Вторник Ражаб 19 1440 | Вторник марта 26 2019

МАЛИК ИБН АНАС

Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу Амир ибн Амр ибн ал-Харис Абу Абдуллах ал-Асбахи ал-Мадани считается имамом и факихом Дарул Хиджры, то есть Медины. Малик ибн Анас родился в 93 г.х. в Лучезарной Медине. Прозвище ал-Асбахи означает, что он происходит из племени ал-Асбах в Йемене. Имам Малик, будучи из числа табаъ табиъинов (третье поколение мусульман), был одним из великих обладателей знаний своего времени, мухаддисом и имамом мазхаба Маликийа.

Имам Шафиъи сказал о нем следующее: «После табиъинов Малик является аргументом Аллаха для Его созданий». О роли имама Малика в науке о хадисах и его достоинствах имам Насаи говорил: «В науке о хадисах для меня нет другого человека, который был бы более знающим, уважаемым, надежным, правдивым и передавшим малое количество слабых хадисов, чем Малик».

Имам Шафиъи говорил: «Если бы не было Малика и Ибн Уяйны, наука Хиджаза была бы утрачена». Также он говорил: «Когда упоминаются ученые, Малик — это звезда». Ибн Махди сказал: «В фикхе Малик превзошел ал-Хакама и Хаммада».

По предложению халифа Абу Джаъфара ал-Мансура имам Малик написал книгу, разъясняющую мусульманам учение Ислама и назвал ее «Муваттаъ» («Упрощенное»). Когда же халиф Мансур собрался приказать всем мусульманам следовать во всем этой книге, имам Малик выразил несогласие. Данная книга включает в себя хадисы, собранные в течение 40 лет. Их передавали около тысячи человек. Хадисы в этом сборнике переданы от 30 равийев, 20 из которых знамениты.

Яхйа ибн Яхйа ал-Лайс ал-Андалуси, характеризуя «Муваттаъ», сказал: «Это — книга хадисов и фикха, я не знаю другой равной ей книги». Имам Шафиъи сказал: «На всем свете нет более правильной научной книги, чем “Муваттаъ”».

Имам Малик передал хадисы от Наъима ал-Муджмира, Зайда ибн Аслама, Абул Зинада, Саъида ал-Макбури, Хамида ат-Тавила, Хузайфы ас-Сихами ал-Ансари. Тех же, кто передавал хадисы от имама Малика, было большое множество. Его учителями были аз-Зухри и Яхйа ибн Саъид, из ученых современников — ал-Авзаъи, ас-Саври, Суфян ибн Уяйна, ал-Лайс ибн Саъд, Ибн Джурайдж, Шуъба ибн Хаджжадж, аш-Шафиъи, Ибн ал-Каттан и Абу Исхак ал-Фазари.

Имам Малик был обладателем великой богобоязненности. Если он собирался рассказать хадис, он совершал омовение, затем величаво устраивался на своем месте и только после этого начинал рассказывать. Когда ему упомянули об этом, в ответ он сказал: «Я люблю проявлять уважение к хадисам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, поэтому я рассказываю хадисы только тогда, когда я уверен по поводу своей чистоты (своего вудуъ)».

Он не любил рассказывать хадисы, находясь в пути, стоя или наспех. Даже в преклонном возрасте, когда он уже ослаб, он не ездил верхом на лошади или верблюде в Лучезарной Медине, говоря: «Я не буду ездить верхом на лошади или верблюде в городе, где захоронено тело Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».

Имам Малик был не только мухаддисом, но также великим факихом, имамом (основателем и предводителем) мазхаба Маликийа. Его мазхаб, широко распространенный в исламском мире, считается основой мазхабов Шафиъийа и Ханбалийа. В настоящее время мазхаб Маликийа распространен в основном в странах северо-западной Африки.

В связи с тем, что имам Малик жил в одном из главных центров науки исламского государства Дарус Сунна — Лучезарной Медине, он не ездил в другие страны с целью сбора хадисов, а встречался с учеными, прибывавшими в Медину в поисках хадисов, и обменивался с ними известными ему хадисами.

Несмотря на то, что имам Малик на протяжении всей своей жизни не участвовал ни в каких восстаниях и заговорах, все же в период правления халифа Абу Джаъфара ал-Мансура, то есть в 146 г. х., на него обрушилось несчастье: его побивают плетью, а в результате вытягивания рук у него происходит вывих плеча. Причиной этому послужил переданный имамом Маликом хадис о том, что «На мустакраха (принужденного) талак не распространяется». Этот хадис был использован в целях заговора некоторыми силами во время бунта, организованного в ЛучезарнойМедине Мухаммадом ибн Абдуллахом ибн Хасаном ан-Нафс аз-Закийа.

Дело в том, что со ссылкой на этот хадис было заявлено о недействительности признания людьми Абу Джаъфара ал-Мансура халифом, поскольку мусульмане совершали байъат халифу ал-Мансуру с условием «талака» (то есть нарушение байъата каждым, кто его совершил, автоматически приводило к разводу с женой).

 

Имам Малик ибн Анас умер в 179 г.х..

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Марйам...

Как вам известно, недавно в...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Что означает слово...

Религия, которую принес человечеству наш...

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...