Вторник Ражаб 19 1440 | Вторник марта 26 2019

ИМАМ АХМАД ИБН ХАНБАЛ

Ахмад ибн Ханбал ибн Хилал ибн Асад Идрис ибн Абдуллах ибн Хайян ибн Абдуллах ал-Багдади является ученым в области хадисов и фикха, а также основателем мазхаба Ханбалийа.

Его родословная восходит до пророка Ибрахима алайхиссалам и пересекается с родом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в колене Аднана. Родители Ахмада ибн Ханбала родом из города Мерв в Туркменистане. Впоследствии они переселились в Багдад, где в 164 г.х. родился Ахмад ибн Ханбал.

Еще в детстве Ахмад ибн Ханбал остался без отца. Повзрослев, сначала он учился профессии мусульманского судьи (кадийа) при кадийе Абу Юсуфе. Затем, питая склонность к слушанию хадисов, он приступает к их сбору. Впервые послушав хадисы в 179 г.х., он начинает записывать хадисы.

В 189 г.х. в возрасте 25 лет Ахмад ибн Ханбал отправляется в Йемен к своему учителю Абдураззаку. Вместе со своими друзьями Яхйа ибн Муъином и Исхаком ибн Рахавайхом он брал уроки у этого учителя. В последующем, с целью сбора хадисов он побывал в Мекке, Медине, Шаме, Йемене, Куфе, Басре и других краях.

Ибрахим ал-Харби говорил: «Я думаю, что Аллах объединил знания первых и последних поколений в Ахмаде ибн Ханбале». Али ибн ал-Мадини говорил: «Аллах укрепил эту религию двумя людьми. Третьего нет. В первый раз, в день, когда люди стали отходить от религии, Он укрепил ее Абу Бакром Сиддиком. Во второй раз, в день фитны, Он укрепил ее Ахмадом ибн Ханбалом». Также он сказал: «Никто после Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не занимался делами религии, кроме Ахмада ибн Ханбала». Когда у него спросили: «Даже Абу Бакр Сиддик?», он ответил: «Даже Абу Бакр Сиддик. Потому что вместе с Абу Бакром были соратники и воины, которые поддерживали его, тогда как у Ахмада ибн Ханбала не было ни соратников, ни воинов».

Ахмад ибн Ханбал, объясняя людям, что самый правильный путь — это Ислам, посвятил много усилий делу призыва к религии. В результате, благодаря ему Ислам приняло большое число людей. Зархани рассказал: «Ахмад ибн Ханбал способствовал принятию Ислама более чем 220000 людей, исповедовавших иудаизм, христианство и огнепоклонничество. Ахмад ибн Ханбал был известен не только среди мусульман, но и среди людей, исповедовавших другие религии. Однажды между двумя огнепоклонниками возник спор. Они обратились к кадийу Хорасана. Кадий, основываясь на положения Ислама, вынес решение, доказав правоту одного из них. Тогда тот, в ущерб которому было вынесено решение, сказал: «Если ты вынес решение, основываясь на положениях мазхаба (школы) Ахмада ибн Ханбала, то я согласен с этим».

Каждый ученый считал Ахмада ибн Ханбала своим учителем и проявлял к нему уважение. Знатоки Куръана признавали, что Ахмад ибн Ханбал хорошо знал положения Куръана, обладал приятным голосом и красиво читал Куръан. Ученые в области хадисов считали Ахмада ибн Ханбала ученым-хадисоведом, умеющим различать сахих и слабые хадисы, они спешили послушать от него хадисы.

Весомым аргументом для такого отношения  являлось и то, что его учениками были такие великие мухаддисы, как Бухари, Муслим, Абу Давуд. Ученые фикха не торопились выносить какое-либо решение без учета фатв Ахмада ибн Ханбала. У него было немало учителей, среди которых Хашим ибн Башир, Шафиъи, Башир ибн ал-Муфаззал, Исмаил ибн Али, Суфян ибн Уйайна и другие. Его учениками считаются Абу Бакр ал-Марузи, Шахин ибн ас-Самидаъ, Абу Давуд, Бухари, Муслим, Абу Али Хусайн, Абу Бакр Ахмад и многие другие.

Ахмадом ибн Ханбалом написаны книги «Муснад», включающая более 40000 хадисов, «Китабуз зухд», «ал-Маърифа ват таълим», «ал-Джурх ват таъдил» и другие.

Во времена Ахмада ибн Ханбала некоторые факихи, особенно ученые при дворе правителя, считали, что Куръан является «существом», «творением» (махлук), то есть Куръан, как и все остальные вещи, создание Аллаха. Они не отказались от своего мнения даже тогда, когда Ахмад ибн Ханбал доказал, что это неверное представление о Куръане противоречит Исламскому вероучению. Напротив, они подвергали мучениям тех, кто выступал в этом вопросе против их мнения, даже самого Ахмада ибн Ханбала. Сначала его избили, а затем посадили в тюрьму. Несмотря на все угнетения и пытки, Ахмад ибн Ханбал не отказался от своего мнения. Благодаря ему исламская умма была спасена от этого неверного представления (Да будет ему милосердие Аллаха!).

 

Имам Ахмад ибн Ханбал умер в 241 г. х. в городе Багдаде.

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Марйам...

Как вам известно, недавно в...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Что означает слово...

Религия, которую принес человечеству наш...

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...