Вторник Зуль-каада 4 1439 | Вторник июля 17 2018

ИМАМ ШАФИЪИ

Мухаммад ибн Идрис ибн Аббас ибн Усман ибн Шафиъ ибн Саиб ибн Абдулйазид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн Абдулманаф (его куня ­Абу Абдуллах ал-Курайши) родился в 150 г. х. в городе Газза. Он является основателем мазхаба Шафиъи, одним из имамов среди факихов и мухаддисов.

Детство имама Шафиъи прошло в Мекке. Он вырос сиротой. Его мать хотела, чтобы он получил образование, но из-за отсутствия денег на учебу испытывала множество трудностей. Наконец, некий учитель, заметив в Шафиъи врожденные способности, согласился обучать его бесплатно. Быстро освоив грамоту, он уже в семь лет полностью выучил наизусть Священный Куръан. После он брал уроки у ученых при мечети. Благодаря своим феноменальным способностям запоминать, в десять лет он выучил книгу имама Малика «Муваттаъ». В дальнейшем он приступает к изучению фикха и хадисов у Муслима ибн Халида аз-Занджи и Малика ибн Анаса. В пятнадцать лет он получил благословение своего учителя Муслима ибн Халида на вынесение фатв.

Абдулгани ад-Дахарни в своей книге «Аъламу Муслимин» приводит следующие слова самого Шафиъи: «Когда, обратившись к одному человеку, я сказал: “Я выучил Куръан, арабскую поэзию и основы красноречия и спросил, что делать дальше”, тот сказал, чтобы я шел к Малику ибн Анасу. Это было мне по душе. Попросив у одного мекканца книгу «Муваттаъ» Малика ибн Анаса, я выучил ее за девять ночей. Затем я отправился в Медину. Придя к нему, я рассказал о себе. Выслушав меня, он некоторое время пристально смотрел на меня и спросил: “Как тебя зовут?”. Я сказал, что мое имя Мухаммад. Он сказал: “О Мухаммад, бойся Аллаха, сторонись греховных дел, несомненно, в скором времени ты достигнешь великих степеней”. Я прочитал ему аяты из Куръана. Когда я собрался остановиться, он сказал, чтобы я продолжал — ему понравился мой тилават. После этого я брал уроки у Малика вплоть до самой его смерти».

Абдуллах ибн Зубайр говорил об имаме Шафиъи: «Шафиъи вплотную приблизился по знаниям к Малику. Он овладел знаниями всех ученых Медины».

Вернувшись в Мекку и пробыв там несколько дней, имам Шафиъи снова собрался в путь. На этот раз он отправился еще дальше — в Йемен.

Через некоторое время он прославился и в Йемене, как это было в Мекке и Медине. Посетив Багдад в 184 г.х., он стал жить в доме Мухаммада ибн Хасана. Только здесь он стал избавляться от бедности. За его заслуги халиф Харун ар-Рашид наградил его премией в 500000 динаров. Получив также знания в Ираке, он снова возвратился в Мекку.

Собрав группу учеников (халка — досл. «круг»), он начинает давать уроки в Масжидул Хараме — Заповедной Мечети. В той группе можно было встретить не только рядовых учеников, но и таких ученых, как Суфян ибн Уйайна, Ахмад ибн Ханбал.

В 195 г. х. он снова вернулся в Багдад, где начал давать уроки в мечети Джамиъул гарби. Ибрахим ал-Харби сказал: «В этой мечети было около двадцати групп (халка) учащихся». Помимо этого имам Шафиъи, побывав в Египте и обогатив свои знания, приобрел и там много учеников.

В то время в области знания хадисов, фикха, тафсира и поэзии имаму Шафиъи не было равных. Об этом свидетельствуют следующие слова ученых о нем.

Фазл ибн Диккин сказал: «Мы не слышали и не встречали человека, который бы обладал более зрелым умом, совершенной сообразительностью и обширными знаниями, чем Шафиъи».

Имам Абу Зуръата ар-Рази говорил: «Имам Шафиъи достоин того, чтобы им попрекали исламскую умму (напоминая о его заслугах)».

Башир ал-Мариси сказал: «Ему (Шафиъи) была дана половина разума всех людей мира».

Имам Ахмад ибн Ханбал говорил: «Каждый, кто возьмет в руки чернила и перо, обязан имаму Шафиъи. Если бы не он, мы бы не знали хадисов и фикха. Вратафикха были заперты на замок. Благодаря Шафиъи, Аллах открыл эти врата».

После смерти имама Абу Ханифы — еще одного проявления милости Всевышнего Аллаха к своим рабам — в 150 г. х. Аллах дал людям вместо него имама Шафиъи.

Имам Шафиъи написал 113 книг, наиболее известными из которых являются: «Китабу худжжа», «Рисала», «Умм», «ал-Мабсут», «Ихтилафул хадис», «Сифатул амри ван нахи», «Ибталул истихсан», «ас-Солават», «ал-Буйуъ», «ал-Музараъа», «ад-Даъва вал байаанат», «Сайрул Авзаъи», «Фазаилу Курайш», «ас-Сабку вар раъйу».

Сам Шафиъи говорил: «Мне приснилось, как один человек пришел, взял мои книги и разбросал их в воздухе, от чего мои книги разлетелись во все стороны. Когда я спросил об этом толкователей снов, они сказали: “Твой сон сбудется, не останется ни одного города, куда бы не добралось твое знание или твоя книга».

Имам Шафиъи умер в 204 г.х. в возрасте 54 лет.

 

 



[1] Фарсах — исламская мера длины, равная 5544 м.

 

[2] Древний город на юге Узбекистана.

 

[3] Куня (кунйа) — прозвище, образуемое согласно обычаю арабов звать человека именем его старшего сына (или дочери) — «отец такого-то», «мать такого-то».

 

[4] Зухд (الزهد) — воздерживаться от харама (запретного), сомнительного, а также от лишнего из каждого халал (дозволенных) и мубах деяний и вещей.

 

[5] Хафизул-кабир — великий хафиз (см. выше пояснение к хафиз).

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...

Истина о гадании...

Какие они существа, Джинны? Правоверные...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (3)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (4)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...