Пятница Джумад-уль-авваль 28 1438 | Пятница февраля 24 2017

Биография шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (рахимахуллах) Дата рождения: 15 апреля 1952 года (19 Раджаб, 1371 год по хиджре). Место рождения: Село
Биография шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа

Биография шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (рахимахуллах) Дата рождения: 15 апреля 1952 года (19 Раджаб, 1371 год по хиджре). Место рождения: Село Ниязбатыр Асакинского района Андижанской области, Узбекистан

День Ашуро

Слово «Ашуро» в словаре означает «десятый». Десятый день ‎месяца Мухаррам известен ‎под названием Ашуро.‎

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 86)

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 86)

После шафаата речь заходит о факторе, который приводит в движение связи в обществе, показывает уровень развитости членов общества. Речь идет о приветствовании. وَإِذَا حُيِّيْتُم بِتَحِيَّةٍ فَحَيُّواْ بِأَحْسَنَ مِنْهَا أَوْ رُدُّوهَا...

Тафсир Хилал

001. Фатиха (Открывающая)

Ниспослана в Мекке. Состоят из 7 аятов...

Сура Бакара, 183-187

183. О те, которые уверовали! Предписан вам...

098. Сура «Баййина», («Ясное доказательство»)‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.‎

Тафсир суры «Кадр» («Предопределение»)

Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов.

Тафсир Хилал: сура «Ихлас»‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов

Новости

Турецким военнослужащим-женщинам разрешили хиджаб

Турецким военнослужащим-женщинам разрешили хиджаб

23 февраля 2017

Турецким военнослужащим-женщинам разрешили хиджаб Отныне женщины-военнослужащие и курсантки в Турции...

В студгородке Кембриджа появится мечеть

В студгородке Кембриджа появится мечеть

22 февраля 2017

В студгородке Кембриджа появится мечеть В скором времени в университетском...

Генеральный секретарь ООН процитировал Коран

Генеральный секретарь ООН процитировал Коран

22 февраля 2017

Генеральный секретарь ООН процитировал Коран Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш...

Потомок раввинов, не признающий израильский режим и бывший одним из основателей Пакистана

Потомок раввинов, не признающий израильский режим и бывший...

18 февраля 2017

Потомок раввинов, не признающий израильский режим и бывший одним из...

Канада станет мусульманской страной уже к 2050 году

Канада станет мусульманской страной уже к 2050 году

16 февраля 2017

Тенденцию стремительного роста числа мусульман в Канаде уловило издание American...

Сайт Muslimaat.uz — на Telegram!

Сайт Muslimaat.uz — на Telegram!

15 февраля 2017

Сайт Muslimaat.uz — на Telegram! Вот уже полтора года, как...

«Евродон» начнет экспорт халяльной продукции в Узбекистан и Азербайджан

«Евродон» начнет экспорт халяльной продукции в Узбекистан и...

15 февраля 2017

Крупнейший производитель индейки в России группа компаний "Евродон" договорилась о...

Эрдоган обсудил Сирию с королем Саудовской Аравии

Эрдоган обсудил Сирию с королем Саудовской Аравии

15 февраля 2017

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжает рабочее турне по странам...

Прежде чем поговорить о муфассирах (толкователях Куръана) и науке тафсир в ‎Маварауннахре, давайте бросим взгляд на историю возникновения и развития этой великой науки.‎

Слово тафсир лексически означает «толкование», «раскрытие» и «прояснение». Но в ‎терминологии улемов дается следующее определение:‎

‎«Тафсир – это наука, посредством которой человек в меру своих сил изучает ‎волеизъявление Аллаха в Священном Куръане».‎

Эта великая наука возникла во времена Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. ‎Потому как он пояснял людям значения Священного Куръана посредством своей сунны и отвечал ‎на вопросы сподвижников о значениях аятов Куръана. Наука тафсир досталась в наследство ‎великим сподвижникам от Пророка алайхиссалам. Однако их уровни постижения данной науки ‎были разными. Именно поэтому, если у кого-нибудь из них возникала потребность в постижении ‎значения отдельных аятов, он спрашивал у других, более знающих сподвижников.‎

Наибольшую известность в науке тафсир среди сподвижников обрели Абу Бакр Сиддик, ‎Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн ‎Масъуд, Убай ибн Каъб и другие. Да будет доволен Всевышний Аллах всеми ими. А табиъиныi ‎ ‎учились тафсиру у сподвижников. И многие из них прославились своими достижениями в этой ‎науке. К их числу можно отнести таких личностей, как Муджахид ибн Джабр Макки, Икрима, ‎Саид ибн Джубайр, Ата ибн Аби Рабаха и другие.‎

За эти два века, то есть в эпоху сподвижников и табиъинов, тафсир имел форму устных ‎преданий и пересказов, но не был записан в компилированной форме. Как утверждает ‎досточтимый шейх Мухаммад Фазил ибн Ашур в своей книге под названием «Тафсир ва ‎рижалуху», человеком, написавшим первую книгу тафсира, был Абдулмалик ибн Джурайдж, ‎который умер в 149 году хиджры. С составлением данной книги наука тафсира вступила в свою ‎новую эпоху. Эта эпоха – время сочинения книг. В начале этого периода своими трудами обрели ‎известность Мухаммад ибн Джарир Табари, Яхья ибн Салам, Абу Бакр Нисабури и другие ‎муфассиры. В процессе своего возникновения и развития наука тафсир разделилась на несколько ‎частей. Мы упомянем о некоторых этих частей.‎

Первая часть – «Тафсир бил маъсур». В тафсире этой части муфассир дает толкование ‎аятов Куръана переданными достоверными хадисами и изречениями сподвижников. Наиболее ‎известными тафсирами, написанными таким способом, являются книга имама Мухаммада ибн ‎Джарира ат-Табари «Джамиъул байан фи тафсирил Куръан», тафсир «Маъалимут танзил» имама ‎Абу Мухаммада Хусайна ибн Масъуда ибн Мухаммада Багави, «Тафсирул Куръанил азим» имама ‎Имадуддина Исмаила ибн Касир, «Ад-дурул мансур фи тафсир бил маъсур» имама Джалалиддина ‎Суюти.‎

Вторая часть – «Ат-тафсир бир раъй». В этой части муфассир дает толкование исходя из ‎своего мнения и иджтихадаii‎, а эти два, в свою очередь, делятся на допустимое и недопустимое. ‎При толковании допустимым методом, муфассир делает тафсир, опираясь на надежные источники ‎и отдалившись от невежества, заблуждений. А в недопустимой части муфассир делает тафсир с ‎примесью бидъыiii‎ и заблуждением, и посему, все видные ученые запретили такой метод ‎толкования. Напомним наиболее известные из тафсиров, составленных допустимым методом: ‎книга «Мафатихул гайб» имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Умара ибн Хусайна Фахриддина ‎Рази, «Анварут танзил ва асрарут таъвил» имама Насруддина Абдуллаха ибн Умара ибн ‎Мухаммада ибн Али Байзави, «Мадарукут танзил ва хакаикут таъвил» имама Абул Бараката ‎Абдуллаха ибн Ахмада ибн Махмуда Насафи.‎

Третья часть – «Тафсирул ишари». В этой части муфассир не придает значения на ‎видимый (явный) смысл аята, а делает тафсир, основываясь на его скрытых намеках. Такой способ ‎присущ только представителям пути тариката и деятелей тасаввуфа (суфизма). Наиболее ‎известными тафсирами по этой части являются книга «Гараибул Куръан ва рагаибул Фуркан» ‎имама Низамуддина Хасана ибн Мухаммада Хусайна Хурасани Найсабури, «Ароисул байан фи ‎хакаикул Куръан» имама Ширази.‎

Как мы уже говорили, книг тафсиров Куръана очень много. Не будет преувеличением, ‎если скажем, что у каждого времени, места, народа, нации, страны и группы есть свое толкование, ‎свой тафсир. Безграничный интерес всего мира, в частности, мусульманского света к Священному ‎Куръану побуждал ученых постоянно изучать его, писать к нему толкования. Доказательством ‎наших слов служит то, что уже в древности были написаны отдельные тома объемных книг ‎тафсиров и книг о муфассирах. В данном же вступлении мы нашли приемлимым дать лишь очень ‎короткую информацию об истории науки тафсира.‎

А теперь, с вашего позволения, давайте вкратце остановимся на сведениях о науке тафсир ‎и муфассирах в Маварауннахре. В старинных Исламских источниках нынешняя Средняя Азия ‎упоминается как «Маварауннахр» и «Хурасан». В исторических Исламских книгах упоминаются ‎также названия Бухары, Самарканда, Насафа, Термеза (Тирмиз), Касана, Шаша, Ферганы, Мерва, ‎Гургенча и других городов. Все эти города расположены в нашей стране, многие из них до сих пор ‎именуются своими древними названиями.‎

Весь Исламский мир очень хорошо знает, что этот край вырастил великих ученых, ‎стяжавших всемирную славу по всем наукам и, в том числе, по Исламским наукам. В их число ‎входят такие науки, как хадисоведение, тавхид (единобожие), грамматика арабского языка, ‎мусульманское право и многие другие. Мы же сейчас собираемся поговорить только о тафсире и ‎муфассирах в Маварауннахре.‎

После того, как пришли мусульмане и открыли для Ислама (фатхiiii) эти земли, Аллах ‎Пречистый Он и Всевышний озарил наш край светом Ислама. Когда местное население приняло ‎Ислам, ранние мусульмане стали обучать новых мусульман Исламским наукам. Среди этих ‎дисциплин была и наука тафсир. Как известно, коренное население этих краев ещё до Ислама ‎было знакомо с некоторыми направлениями науки и культуры. В силу этих причин, как ‎утверждает Ибн Халдун, у них имелась необходимая квалификация для принятия и развития ‎Исламских знаний. По прошествии небольшого времени появилась школа мухаддисов и они были ‎признаны первыми людьми, собравшими произведения о тафсире Куръана. Их предводителем был ‎имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил Бухари. Как упоминается в книге «Кашфуз Зуннун», ‎он написал отдельную книгу тафсира под названием «Тафсирул Кабир», но, к сожалению, данная ‎книга не дошла до нас. Несмотря на это, имам Бухари оставил великое произведение по науке ‎тафсира, в его книге «Джамиъус сахих» имеется более тысячи хадисов, касающихся тафсира ‎Священного Куръана.‎

Ко второму веку хиджры, когда наука тафсир уже отделилась от хадиса и стала ‎самостоятельной дисциплиной, в Маварауннахре выросли великие муфассиры, а их слава ‎распространилась по всему миру. Упомянем некоторых из них:‎

‎1. Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд Матуриди. Родился в селе ‎Матурид недалеко от Самарканда и скончался в 333 году хиджры. Большинство его произведений ‎были по науке тавхид (единобожия), т.е. науке калам. Имам Матуриди в своем тафсире под ‎названием «Таъвилату ахлис сунна» пошел по пути ученых науки калам и составил толкование ‎аятов Священного Куръана, применив вероубеждение мазхаба Ахлус сунна вал джамаа («Люди ‎сунны и общины», подавляющее большинство мусульман мира).‎

‎2. Имам Абу Лайс Наср ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Ибрахим Самарканди. Этот человек ‎был известен под именем Имам Хади, умер в 373 году хиджры. Имам Абу Лайс Самарканди ‎написал множество книг. А книгу тафсира назвал «Бахрул улум» и это толкование принадлежит к ‎разряду «Тафсир бил маъсур».‎

‎3. Имам Джаруллах Абул Касим Махмуд ибн Умар ибн Мухаммад ибн Умар Замахшари. ‎Этот великий ученый родился в 467 году хиджры в хорезмском селе Замахшар, а умер в 538 году ‎хиджры. Он был погребен в своем родном селе (село Замахшар расположено в 30 километрах от ‎города Ташхауз в Республике Туркменистан). Имам Замахшари известен тем, что написал ‎множество книг по различным наукам и одним из самых знаменитых его произведений является ‎книга тафсира под названием «Кашшаф ан хакаики ва уйунил аковили фи вуджухит таъвил», ‎которая многим известна под названием «Кашшаф».‎

‎4. Имам Фахриддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Умар ибн Хусайн Рази родился в 534 ‎году хиджры в городе Рай и большую часть своей жизни провел в Хорезме. Его книга тафсира под ‎названием «Мафатихул гайб» была известна среди служителей науки описанием ‎взаимоотношений между аятами и связей между сурами, а также рядом других достоинств. Имам ‎Рази умер в 660 году хиджры.‎

‎5. Имам Абул Баракат Абдуллах ибн Ахмад ибн Махмуд Насафи. Этот великий имам ‎родился в городе Насаф (ныне город Карши). Имам Насафи умер в 701 году хиджры. Имам ‎Насафи при создании своей книги тафсира под названием «Мадарикут танзил» использовал ‎тафсир Замахшари «Кашшаф». Книга «Мадарикут танзил» имама Насафи до наших дней не ‎потеряло славу и пользуется большим почетом среди ученых и искателей знаний, и во многих ‎исламских учебных заведениях используется в качестве учебного пособия.‎

Кроме того, в Моварауннахре имеется множество тафсиров, таких как «Иткан», «Тафсири ‎Нуъмани», «Тафсири Тибьян», «Тафсири Мавлана Чархи», которые были написаны на местных ‎языках, т.е. на таджикском, узбекском, татарском и других языках. Следует напомнить, что книги ‎этих известных муфассиров сегодня имеются в библиотеках и музеях Узбекистана и, в частности, ‎они существуют и в библиотеке при Управлении по делам религии мусульман Узбекистана. ‎Ученые и исследователи используют эти книги в научных диспутах, проводящихся в рамках ‎службы Исламу и мусульманам. Да удостоит Всевышний Аллах их всех достижением благих дел, ‎которые угодны Ему Самому и довольствуют Его! Аминь!‎

Из "Тафсири Хилал"

 

___________________________________

i‎ Табиъины - поколение, следующее после сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху ‎алайхи ‎васаллам.‎

‎ii‎ Иджтихад - досл. «пpоявление усеpдия посредством имеющихся возможностей», ‎‎«настойчивость»; ‎приложение усилий по выведению положений шариата из описанных ‎доказательств в Куръане и сунне ‎Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.‎

iii ‎ Бидъа – нововведение, касающееся религиозного предписания, которого не было в ‎исламском ‎шариате во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам. ‎

iiii ‎ Фатх - досл. «открытие»; приобщение какого-либо края с Исламом. Мусульмане, если ‎прибыв в одно место, ‎приводят местных людей в общение с Исламом, то место называется ‎‎«подвергнутым фатху».‎

Самое читаемое

ИСЕСКО проводит в...

Рим. – Исламская организация по...

Декан академии британских...

С британских островов поступила приятная...

Лучшее наставление

Мы начинаем публиковать серию статей,...

Вера в Аллаха...

Результаты научных исследований в области...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...