Вторник Ражаб 19 1440 | Вторник марта 26 2019

ИМАМ ШАФИЪИ

Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафиъ ибн Саиб ибн Абдулйазид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абдулманаф (его куня ­Абу Абдуллах ал-Курайши) родился в 150 г. х. в городе Газза. Он является основателем мазхаба Шафиъи, одним из имамов среди факихов и мухаддисов.

Детство имама Шафиъи прошло в Мекке. Он вырос сиротой. Его мать хотела, чтобы он получил образование, но из-за отсутствия денег на учебу испытывала множество трудностей. Наконец, некий учитель, заметив в Шафиъи врожденные способности, согласился обучать его бесплатно. Быстро освоив грамоту, он уже в семь лет полностью выучил наизусть Священный Куръан. После он брал уроки у ученых при мечети. Благодаря своим феноменальным способностям запоминать, в десять лет он выучил книгу имама Малика «Муваттаъ». В дальнейшем он приступает к изучению фикха и хадисов у Муслима ибн Халида аз-Занджи и Малика ибн Анаса. В пятнадцать лет он получил благословение своего учителя Муслима ибн Халида на вынесение фатв.

Абдулгани ад-Дахарни в своей книге «Аъламу Муслимин» приводит следующие слова самого Шафиъи: «Когда, обратившись к одному человеку, я сказал: “Я выучил Куръан, арабскую поэзию и основы красноречия и спросил, что делать дальше”, тот сказал, чтобы я шел к Малику ибн Анасу. Это было мне по душе. Попросив у одного мекканца книгу «Муваттаъ» Малика ибн Анаса, я выучил ее за девять ночей. Затем я отправился в Медину. Придя к нему, я рассказал о себе. Выслушав меня, он некоторое время пристально смотрел на меня и спросил: “Как тебя зовут?”. Я сказал, что мое имя Мухаммад. Он сказал: “О Мухаммад, бойся Аллаха, сторонись греховных дел, несомненно, в скором времени ты достигнешь великих степеней”. Я прочитал ему аяты из Куръана. Когда я собрался остановиться, он сказал, чтобы я продолжал — ему понравился мой тилават. После этого я брал уроки у Малика вплоть до самой его смерти».

Абдуллах ибн Зубайр говорил об имаме Шафиъи: «Шафиъи вплотную приблизился по знаниям к Малику. Он овладел знаниями всех ученых Медины».

Вернувшись в Мекку и пробыв там несколько дней, имам Шафиъи снова собрался в путь. На этот раз он отправился еще дальше — в Йемен.

Через некоторое время он прославился и в Йемене, как это было в Мекке и Медине. Посетив Багдад в 184 г.х., он стал жить в доме Мухаммада ибн Хасана. Только здесь он стал избавляться от бедности. За его заслуги халиф Харун ар-Рашид наградил его премией в 500000 динаров. Получив также знания в Ираке, он снова возвратился в Мекку.

Собрав группу учеников (халка — досл. «круг»), он начинает давать уроки в Масжидул Хараме — Заповедной Мечети. В той группе можно было встретить не только рядовых учеников, но и таких ученых, как Суфян ибн Уйайна, Ахмад ибн Ханбал.

В 195 г. х. он снова вернулся в Багдад, где начал давать уроки в мечети Джамиъул гарби. Ибрахим ал-Харби сказал: «В этой мечети было около двадцати групп (халка) учащихся». Помимо этого имам Шафиъи, побывав в Египте и обогатив свои знания, приобрел и там много учеников.

В то время в области знания хадисов, фикха, тафсира и поэзии имаму Шафиъи не было равных. Об этом свидетельствуют следующие слова ученых о нем.

Фазл ибн Диккин сказал: «Мы не слышали и не встречали человека, который бы обладал более зрелым умом, совершенной сообразительностью и обширными знаниями, чем Шафиъи».

Имам Абу Зуръата ар-Рази говорил: «Имам Шафиъи достоин того, чтобы им попрекали исламскую умму (напоминая о его заслугах)».

Башир ал-Мариси сказал: «Ему (Шафиъи) была дана половина разума всех людей мира».

Имам Ахмад ибн Ханбал говорил: «Каждый, кто возьмет в руки чернила и перо, обязан имаму Шафиъи. Если бы не он, мы бы не знали хадисов и фикха. Вратафикха были заперты на замок. Благодаря Шафиъи, Аллах открыл эти врата».

После смерти имама Абу Ханифы — еще одного проявления милости Всевышнего Аллаха к своим рабам — в 150 г. х. Аллах дал людям вместо него имама Шафиъи.

Имам Шафиъи написал 113 книг, наиболее известными из которых являются: «Китабу худжжа», «Рисала», «Умм», «ал-Мабсут», «Ихтилафул хадис», «Сифатул амри ван нахи», «Ибталул истихсан», «ас-Солават», «ал-Буйуъ», «ал-Музараъа», «ад-Даъва вал байаанат», «Сайрул Авзаъи», «Фазаилу Курайш», «ас-Сабку вар раъйу».

Сам Шафиъи говорил: «Мне приснилось, как один человек пришел, взял мои книги и разбросал их в воздухе, от чего мои книги разлетелись во все стороны. Когда я спросил об этом толкователей снов, они сказали: “Твой сон сбудется, не останется ни одного города, куда бы не добралось твое знание или твоя книга».

Имам Шафиъи умер в 204 г.х. в возрасте 54 лет.

 

 



[1] Фарсах — исламская мера длины, равная 5544 м.

 

[2] Древний город на юге Узбекистана.

 

[3] Куня (кунйа) — прозвище, образуемое согласно обычаю арабов звать человека именем его старшего сына (или дочери) — «отец такого-то», «мать такого-то».

 

[4] Зухд (الزهد) — воздерживаться от харама (запретного), сомнительного, а также от лишнего из каждого халал (дозволенных) и мубах деяний и вещей.

 

[5] Хафизул-кабир — великий хафиз (см. выше пояснение к хафиз).

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Марйам...

Как вам известно, недавно в...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Что означает слово...

Религия, которую принес человечеству наш...

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...