Среда Раби-уль-авваль 4 1439 | Среда ноября 22 2017

Все мы знаем, что без намерения, ихласа и знания Аллах не примет ни одно деяние человека.

 

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:  «Поистине, деяния – только по намерениям».

Действительно, в Исламе обязательно наличие намерения в каждом действии. Поэтому большинство факихов утверждали, что наличие намерения при каждом деянии является фардом (обязательным).

Великое божественное благоденствие Ислама заключается в том, что раб божий может возвести каждое обычное дело на уровень поклонения, лишь намереваясь делать это ради довольства Аллаха, т.е. облагораживая свое намерение. Нам бы только осознать эту великую истину! К большому сожалению, сколько наших деяний, свершенных для поклонения остаются не принятыми из-за неумения изъявить правильное намерение.

Передается от Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, деяния - только по намерениям. И поистине, каждому человеку – только то, на что он намерился. Чье же переселение (хиджра) было ради Аллаха и Его Посланника, то его переселение – ради Аллаха и Его Посланника. Тот, чье переселение было ради земной жизни, достигнет ее. Или (ради) женщины, то женится на ней. И его переселение - ради того, ради чего переселился».

Передали пятеро.

Пояснение: Этот благословенный хадис передается от достопочтенного Умара радияллаху анху. С ним мы познакомились во «Введении» серии «Хадисы и жизнь».

Пророк саллаллаху алайхи васаллам несколькими словами изложил огромный смысл. Поэтому мусульманские улемы, уделив особое внимание этому благословенному хадису, изучили его всесторонне.

Имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи сказал: «В этом хадисе - треть знания».

Ибо, раб божий достигает воздаяния тремя способами: сердцем (душой), устами и телом. В этом хадисе полноценно изложено все, что свершается посредством сердца (души). Между тем, религия состоит из внутренних и внешних деяний. Намерение, являясь внутренним деянием, осуществляется душой.

Имам Шафиъи рахматуллахи алайхи сказал: «В этом хадисе половина знаний».

Имам Абу Давуд рахматуллахи алайхи отметил:

«Этот хадис является одним из хадисов, являющихся опорой Ислама. Для религии человека достаточно четырех хадисов:

1. «Поистине, деяния – по намерениям».

2. «Ни один из вас не сможет стать настоящим правоверным, пока искренне не пожелает своему собрату того, чего желает себе».

3. «Из красоты Ислама человека – оставление им того, что не подобает ему».

4. «Поистине, халал (дозволенное) является ясным, харам (запретное) является ясным».

Этот благословенный хадис широко известен среди мухаддисов и ученых как «Хадис переселенца Умму Кайс». Не зря хадис получил такое название. Некий мужчина пожелал жениться на мусульманке из Мекки по имени Умму Кайс. Умму Кайс в ответ сказала: «Я собираюсь переселиться в Медину. Если станешь мусульманином и поедешь вслед за мной в Медину, то я выйду за тебя замуж».

Тот, преодолев десятидневный путь, прибыл из Мекки в Медину. Найдя Умму Кайс, он еще раз сообщил ей о своем намерении. Он выполнил условие, поэтому Умму Кайс дала согласие и они создали семью.

Известно, что переселение – это великое призвание. Человеку, свершившему переселение во имя веры и вероисповедания, обещаны огромные вознаграждения. Но этот человек, пройдя десять дней пути, пришел из Мекки в Медину ради женщины. Он не собирался прибыть сюда, если бы не намерение жениться на Умму Кайс. Разве теперь этому человеку также достанется звание переселенца? Когда благочестивые сахабии (сподвижники) рассказали обо всем этом, Пророк саллаллаху алайхи васаллам высказал вышеупомянутый хадис.

Давайте перейдем к подробному изучению хадиса:

«Поистине, деяния - только по намерениям».

Каждое деяние оценивается в зависимости от намерения. Будь то деяние, совершаемое языком или телом, будь то деяние фард (обязательное) или ваджиб (необходимое), сунна или нафл (добровольное, дополнительное), их праведность зависит от намерения. Деяние, свершенное без намерения, в шариате не считается принятым.

«И поистине, каждому человеку – только то, на что он намерился».

Что подразумевалось в намерении, то и достигается. Если человек намерился, что он совершает фард намаза зухр (обязательные четыре ракъата полуденного намаза), то ему будет воздано именно за этот намаз, если вознамерится держать пост нафл, то получит саваб (воздаяние) поста нафл.

«Чье же переселение было ради Аллаха и Его Посланника, то его переселение – ради Аллаха и Его Посланника».

Слово «хиджра», которое мы перевели как переселение, означает лишение чего-либо, расставание с ним, быть в состоянии тоски по нему.

В шариате переселением называется покидание Мекки и переселение в Медину ради довольства Аллаха и Его Посланника. Впоследствии, покидание своей родины и переселение на чужбину во имя своей веры и вероубеждения стало называться хиджрой.

Значит, настоящим мухаджиром (переселенцем) станет тот, кто свершил переселение ради Аллаха и Его Посланника. И добьется почестей, обещанных Всевышним Аллахом и Его Посланником саллаллаху алайхи васаллам.

«Тот, чье переселение было ради земной жизни, достигнет ее».

Если человек решился на переселение с целью разбогатеть, намеревался добиться богатства, то он достигнет только этого.

«Или (ради) женщины, то женится на ней».

Или достигнет своего намерения подобно человеку, который женился на Умму Кайс, и не более.

«И его переселение - ради того, ради чего переселился».

Если он вознамерился на другое, например, обрести друга, путешествовать, учиться профессии или еще что-либо другое, то его переселение будет именно ради этого.

Значит, все зависит от намерения (нийя). Деяния могут быть одинаковыми, но в зависимости от намерения они могут давать разные результаты. Возьмем переселение тех времен из Мекки в Медину, когда был сказан этот хадис.

Это деяние осуществляется оставлением Мекки, прохождением определенного расстояния и принятием Медины родиной. Переселенцем с точки зрения шариата станет тот, кто переселился в Медину, считая это повелением Всевышнего Аллаха и Пророка саллаллаху алайхи васаллам, считая его для себя обязательным (ваджиб), считая грехом отказ от этого переселения, а совершение – поклонением, за которое он получит воздаяние. Человек, совершивший переселение с намерением достичь довольства Аллаха и Его Посланника, станет настоящим переселенцем, добьется наград и воздаяний. Наряду с этим, он может обрести богатство, создать семью.

Если кто сделает то же самое с намерением обрести богатство, то возможно он и разбогатеет, но никак не завоюет звание переселенца. Он не получит наград и воздаяний, обещанных за истинное переселение.

Если кто-либо сделает то же самое с намерением жениться, как это сделал мухаджир ради Умму Кайс. Он может жениться на этой женщине, но не станет переселенцем, не получит награды и воздаяния, великое звание, которые обещаны переселенцу, ибо у него было другое намерение.

Этот хадис открывает дорогу для достижения множества воздаяний путем исправления, облагораживания намерений; разъясняет, что без намерения ни одно поклонение не будет правильным. А с намерением и простое действие может превратиться в поклонение. И наоборот, деяние, считавшееся поклонением, без намерения может превратиться в обычное дело.

Например, человек сидит в мечети. Если он намерился просто отдохнуть, то это будет обычным действием. Он отдохнет, но награды (саваб) за это не получит. Но если он будет сидеть в мечети с намерением совершить иътикаф (уединение в мечети для поклонения Аллаху, отчуждаясь от мирских дел), то это является поклонением. Если он делает это, стремясь подражать Пророку саллаллаху алайхи васаллам, потому что это его сунна, его пребывание в мечети превратится в настоящее поклонение. За это получит большие воздаяния.

Например, человек умывается в бане. Если он умывается с намерением совершить гусл (полное омовение), считая это требованием шариата, то это будет поклонением. Но если он умывается просто для очищения, то это будет обычным явлением из-за отсутствия намерения об ибадате. За это он не получит саваб.

Шариат велит нам заключать брак, строить семью. Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Никах (бракосочетание) – это моя сунна. Кто отвернулся от моей сунны, тот не от меня». Поэтому, семейная жизнь человека, вознамерившегося заключить никах согласно шариату, станет поклонением. Человек, который женился только для того, чтобы удовлетворить свою похоть, добьется желаемого, но не получит воздаяния.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Поиск знаний - фард для каждого мусульманина».

Человек, изучающий знания с намерением «мой народ, моя страна нуждается в знаниях, получаемых мною, поэтому я должен исполнить фардул-кифая» будет находиться в состоянии поклонения. Ангелы распластают свои крылья под его ногами. Такой человек завоюет великие награды и удостоится высоких почестей. Но если он обретет знания, чтобы получить богатство, достичь высоких должностей, возможно, достигнет своих целей, но уж точно не достигнет награды и воздаяния.

По шариату Ислама крестьянин, работающий на поле, токарь у станка, ремесленник за своим ремеслом, служащий, исполняющий свои обязанности или интеллигент, занимающийся умственным трудом, одинаково будут служить Аллаху, если они работают с намерением: «наша религия предписала мне (ваджиб) обеспечивать свою семью дозволенным путем, я заработаю дозволенным путем (халал) и прокормлю семью». Человек и с другими намерениями может достигнуть свои цели, но не достигнет награды и воздаяния.

Кормление своих животных и уход за ними с намерением: «В нашем вероисповедании велено быть милостивым по отношению к животным, не оставлять их без пищи и воды», также считается поклонением и это воздастся савабом. Однако то же самое с намерением хорошо откормить скотину, чтобы она набралась веса, продать и заработать хорошие деньги, будет обычным делом. Человек получит большое количество мяса, заработает денег и богатств, но за это не получит воздания.

Это правило можно применить в жизни человека абсолютно ко всему. Соблюдая это золотое правило, можно превратить в поклонении каждую минуту человеческой жизни, даже его сон. Есть хадисы, которые гласят, что человек, который после ночного намаза лег спать с омовением, а затем встал и совершил новое омовение для предрассветного намаза, получит столько воздаяний, сколько получит тот, кто всю ночь непрерывно совершал поклонение.

Если человек ведет праведную жизнь, ест и пьет, с намерением прожить согласно предписаниям Аллаха, то и это будет поклонением.

Поэтому мы говорим, что Ислам не делит жизнь человека на религиозную и мирскую жизни. В этом проявляется смысл слов Аллаха: «И сотворил Я джиннов и людей только для того, чтобы поклонялись Мне».

Это и есть проявление легкости, простоты Ислама. Все, что в других религиях и строях считается обычным и необходимым, в Исламе легко превращается в поклонение. Достаточно лишь сделать соответствующее намерение.

Благим намерением, стремлением держаться пути чистоты и дозволенного по указаниям шариата, человек может легко превратить в поклонение даже удовлетворение своей похоти, не говоря уже об одеянии, приема пищи и удовлетворении других потребностей.

Да, Ислам является религией благих намерений, благих деяний, мусульманин является человеком с благими намерениями, с благими деяниями. В этом вероисповедании человек может превратить в поклонение Аллаху каждый миг своей жизни, каждое свое действие, ибо Ислам имеет предписания по каждому случаю человеческой жизни.

Мусульманин настолько счастлив, что если изучит эти предписания и исправит по ним свои намерения, превратит в поклонение всю свою жизнь.

У мусульманина нет деяния, которое не могло бы превратиться в поклонение. Ибадатом могут стать его личные, семейные, социальные, экономические, литературные и другие деяния. Таким образом, вся жизнь превращается в поклонение.

Однако пользуемся ли мы этой огромной возможностью должным образом? Конечно, нет! Хотя большинство из нас претендует на мусульманство, мы не знаем, что собой представляет Ислам. Да и если знаем, то совсем мало, а на деле не следуем своим знаниям. Даже свои мизерные деяния мы не совершаем ради Аллаха и Его Посланника.

Некоторые из нас считают поклонением лишь намаз, пост, никах и джаназу (погребальный намаз), а все остальное приписывают к мирским делам. Мы забываем, что Аллах предписал мусульманину не только намаз, но и честный труд – хлеб, добытый дозволенным путем. Обязательные намазы (фард) воспринимаем за поклонение, а честный труд не считаем ибадатом.

Ведь разве не принадлежит Аллаху все бытие? Разве не являются все люди рабами Аллаха? Разве Ислам не является религией Аллаха?

Разве Аллах не волен делать абсолютно все во всей вселенной, которое создал Сам? Разве Аллах не волен по Своему усмотрению повелевать рабу, сотворенному Им Самим?

Разве не сделал Аллах Свою последнюю религию – Ислам полноценной религией, охватывающей все сферы человеческой жизни?

Мусульманин никогда не подвергнет обсуждению Ислам и его предписания, веления и запреты. Напротив, он потому и называется мусульманином, что беспрекословно повинуется всему тому, что исходит от религии.

Мусульманин только тогда может считаться полноценным мусульманином, когда он, досконально изучив свою религию, перейдет к полному его соблюдению.

А для этого необходимо знать веления Аллаха для каждого случая жизни. Поэтому мы должны беспрестанно изучать Ислам, прилагать усилия, чтобы каждое наше деяние было совершено соответственно шариату.

И только тогда мы сможем при каждом случае делать благие намерения.

И только тогда мы обретем возможность превратить каждое наше дело в поклонение (ибадат).

И только тогда мы сможем прожить всю нашу жизнь, совершая поклонение Аллаху.

Продолжение следует...
Из "Книги намерения, ихласа и знания"

Самое читаемое

Все дело в...

Все дело в убеждении (из...

Всевышний уберег

Всевышний уберег (из наставлений шейха...

Мой путь к...

Меня зовут Айша-Лариса, русская, закончила...

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...

Письмо христианки мусульманским...

После начала сионистской «войны с...

Письмо от Наталии...

(письма публикуются без редактирования) Совсем...