Четверг Рамазан 8 1439 | Четверг мая 24 2018

(РАЗДЕЛ ВТОРОЙ)

Об отношении к болезням, 
невзгодам и действиях при них

 

О достоинствах перенесения болезни 
и проявлении терпения во время болезни

[часть 1]

 

2522. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Какое бы несчастье ни постигло мусульманина, будь то изнурение, болезнь, заботы, печаль, страдание, горести или даже вонзание занозы, поистине, Аллах совершает ими каффарат его грехов».

Передали два шейха.

Пояснение: Прежде всего, следует отметить, что благородные хадисы, приводимые в этом разделе, входят в число религиозных указаний, которые мусульмане должны соблюдать. Здесь нет личного опыта или чего-либо подобного тому.

Тем, что в начале «Книги исцеления» приводится хадис о проявлении терпения во время болезни, в первую очередь, подчеркивается необходимость проявлять терпение. При любой болезни одним из важных аспектов поведения для больного является терпение. Если быть нетерпеливым, болезнь усилится еще больше, выздоровление затянется, а также возникнут другие неудобства.

Поэтому в Исламе вопросу терпения уделяется особое внимание. Пророк саллаллаху алайхи васаллам в этом своем хадисе, упоминая о болезни в числе нескольких других несчастий, которые могут постичь человека, утверждает, что в случае проявления мусульманином терпения при этих несчастьях Всевышний Аллах простит его прегрешения. Конечно же, подлежащие прощению в такой ситуации прегрешения – это те грехи, совершенные рабом, которые бывают в отношениях между Господом и рабами.

Значит, мусульманин должен проявлять терпение при больших и малых несчастьях – как при тяжелых болезнях, так и при вонзании занозы.

 

2523. «К Аише радияллаху анха вошли, смеясь, молодые курайшиты, когда она находилась в Мина. Так она сказала:

– Что вас смешит?

(Они) сказали:

– Такой-то упал, споткнувшись о веревку шатра, и чуть не лишился (сломал) своей шеи или глаза.

Она сказала:

– Не смейтесь! Я слышала, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «В какого мусульманина вонзится колючка или [его постигнет] что-то большее, поистине, ему запишется по той причине одна степень и сотрется один грех».

Передал Муслим.

Пояснение: Ситуация, подобная описанной в этой передаче хадиса, часто встречается в каждое время и в каждом месте. Кто-то спотыкается, кто-то ударяется о что-либо, на кого-то может что-либо упасть. В таких случаях несознательные люди, в частности, молодежь, начинают смеяться над человеком, оказавшимся в неловкой ситуации. Может быть, этот человек и попал в смешную ситуацию, однако, так или иначе, его все же постигла беда. И почему нужно смеяться над ним? Напротив, его нужно поддержать, помочь выйти из неприятного положения, утешить хотя бы добрыми словами.

Обратите внимание, согласно этому хадису, человеку, попавшему в такое положение, Аллах оказывает Свою большую милость. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о таком человеке говорит:

«В какого мусульманина вонзится колючка или [его постигнет] что-то большее, поистине, ему запишется по той причине одна степень и сотрется один грех».

Как можно насмехаться над человеком, который удостоен огромной милости Всевышнего Аллаха!? Каждый из нас должен быть очень осторожным в этом вопросе. И все же если вдруг молодежь, не знающая об этом, кто-либо из нас станет насмехаться над кем-либо, как описано в хадисе в подобных случаях, давайте сделаем ему замечание, беря пример с Аиши радияллаху анха.

 

2524. Передается от нее же:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Кому Аллах пожелает добра, того подвергнет испытанию».

Пояснение: Именно к числу таких испытаний относится состояние болезни. Значит, мусульманин, подвергшийся болезни, должен воспринимать постигший его недуг как испытание от Аллаха и, проявляя терпение, должен просить исцеления у Самого Аллаха. Когда мусульманина постигает болезнь, вместо того чтобы проявлять нетерпение, ему необходимо быть терпеливым и принять это как испытание, предшествующее даваемому Всевышним Аллахом ему добру. Если он успешно пройдет это испытание, ему будет даровано добро. Ну, а если, не дай Аллах, он не сможет пройти испытание, то пусть пеняет на себя.

 

2525. Аиша радияллаху анха сказала:

«Я не встречала ни одного (никого), кто бы страдал болезнью сильней, чем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».

Оба передал Бухари.

Пояснение: Так как положение Пророка саллаллаху алайхи васаллам перед Всевышним Аллахом высоко, его постигали самые тяжелые недуги. Когда мусульманин заболевает, вместо того чтобы говорить «Почему же я все время заболеваю, ведь другие здоровы», он должен представить себе, как переносил болезни Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Подверженность болезням не означает, что Аллах подвергает человека мучениям. Напротив, временами, в частности, когда болезнь постигает правоверных мусульман, болезнь может служить также для роста степени богобоязненных людей.

 

2526. Абдуллах радияллаху анху сказал:

«Когда я зашел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он страдал от болезни.

Я сказал:

– О Посланник Аллаха, поистине, вы ведь сильно страдаете от болезни!

Он сказал:

– Это так. Поистине, я страдаю от болезни так, как [если бы это было] у двоих из вас.

Я сказал:

– Это, наверное, чтобы Вам [было] двойное вознаграждение?

(Он алайхиссалам) сказал:

– Да. Именно так. Если мусульманина постигнет какое-нибудь несчастье, [будь то укол] колючкой или побольше того, по причине того (несчастья) Аллах сбросит его скверные деяния так, как дерево сбрасывает свои листья».

Передали два шейха.

 

Пояснение: В этом хадисе еще сильней подчеркивается то, что упоминалось в предыдущих. В хадисе словами очевидца – Абдуллаха ибн Масъуд радияллаху анху повествуется, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам переносил болезнь. Ссылаясь именно на этот хадис, обладатели знаний, когда их постигает недуг, говорят: «Наверное, у нас скопилось много грехов, авось этой болезнью они смоются». Да, Всевышний Аллах сделал болезнь для Своих рабов-мусульман удобным случаем смыть грехи. Только они должны правильно использовать этот удобный момент. Для этого им надлежит проявлять терпение во время болезни и соблюдать приличия страдания недугом. В этом деле примером для нас является Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Несмотря на то, что у него болезни протекали вдвое тяжелее, чем у остальных, он проявлял терпение с надеждой на милосердие Всевышнего Аллаха.

 

 

 

Самое читаемое

Юсуф Эстес «О...

Дорогие братья и сестры и...

Обрел вечное счастье...

Это случилось в наши дни,...

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...

Письмо христианки мусульманским...

После начала сионистской «войны с...

От рэпа к...

Удивительным образом создал все живое...

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...