Воскресенье Раби-уль-авваль 29 1439 | Воскресенье декабря 17 2017

Передается от Аиши радияллаху анха:

«В (период) джахилии курайшиты держали пост в день Ашуро. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам (тоже) постился в нем и когда прибыл в Мадину, сам держал его пост и велел соблюдать его (другим). Когда был предписан (пост) Рамадана, он оставил день Ашуро. Кто хотел, держал его, а кто хотел, оставлял.

 

Передали четверо.

 

* * *

 

Пояснение: В этом хадисе мать правоверных Аиша радияллаху анха приводит сведения об истории поста в день Ашуро.

В доисламский период джахилии пост Ашуро соблюдали и курайшиты.

Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам тоже держал пост в день Ашуро, пока ему не был ниспослан вахий и он стал Пророком.

После переселения в Лучезарную Медину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам держал пост Ашуро в том году.

А потом, когда во втором году хиджры был предписан фардом пост Рамадана, он стал соблюдать этот пост, оставив пост Ашуро. Люди стали поститься в день Ашуро по желанию.

Здесь предание матери правоверных Аиши радияллаху анха завершается. Но мы знаем из предыдущих хадисов, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам за год до своей кончины соблюдал пост Ашуро и велел держать его. Таким образом, пост этого дня стал сунной муаккада (т.е. подтвержденной сунной).

* * *

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Прибыв в Медину, Пророк саллаллаху алайхи васаллам увидел, что иудеи постятся в день Ашуро и сказал: «Что это?»

Сказали: «Это благой день. В этот день Аллах спас сынов Израиля от их врага. И Муса держал его пост».

(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы» и стал постится в нем и велел соблюдать его (другим).

Передали трое.

Пояснение: Из этого хадиса мы видим, что мусульмане имеют больше прав на следование предыдущим пророкам Аллаха, чем те, кто претендует на следование им.

В то же время мы узнали, что день Ашуро –- великий день, в котором Всевышний Аллах освободил Бани Исраил под руководством Мусы алайхиссалам от врага.

Поэтому, следуя Мусе алайхиссалам, пост этого дня введен и в наш шариат. К тому же, это деяние совершал сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам и велел следовать этому.

Поэтому мы должны соблюдать пост каждый год на девятый и десятый дни месяца Мухаррам.

* * *

Передается от Абу Мусы радияллаху анху:

«Жители Хайбара держали пост в день Ашуро, сделали его праздником, наряжали в нем своих жен и надевали на них украшения. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поститесь в нем и вы».

Передали два шейха.

Пояснения: Хайбар – это название местности недалеко от Лучезарной Медины. Там жили в основном иудеи.

Иудеи Хайбара постились в день Ашуро и отмечали этот праздник, ибо это был великий день. Как было сказано в предыдущих хадисах, они постились в день Ашуро из уважения к пророку Мусе алайхиссалам.

Как видно из этого хадиса, они не только постились в этот день, но и праздновали его, а их женщины наряжались, одевая свои украшения.

Поскольку мусульмане имеют больше прав на Мусу алайхиссалам, чем иудеи, им было велено следовать ему и поститься в день Ашуро. Поэтому и мы должны поститься в этот день, следуя указаниям нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

* * *

Передается от Саламы ибн Акваъ радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел человеку из (племени) Аслам объявить людям, что если кто-то поел, пусть постится оставшийся день, а кто не кушал, то пусть держит пост, ибо сегодня день Ашуро».

Передали два шейха и Насаи.

Пояснение: Аслам – название одного из арабских племен. Как известно из хадисов, изученных нами, Пророк саллаллаху алайхи васаллам узнал причину соблюдения иудеями поста Ашуро и принял решение о том, что мусульмане имеют больше прав на соблюдение этого поста именно в день Ашуро. Судя по всему, это произошло утром. Поэтому Пророк алайхиссалам велел одному человеку из племени Аслам обнародовать это. Тем, кто уже позавтракал в утро Ашуро, было велено не кушать и не пить до вечера, из уважения к этому дню. А тем, кто ещё не кушал с утра, было велено вознамериться на пост. Это событие показывает, насколько важно соблюдать пост Ашуро.

* * *

Передается от Рубаййиъ бинти Муъаввиз радияллаху анха:

«Утром в день Ашуро Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам послал человека (гонца) в селения ансаров вокруг Медины (с велением)«Кто с утра вознамерился на пост, пусть доведет его до конца. Тот, кто с утра не держал пост, пусть не кушает до конца дня».

После этого мы стали держать его пост и велели поститься, иншааллах, и наших маленьких детей. Мы ходили в мечеть и делали им игрушки из шерсти. А когда кто-то из них плакал, прося еду, мы давали ему эти игрушки до ифтара.

Пояснение: В этом хадисе имеются дополнения к смыслу предыдущего хадиса.

1. Глашатай, объявивший о соблюдении поста в день Ашуро, а тем, кто уже поел, не есть и пить до конца дня, был послан в тот же день.

2. Глашатай обнародовал веление также и в деревнях ансаров вокруг Медины.

3. С того дня соблюдение поста Ашуро стало традицией.

4. Великие сподвижники велели держать пост Ашуро даже своим маленьким детям.

5. Маленьких детей водили в мечеть.

6. Для маленьких детей делали игрушки.

7. Детям, которые плакали от голода во время поста, давали эти игрушки для утешения. Мы должны брать пример с этого.

* * *

Ибн Аббас радияллаху анху сказал:

«Я не видел, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ожидал и предпочитал пост (какого-либо) дня (или месяца) другим (дням или месяцам) кроме как этого дня – дня Ашуро и этого месяца – месяца Рамадан».

Оба риваята передали два шейха.

Пояснения: Пророк саллаллаху алайхи васаллам с нетерпением ожидал наступления дня Ашуро, чтобы он смог поститься в этот день. Посты других дней он не ожидал с таким порывом.

Также он алайхиссалам с нетерпением ожидал, когда придет месяц Рамадан, чтобы поститься в нем. Соблюдение поста другого месяца он не ожидал с таким нетерпением. Мы – его умма – тоже должны быть такими.

* * *

Передается от Абу Катады радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Я уповаю на Аллаха, чтобы пост дня Ашуро искупит (грехи) года, который был до него».

Передали пятеро, кроме Бухари.

Пояснение: Уже это показывает, насколько высоко достоинство поста Ашуро. Глубоко изучив эти хадисы, наши улемы пришли к заключению, что соблюдение поста Ашуро является сунной муаккада. Следуя этому, все мы должны стараться поститься в этот день.

* * *

Передается от Абу Саъида радияллаху анху:

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто создает раздолье для своей семьи в день Ашуро, тому Аллах создает раздолье на весь год».

Передали Табарани и Байхаки.

Пояснения: Здесь под словом раздолье подразумевается достаток в еде и питье, а также веселье.

* * *

Из серии «Хадисы и Жизнь»

Самое читаемое

Захра Лари –...

17-летняя уроженка Арабских Эмиратов стала...

Австрийцы все чаще...

Австрия. – Несмотря на укоренившиеся...

В Москве пройдет...

26 апреля 2012 года в...

ИСЕСКО проводит в...

Рим. – Исламская организация по...

Нового президента Франции...

Один из мусульманских лидеров Бельгии...

Американская мусульманская организация...

В последние дни мая Исламский...