свойственно только «Хизбут тахрир».

Человек, собирающийся призывать людей к Исламу, должен сначала основательно изучить исламское учение, затем в обязательном порядке усвоить методы и правила призыва. Он должен глубоко проанализировать место и время призыва, хорошо знать общество, в котором осуществляется призыв, знать проблемы в этом обществе. Прежде чем начать призыв, он должен обдумать все возможные последствия. Призыв можно начинать только тогда, когда человек полностью уверен в том, что его действия принесут пользу Исламу и мусульманам, изменят ситуацию в лучшую сторону. Разумный человек даже близко не подойдет к такому призыву, как у «Хизбут тахрир», которым может навлечь беду и на себя, и на других.

 

9. Еще одним из заметных деяний «Хизбут тахрир» является то, что они подряд выносят фатвы, объявляющие других мусульман неверными, как по одному, так и целыми группами.

Члены «Хизбут тахрир» осмеливаются без зазрения совести объявлять: «такой-то стал кафиром», «совершивший то-то является неверным», и гордятся этим. Конечно же, это горе тоже результат их малограмотности. Если бы они хотя бы в малой степени изучили этот деликатный вопрос, если бы они были чуточку честнее, то могли бы передумать.

Здесь речь идет о том, что крайне рискованно объявлять кого-либо неверным (кафиром). Поэтому в этом вопросе следует быть весьма осмотрительным.

Лично Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был против подобных дел.

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ t، قَالَقَالَ رَسُولُ اللهِ r: «ثَلاَثٌ مِنْ أَصْلِ اْلإِيمَانِ، الْكَفُّ عَمَّنْ قَالَلاَإِلَهَ إِلاَّ اللهُ، وَلاَ نُكَفِّرُهُ بِذَنْبٍ، وَلاَ نُخْرِجُهُ مِنَاْلإِسْلاَمِ بِعَمَلٍ». رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.

 

Передается от Анаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Три вещи — из основ иймана: неприкосновенность человека, сказавшего «Лаа илааха иллаллах»; не сочтем его неверным из-за грехов; не выводим его из Ислама из-за деяний».

Передал Абу Давуд.

В этом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам излагает три важных вопроса.

1. «Неприкосновенность человека, сказавшего “Лаа илааха иллаллах”».

Жизнь и имущество человека, выказывающего наличие у него веры (свидетельствованием «Лаа илааха иллаллах») и свою принадлежность к мусульманству, должны быть неприкосновенны. С людьми, которые обнаруживают свое мусульманство пусть даже видимыми атрибутами Ислама, необходимо обращаться как с мусульманами. Их истинные намерения, потаенные мысли, степень убеждения и расчет за это предоставляются Самому Аллаху.

2. «Не сочтем его неверным из-за грехов».

Человек, который говорит «Лаа илааха иллаллах» и внешне поступает как мусульманин, не объявляется неверным (кафиром) за совершенное им греховное деяние. Он является не кафиром, а ослушавшимся мумином (верующим).

3. «Не выводим его из Ислама из-за деяний».

Человек, который произнося калиматут тавхид — «Лаа илааха иллаллах», внешне выказывает принадлежность к Исламу, не объявляется вышедшим из Ислама, из исламской нации из-за его деяний. К таким людям применяется определенное шариатское наказание, соразмерное его деяниям. Если его вероубеждение не искажено, он не считается вышедшим из Ислама. Таково общее правило!

Раз так, не следует торопиться объявлять кого-то неверным. Не очень-то просто обвинять человека в неверии, пока он не допускал ширка. Ибо Сам Всевышний Аллах в Куръане сказал, что Он может простить все грехи, кроме ширка.

Отрицание верующим того, о чем нет категорических доказательств в Куръане и сунне, и по поводу фардности и харамности чего существуют разные толкования среди наших имамов-муджтахидов, не приводит к неверию.

Обвинять кого-либо в неверии нелегкое дело, потому что вытекающие из этого последующие положения весьма опасны.

Во-первых, в хадисе, который имам Бухари передал от Ибн Умара и Абу Хурайры радияллаху анхум, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ t، أَنَّ رَسُولَ اللهِ r، قَالَ: «إِذَاقَالَ الرَّجُلُ ِلأَخِيهِيَا كَافِرُ، فَقَدْ بَاءَ بِهِأَحَدُهُمَا».

 

«Если человек скажет своему брату “Эй, кафир (неверный)!”, то один из них будет таковым».

Тот, кто назовет кого-то неверным, не имея на это серьезного основания, сам становится неверным, потому что таково положение об объявлении правоверного неверующим. Поэтому прежде чем называть кого-либо неверным, нужно подумать, чем это может обернуться.

Во-вторых, если в отношении кого-то вынесли решение (хукм) о том, что он есть неверный, и это соответствует действительности, то должны произойти крайне тяжкие последствия этого решения:

1. Брак того человека с женой становится недействительным.

2. Его дети выходят из его иждивения.

3. Он отчуждается  от общества мусульман.

4. Судебный орган вынесет приговор, что он вероотступник (муртад).

5. Если он умрет, его не станут омывать, надевать на него саван, не будут совершать по нему джаназу, не похоронят на мусульманском кладбище

6. Он будет лишен наследства.

7. Если он умрет в таком состоянии (в неверии), попадет в ад.

Поэтому богобоязненные, выдающиеся исламские улемы находят для себя неподобающим обвинять кого-то в неверии. Даже если некоторые делали это раньше, то потом отменяли подобные свои фатвы.

Знаменитый ханафитский ученый, умерший в 970 году хиджры, автор книги «ал-Бахрур раик» Ибн Наджим рахматуллахи алайхи поступил именно так. Он говорил: «Если существует девяносто девять доводов за неверие и один довод в пользу иймана, оставьте девяносто девять и берите этот один довод».

Иногда допускается ошибка, когда общая фатва о неверии применяется в отношении отдельного человека. Например, вынесена фатва: «Люди, принадлежащие к такой-то группе, являются неверными». Это не значит, что каждый член этой группы является неверным. Для того чтобы объявить неверным конкретного человека, требуются дознание, уточнения, личная беседа, дискуссия, в ходе чего доказывается суть его вины.

 

* * *

 

Мы не можем сказать, что возражения и претензии улемов Ахлус сунна вал джамаъа, предъявляемые к «Хизбут тахрир», на этом исчерпаны. Заявлений и деяний «Хизбут тахрир», которые подвергались резкой критике и осуждению, достаточно много. Наша задача заключается не в перечислении всех их, а в указании на корень ошибок.

Точно так же мы могли бы сколько угодно анализировать ошибки каждого течения и движения, действия которых идут вразрез с мазхабом Ахлус сунна вал джамаъа. Но мы предпочли ограничиться только одним из них.

 

 



[1] Сура «Бакара», аят 30.

 

 

 

 

Самое читаемое

Мой путь к...

Меня зовут Айша-Лариса, русская, закончила...

Юсуф Эстес «О...

Дорогие братья и сестры и...

Для новообращенных мусульман...

По случаю окончания священного месяца...

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...

Американский профессор принял...

Интерес американского преподавателя канадского университета...

Японец-христианин принял Ислам...

Японец, исповедовавший христианство, принял Ислам...