Воскресенье Сафар 1 1439 | Воскресенье октября 22 2017

Хвала и слава Всевышнему Аллаху, предписавшему Своим правоверным рабам, имеющим на это возможность, совершить хадж!

Мир и благословение нашему Пророку, который не только научил свою умму совершать поклонение Хадж, но и собственным примером показавшему его совершение!

Да будет доволен Аллах членами семьи и досточтимыми сподвижниками Пророка, совершившими вместе с ним Хадж и передавшими нам описание этого поклонения!

Да будет милость Аллаха нашим улемам, которые изучили из Куръана и Сунны фарды и ваджибы Хаджа, и изложили нам их упорядоченно!

 

Уважаемые братья и сестры!

Заканчивается месяц Зулкаъда, после которого наступит месяц великого поклонения – хаджа. С наилучшими пожеланиями всем мусульманам, вознамерившимся на хадж, мы начинаем публиковать статьи, посвященные хаджу и умре.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ХАДЖА

Всевышний Аллах сказал:

«И перед Аллахом на людях – обязательство совершить хадж к Дому, тем, кто в состоянии изыскать путь. А кто не уверовал - то поистине, Аллах - Ненуждающийся от миров!» (Сура «Áли Имран», аят 97).

Этим аятом поклонение хадж стало фардом. Как видно из самого содержания, хадж не становится фардом для всех. Хадж является обязательным только «тем, кто в состоянии изыскать путь». Кто же они? Это те, кто практически здоров, имеет достаточные средства для поездки, свыше потребностей своей семь и домочадцев, чья дорога безопасна. Если это женщина, то она должна иметь с собой махрама – спутника из ближайших родственников, с кем нельзя вступить в брак.

Каждому мусульманину, достигшему уровня, чтобы выполнить все эти условия, становится фардом совершение хаджа один раз в жизни. Мусульманин, не совершивший хадж, имея возможности для этого, совершает большой грех. Именно поэтому в конце аята говорится:

«А кто не уверовал - то поистине, Аллах - Ненуждающийся от миров!»

Всевышний Аллах не нуждается в поклонениях Своих рабов. Если кто-либо, имея возможность, не совершит хадж, то Аллах не нуждается в его поклонении. Но не исполнение хаджа при наличии возможности приравнивается к куфру.

В одном из хадисов сказано:

«Тот, кто имея возможность, не совершит хадж, пусть умрет по своему усмотрению – хоть иудеем, хоть христианином».

Поклонение хадж является ежегодным общим собранием мусульман. Раз в году они собираются в центре, откуда на них изливается свет истины, и получают много полезного.

* * *

Передается от  Абу Хурайры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделал нам проповедь и сказал:

«О люди! Поистине, Аллах объявил для вас хадж фардом. Так, совершайте же хадж!»

Тогда один человек спросил:

«Каждый ли год, о Посланник Аллаха?»

Он саллаллаху алайхи васаллам молчал, пока тот трижды не повторил этот вопрос. Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Если бы я сказал «да», то это стало бы обязательным (ваджиб) и вы бы не были способны к этому. Оставьте меня в покое от того, в чем я оставил вас. Погибли те, кто был до вас, из-за обилия  вопросов и разногласий со своими пророками. Когда я велю вам чему-либо, берите это, насколько сможете. Когда же запрещаю вам что-либо, оставьте его».

Передали Муслим, Насаи и Термизи.

Пояснение: В этом хадисе речь идет о том, что правоверному мусульманину, изыскавшему для этого возможности и выполнившему все условия, является фардом совершение хаджа один раз в жизни.

Вместе с тем, еще раз подчеркивается, что Ислам – религия облегчения. Если бы Всевышний Аллах захотел, Он бы мог сделать фардом совершение хаджа ежегодно. Однако Милостивый к своим рабам Господь сделал это поклонение для человека фардом только один раз в жизни.

Также из этого хадиса становится известно, что нехорошо поднимать в качестве вопроса предмет, не описанный в шариате. Раз уж шариат не включил в себя какой-либо вопрос, не стоит его дознаваться этого вопросами «а что будет, если..». Иначе человек может навлечь трудности на свою голову.

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделал нам проповедь и сказал:

«О люди! Поистине, Аллах объявил для вас хадж фардом. Так, совершайте же хадж!»

Тогда один человек спросил:

«Каждый ли год, о Посланник Аллаха?»

Он саллаллаху алайхи васаллам молчал, пока тот трижды не повторил этот вопрос. Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Если бы я сказал «да», то это стало бы обязательным (ваджиб) и вы бы не были способны к этому. Оставьте меня в покое от того, в чем я оставил вас».

Да, всего одним словом можно было возложить на мусульманскую умму огромное затруднение до самого Судного дня. Но Аллах проявил милость и Пророк саллаллаху алайхи васаллам не ответил утвердительно. Наоборот, он дал общее наставление, как поступать в таких случаях, и известил, чем подобное дело может закончиться:

«Погибли те, кто был до вас, из-за обилия  вопросов и разногласий со своими пророками».

Поэтому мусульманская умма, беря пример с живших прежде народов, не должна задавать Пророку саллаллаху алайхи васаллам много вопросов и не допускать разногласий. И после Пророка саллаллаху алайхи васаллам также не следует задавать много вопросов улемам – наследникам Пророка саллаллаху алайхи васаллам и не вступать в разлад с ними.

«Когда я велю вам чему-либо, берите это, насколько сможете. Когда же запрещаю вам что-либо, оставьте его».

Значит, повеление следует исполнять по мере сил. Однако никто не вправе злоупотреблять этим положением. Например, есть повеление совершать намаз. Никто не может заявить, что способен совершать только утренний намаз и отказаться от других намазов. Для него является фардом совершение всех обязательных намазов. Но будет неправильным спрашивать для него, есть ли другие обязательные намазы, кроме известных пяти.

Следует избегать все, что запрещено. И в этом деле никто не вправе сказать, что не будет исполнять непосильное для него, и совершать все остальное.

Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса:

1. Хадж является фардом.

2. Не является фардом ежегодное исполнение хаджа.

3. Обилие вопросов и разногласия ведут к погибели.

4. Шариатские повеления следует исполнять по мере сил.

5. Следует полностью отказаться от запрещенных деяний.

* * *

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

Акраъ ибн Хабис спросил:

«О Посланник Аллаха! Хадж каждый год или один раз?»

(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Нет. Только один раз. Кто совершит больше, будет хадж нафл (добровольный, дополнительный)».

Передали Абу Давуд, Насаи, Ахмад ва Хаким.

Пояснение: Хадж является фардом не каждый год, а один раз в жизни. Кто же совершит хадж после обязательного, это будет для него нафл.

* * *

Передается от него же:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто вознамерился на хадж, пусть поспешит».

Передали Абу Давуд и Ахмад. Имам Ахмад добавил:

«Потому что его может сразить недуг, он может потерять средство передвижения  или может возникнуть уважительная причина».

Пояснение: Исходя из этого хадиса, многие улемы считали, что хадж становится фардом для человека, как только у него появляется на то возможность. Также улемы говорили, что нельзя его отсрочить.

Однако Имам Абу Юсуф, Имам Мухаммад и другие говорили, что дозволено и отсрочить на некоторый срок, так как Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершил хадж на десятом году хиджры, хотя хадж был объявлен фардом с пятого или шестого года хиджры.

 

Передается от  Али радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Тому, кто не совершит хадж, имея зод и рахилу, что доведет его до дома Аллаха (Байтуллаха) – без разницы, умрет он иудеем или христианином. Это - согласно слову Аллаха в Своей книге: «И перед Аллахом на людях – обязательство совершить хадж к Дому, тем, кто в состоянии изыскать путь».

Пояснение: Как видим из этого хадиса, большим грехом считается не совершение хаджа, имея на это возможность. Итак, человек, изыскавший возможности и выполнивший условия хаджа, должен поспешить скорее совершить это великое поклонение – хадж. Если же, упаси Аллах, он умрет, не успев совершить хадж в силу разных возникших различных причин, то уйдет из жизни лишенным огромного блага и счастья. Если мы обратим внимание на толкование священного хадиса, увидим, что человек, не совершивший хадж без уважительных причин, имея возможность, не только лишается благ и счастья, но и оказывается в крайне тяжелом положении, потому что становится ослушником, не исполнившим повеление Аллаха. Слова «зод» и «рахила» будут разъяснены в пояснении следующего хадиса.

 

Передается от Ибн Умара  радияллаху анху:

«Один человек пришел к Посланнику саллаллаху алайхи васаллам и спросил:

«Посланник Аллаха! Что делает хадж обязательным (ваджиб)?

(Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Зод и рахила».

Эти два хадиса передали Тирмизи и Ахмад.

Пояснение:

«Зод» - средства, достаточные для пропитания и быта на поездку в хадж и обратно.

«Рахила» – дорожные расходы, достаточные для поездки в хадж и обратно.

Совершение хаджа становится обязательным только тем, кто располагает всем необходимым. В первую очередь это средства на пропитание и средства передвижения. Разумеется, должны быть выполнены и все другие условий.

 

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Люди Йемена приезжали в хадж без провизии и говорили, что они - уповающие (на Аллаха). А достигнув Мекки, начинали попрошайничать у людей. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «И запасайтесь. И поистине, лучший запас – таква (богобоязненность)».

Передали Имам Бухари и Абу Давуд.

Пояснение: Согласно другому преданию, йеменцы говорили: «Мы же совершаем хадж в Дом Аллаха, неужели Он оставит нас голодными?». Эти слова противоречат исламскому учению. К тому же, это можно понять так, как будто хадж совершается как одолжение Аллаху. Именно поэтому Всевышний Аллах призывает Своих рабов запасаться, чтобы совершить хадж, но напоминает, что нужно питаться как материальной, так и духовной пищей и быть богобоязненными.

Руководствуясь этим священным хадисом, каждый человек, совершающий хадж или умру, должен взять с собой в достаточном количестве как духовной, так и материальной провизии.

Из «Книги о хадже и умре»

Самое читаемое

Деяния - только...

Все мы знаем, что без...

Может ли благоразумный...

Если бы религиозность была глупостью,...

Лучшая умма –...

«Вы являетесь лучшей из общин,...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...