Четверг Рабиъус сони 21 1438 | Четверг января 19 2017

А. Определение термина Книга (Китаб)

Слово китаб в смысле мактуб (написанная книга) в ‘ильм аль-Фикхиспользуется в значении “пред мет обсуждения, в полном объеме содержащий в себе различные главы и разделы”. Тогда как в ‘ильм Усуль аль-Фикх под словом Китаб (Книга) подразумевается Коран[2]. В этом учении дается следующее определе ние Книги:

«Книга – это величественный словопорядок (назм), составить подобный которому человек не в со стоянии, она была ниспослана нашему Пророку, (мир ему и благословение Аллаха), записана на листах (аль-масахиф), достоверно передана и богослужение проводится с чтением её»[3].

ألكتاب: "هو النظم المعجز المنزل على رسولنا (صلعم) المكتوب في المصاحف المنقول عنه نقلا متواترا المتعبد بتلاوته"

Б. Особенности Книги (Корана)

В описании Священного Корана присутствуют такие выражения как назм, инзâл, расул, тавâтур, мус хаф, му’джиз, понимание смысла которых полнее раскрывает его особенности.

а) Назм

В языке это слово означает «нанизывание жемчуга». А нечто, расположенное в определенном порядке, сравнивают с нанизанным жемчугом (ад-дурр аль-манзум). Под назмом подразумевается арабское произно шение (словопорядок) Корана. По своему смыслу и лексике Коран действительно является чудом, но не только из-за его смыслового содержания. Поэтому комментарий и перевод Корана не могут заменить сам Коран, а богослужение не может совершаться на основе комментария к нему и перевода.

б) Инзâл – Расул

Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, (мир ему и благословение Аллаха), через архангела Джиб рила в течение 22 лет 2 месяцев и 22 дней. Священные (божественные) хадисы Пророка не имеют своим источником Коран. А также Таурат, Забур и Инджил, ниспосланные прежним пророкам, остаются вне этого определения.

в) Тавâтур (достоверные) и шâзз (неправильные) версии

Достоверные версии (тавâтур): т.е. “известия, последовательно передаваемые общиной, не уличенной в вымысле”.

Неправильные версии (шâзз): по терминологии законоведов, неправильными (шâзз) считаются версии (выражения), не переданные последовательно (тавâтур). Часть неправильных версий (шâзз) являются ши роко известными (машхур), а другая часть (âхâд) дошла до нас от отдельных лиц.

г) Мусхаф[4]

Все суры и аяты Корана от "Аль-Фатихи" до суры "Ан-Нâс" записаны и заучены от Пророка Мухам мада, (мир ему и благословение Аллаха). Во время правления халифа Абу Бакра аяты Корана были собраны воедино в виде свитка (мусхаф). Этот мусхаф во время халифа Османа был размножен и разослан по одному экземпляру в большие города. Эти экземпляры известны под названием “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”. Ме жду мусхафами, написанными сподвижниками Ибн Мас’удом и ’Убайй бин Ка’бом для личного пользова ния и ставшими официальными экземплярами “аль-Масâхиф аль-Осмâнийя”, имеются некоторые различия в последовательности сур, их названии и отдельных словах.

Имеются так же некоторые различия в чтении Священного Корана, которые явились причиной появ ления вариантов чтения “кираат ас-саб’а”и “кираат аль-’ашара”. Различия в чтении возникают иногда от написания слов (مالك يوم الدين = ملك يوم الدين), а иногда от произношения (مجريها), но различное прочтение или написа ние не влияют на смысл фраз.

д) Неподражаемость (недосягаемость)[5] Корана

Коран является самым великим чудом Пророка Мухаммада, (мир ему и благословение Аллаха). Из вестно, что чудо, являясь областью чувственной и духовной, объясняется двояким образом. Разделение луны (шакку′л-камар), излечение больных, хождение посоха считаются чувственными, основанными на ощуще ниях, чудесами. Тогда, как Коран является духовным чудом, продолжающимся до Воскресения. Человек не в состоянии произвести подобное ему. Некоторые стороны неподражаемости Корана можно расположить в такой последовательности:

1) Красноречие Корана

Изложение Корана отражает высокий уровень красноречия, примера которому на арабском языке не было. Наряду с плавностью речи и превосходным слогом, словопорядок (назм) Корана также в высшей сте­пени устойчив и силен. Назм Корана - это не поэтическое произведение со своим размером и рифмой, не рифмованная проза, не вольный стих и не проза. Назм Корана имеет свойственную лишь ему форму.

2) Известие о событиях прошедших эпох в Коране

В Коране упоминаются события относительно племен ’ад, самуд, пророков Лута (Лот), Нуха (Ной), Ибрахима (Авраам). Также даются повествования о Мусе (Моисей), Мариам (Мария), Исе (Иисус) и о Фа­раоне. Интерпретации, данные в Коране, соответствуют неискаженным толкованиям этих событий в других божественных книгах. Поистине, является чудом то, как неграмотный пророк получил эти сведения через откровение.

3) Известие о событиях будущего в Коране

В Коране также имеются известия о грядущих событиях. Например, Коран возвещает о последующем поражении Персии, одержавшей ранее победу над Византией, что и подтверждено было со временем[6]. Ал лах завещал правоверным победу в великой битве при Бадре до начала ее, и победа осуществилась[7]. Аллах обещал в Коране то, что мусульмане войдут в Заповедную Мечеть (Масджид аль-Харам) и обещание сбы­лось[8]. Все это причисляется к чудесам Корана.

4) Известие о научных истинах в Коране

В Коране уделено место оригинальным вопросам, имеющим отношение к медицине, астрономии, тех ники и др. наукам. Нет сомнения в том, что научные истины, на которые было указание в Коране четырна­дцать веков назад, которые ранее не были известны и появились лишь в современной науке, являются чуде сами Корана. Например, Господь в своем аяте: “И ниспосылаем Мы ветры оплодотворяющие” четырна­дцать веков назад указал людям на истину того, что ветры перенося пыльцу растения, оплодотво ряют его. Истина же размножения растений опылением является одним из научных открытий нового вре мени.

В. Коран как аргумент (худжжат)

Среди мусульман не существует разногласий в том, что Коран является основным источником для за конотворчества и каноническим аргументом в отношении всего человечества. Признак того, что Коран явля ется аргументом, – его Божественное происхождение. Доказательство же Божественного происхождения Корана – его неподражаемость и отсутствие подобия.

В качестве примера можно привести аяты:

«И держитесь же завета Аллаха все вместе»[9];

«Воистину этот Коран наставляет к самому праведному»[10];

«Вот ясное утверждение для людей, и руководство, и увещевание тем, кто выполняет свой долг»[11].

А так же и хадисы:

«Верховенство слова Аллаха над другими словами как верховенство Творца над созда ниями»[12],;

«Халâл – это то, что дозволено в книге Аллаха, а харам – то, что запрещено в книге Аллаха»[13];

«Я оставляю вам то, что не даст вам сбиться с пути истинного, когда вы постигните его – это книга Аллаха»[14].

Г. Изложение предписаний Корана

Предписания Корана излагаются то открыто и полно, то кратко и по сути, то давая простор общим принципам и основам законотворчества, а то и намеком.

Мы можем пояснить изложение предписаний Корана, дающееся в двух видах:

1. Подробное изложение (открыто и полно),

2. Обобщающее изложение (кратко и по сути).

1. Предписания, изложенные подробным образом

Некоторые предписания в Коране разъяснены полностью и в подробностях. Предписаний такого вида мало. Например, в аятах, посвященных наследованию, дается полное разъяснение размера долей, величины некоторых наказаний, полно освещаются вопросы заключения браков и развода.

2. Предписания, изложенные в обобщающем виде

Этот вид содержит в себе три различных типа изложения:

1. Кратко изложенные предписания:

Коран излагает некоторые предписания кратко и по существу, оставляя подробные разъяснения Сунне. Таков общий принцип изложения в Коране. Например, Коран предписывает молитву, пост, закят, не давая широких разъяснений по этим вопросам. Широкое разъяснение этих вопросов предоставлено Посланнику Аллаха.

2. Предписания, изложенные по общему принципу:

В целом Коран излагает предписания кратко и по существу, подробности оставляя общим правилам и основам законотворчества. Среди правил и основ законотворчества можно упомянуть в качестве примера следующие:

Совет: “... и чьи дела (разрешаются) посредством совета меж ними”[15]

Справедливость: “Воистину Аллах призывает к справедливости”[16]

Личная ответственность: “И никто из несущих ношу не возьмет ноши другого”[17]

Верность обязательству: “Выполняйте обязательства”[18]

3. Предписания по знакам и признакам:

Некоторые предписания в Коране четко не очерчены, но они присутствуют по своим признакам. На пример, имеется следующее положение относительно наказания рабынь, замеченных в прелюбодеянии:“...если же будут повинны они в неверности, после того, как женились на них, наказание им вдвое меньше, чем женам из числа свободных женщин”[19]. Таким образом, в этом аяте имеется признак того, что рабам положено наказание в половину положенного свободным мужчинам. Точно также из двух аятов явствует, что наименьший срок вынашивания ребенка составляет шесть месяцев[20]. Также указанием на необ ходимость установления опеки над имуществом малолетних является следующий аят: “И испытывайте сирот, пока не достигнут они брачного возраста”[21]

Д. Предписания, содержащиеся в Коране

В Коране содержатся предписания на все периоды жизни человека. Эти предписания можно собрать под тремя основными заголовками:

1. Предписания веры (и’тикâд): предмет богословского учения аль-калâм.

2. Нравственные предписания (ахлâк): предмет учения о нравственности.

3. Практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя): предмет учений аль-Фикх и Усуль аль-Фикх. Число аятов, относящихся к практическим правовым предписаниям, достигает 500. Эти предписания можно разделить на две части:

1. Культовая практика (’ибâдâт).

2. Духовная практика (му’âмалâт).

‘Ибâдâт:

Целью этих предписаний является упорядочение отношений человека с Господом. В Коране по суще ству и в краткой форме упоминается о молитве, хадже, посте, закяте и прочих пожертвованиях (садака). Формы исполнения культовой практики освещаются в Сунне, согласно тому, как это делал Пророк Мухам мад, (мир ему и благословение Аллаха):«Выполняйте молитву так же, как ее выполняю я»[22]

Му’âмалâт:

Это практические правовые предписания (аль-ахкâм аль-’амалийя аль-Фикхийя), стоящие вне культо вой практики (’ибâдâт), говоря современным юридическим языком, частное право, включающее в себя нормы общего права. Целью этих предписаний является упорядочение отношений между отдельными людьми, человека с обществом или общины с общиной. Отдельно следует упомянуть предписания, касаю щиеся семьи, управления, наказаний.

а) Семейное право:

В Коране довольно широко освещаются темы брака (никâх), развода (талâк), алиментов (нафака), вы купа за невесту (махр), которым посвящены приблизительно 70 аятов.

б) Гражданское право:

В Коране освещены также темы касающиеся договоров купли-продажи, залога. Число таких аятов около 70.

в) Административное право:

Коран устанавливает целый ряд правил, регулирующих отношения между управляющими и управляе мыми. В управлении основой является социальная справедливость, принципом - совет и взаимопомощь. Этим предписаниям посвящено примерно 10 аятов.

г) Наказание (’Укубâт):

Коран освещает положения, касающиеся вины и наказания, общие принципы наказаний, устанавли ваемых для виновных. Этим положениям посвящено около 30 аятов.

д) Государственное, общее и частное право:

Эта ветвь права регулирует отношения исламского государства с другими государствами в военное и мирное время, права мусульман и христианских подданных, положение людей, находящихся под покрови­тельством. Этой теме посвящено около 25 аятов.

е) Процессуальное право:

В Коране имеют место положения, относящиеся к сфере интересов судопроизводства. Этой теме по священо примерно 13 аятов.

ж) Наследственное право:

Аяты по наследованию, содержащиеся в суре Ан-Ниса, освещают порядок раздела наследства между наследниками.

з) Финансовое право:

В Коране содержится около 10 аятов, показывающих источники доходов и расходы государства.

[1] В классических книгах по усул ал-фикх тема Китаба (Книги) подвергалась очень глубокому исследованию. В этом разделе дается объяснение лексических вопросов. Более подробные сведения по лексике будут представлены в третьем разделе.

[2] "Mir’ât", s. 28.

[3] Для сравнения см. "Mir’ât", s. 26-28; "Cem’ül-Cevami’", s.59, Zürkâni, "Menâhilü’l-İrfân", I, 12.

[4] Подробнее об этом см. Süyuti, "Itkân", I, 58 и далее.

[5] Süyuti, "Itkân", II, 116 и далее.

[6] см. "Ар-Рум", 1-5.

[7] "аль-Анфâл", 7.

[8] "аль-Фатх", 27.

[9] "Âли-’Имрâн", 103.

[10] "аль-Исрâ", 9.

[11] "Ал-и Имрâн", 138.

[12] Tirmizi, "Fezâilü'l-Kur´an", 25.

[13] Tirmizi, "Libâs", 6.

[14] Для сравнения см. Ahmed b.Hanbel, I, 51, III, 261, 59; İbn Mâce, "Menâsik", 84; "Muvattâ", Kader, 3; Ebu Dâvud, "Menâsik", 56.

[15] "Аш-Шурâ", 38.

[16] "Ан-Нахьл", 90.

[17] "Аль-Ан’âм", 164.

[18] "Аль-Мâида", 1.

[19] "Ан-Нисâ", 25.

[20] "Лукмâн", 14; "Аль-Ахкâф", 15.

[21] "Ан-Нисâ", 6.

[22] Buhâri, Ezân, 18.

Самое читаемое

Лучшая умма –...

«Вы являетесь лучшей из общин,...

Ф.Асадуллин: «Ал-Васатыйя» скоро...

Идеи умеренности и срединности, заложенные...

Духовный поиск приводит...

Первые мусульмане появились в Новой...

Письмо от Наталии...

(письма публикуются без редактирования) Совсем...

Чтение Куръана снимает...

Результаты исследований, проведеныых в США...

Деяния - только...

Все мы знаем, что без...