Понедельник Мухаррам 5 1439 | Понедельник сентября 25 2017

(РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ)

Воздержание в еде – основа лечения

Как утверждают улемы, все виды лечения связаны с двумя факторами — диетой и охраной здоровья. То есть зависит от того, в какой степени нарушалась диета и как охранялось здоровье. Когда нарушается диетанарушается и здоровье. При нарушении здоровья возникает необходимость вывести из организма вещества, явившиеся причиной этого нарушения.

Вся медицинская наука основана на этих трех вещах – соблюдении диеты, охране здоровья и выведении из организма тех веществ, которые попали в него вследствие несоблюдения первых двух.

Диета бывает двух видов:

1. Воздержание от того, что может стать причиной заболевания.

Это диета, которую должны соблюдать здоровые люди.

2. Воздержание от того, что может стать причиной обострения болезни.

Это диета, которую должны соблюдать больные люди.

Сущность воздержания в еде отражена в Куръане.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» обращается к мусульманам с таким воззванием:

«Если же вы больны или в путешествии, или кто-нибудь из вас пришел, отправив нужды, или же вы имели близость с женщинами и не нашли воды, то совершите таяммум чистой землей нанесите масх на ваши лица и руки. Поистине, Аллах – Милующий, Прощающий!» (аят 43).

В этом аяте Всевышний Аллах разрешает совершать таяммум вместо омовения водой нескольким категориям людей, в том числе и больным, если они опасаются, что болезнь может обостриться.

 

2555. Передается от Умму Мунзир ал-Ансориййи радияллаху анха:

«Ко мне вошел Пророк саллаллаху алайхи васаллам. С ним был Али радияллаху анху. У нас висели грозди фиников. Пророк саллаллаху алайхи васаллам встал и начал их есть. Али тоже встал, чтобы отведать их. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Али:

 Стой! Ты только что оправился от болезни.

Али остановился. Я приготовила им еду из ячменя и сахарной свеклы. ПосланникАллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

 О Али, бери это. Оно тебе полезно».

Передали Абу Давуд и Тирмизи.

 

Пояснение: Мы и ранее отмечали, что прием пищи в меру и употребление того, что по нраву, является необходимым фактором для поддержания здоровья. Потому что весь организм человека испытывает воздействие питания. Еда влияет не только на кровь и организм человека в целом, но и на его душевное состояние. В качестве примера этого приводится свиное мясо — человек, питающийся им, теряет чувство ревности, то есть становится неревнивым, подобно свинье. Раз это так, то уделение внимания воздержанию в еде весьма необходимо.

Особенно этому должны уделять необходимое внимание недавно оправившиеся от болезни люди. Ибо преобразования в организме вследствие болезни делают человека очень чувствительным.

Вот и в этой передаче хадиса мы видим яркий пример тому. Когда финиковые плоды достигают определенной стадии зрелости, арабы срывают кисти с плодами, где преобладают незрелые финики, и подвешивают их в определенных местах. Затем они начинают есть финики с этих кистей, постепенно срывая плоды по мере их дозревания. У Умму Мунзир в доме тоже были такие кисти фиников. Пророк солллаллаху алайхи васаллам, прийдя, отведал их. Но когда Али радияллаху анху тоже собрался отведать этих фиников, Пророк саллаллаху алайхи васаллам напомнил ему, что он только недавно оправился от болезни, и повелел ему воздержаться. А блюдо из ячменя и сахарной свеклы, которое приготовила хозяйка дома, он повелел есть побольше и сказал, что оно полезно для него.

Этот хадис считается основанным именно на личной практике. И посему каждому мусульманину, недавно оправившемуся от болезни, не обязательно воздерживаться от приема таких фиников, чтобы следовать этому хадису. Возможно, некоторым недавно оправившимся от болезни людям они даже пойдут на пользу. В хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал это Али, будучи хорошо знающим его болезнь, темперамент, личные черты, а также сорт и состояние фиников.

Из этого хадиса мы берем только общее указание о воздержании в еде. Для каждой личности и для каждой определенной болезни то, от чего и как соблюдать воздержание в еде определяет опытный лекарь-специалист из мусульман.

 

2556. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Когда Аллах полюбит своего раба, сделает его воздержанным от мирского, подобно тому, как один из вас делает своего больного воздержанным от воды».

 

Пояснение: Всем известно, что отсутствие воздержания от мирских благ, страсть к богатству является началом всех бед. Аллах, дабы оградить Своих любимых рабов от этих бед делает их воздержанными от богатств, не питающими страсть к нимСледовательнокакого из Своих рабов Аллах желает испытать бедами и несчастьями, того Он делает невоздержанным относительно мирских богатств.

Этот процесс проходит «…подобно тому, как один из вас делает своего больного воздержанным от воды»Ухаживающие за больными стараются не давать им пить холодной воды. Безусловно, они заставляют соблюдать такое воздержание из любви к своим больным, из желания им добра и быстрого выздоровления.

 

2557. Передается от Укбы ибн Амира радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Не заставляйте своих больных есть пищу. Поистине, Аллах кормит их и поит».

Оба передал Тирмизи санадом хасан.

 

Пояснение: Это является одним из важных видов воздержания от еды. Как утверждают ученые медики, Всевышний Аллах создал организм человека саморегулирующимся. В теле возрастает потребность к тем вещам, что нужно употребить, и послабляется потребность к тому, чего не требует организм. Поэтому нехорошо насильно заставлять больного есть или пить то, чего он сам не хочет. Единственное, в чем можно заставлять больного, это принимать лекарство, прописанное искусным лекарем.

Одним из самых известных благородных хадисов, касающихся воздержания в еде, является переданный улемами-мухаддисами хадис, в котором Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Основа всех болезней – употребление пищи поверх пищи».

Эту истину по прошествии полутора тысяч лет подтвердила и современная медицинская наука. Сегодня непрестанно одно за другим появляются указания о том, что и в каком количестве есть, чего не есть.

Разница между ними и тем, о чем говорится в хадисах, только в том, что в предписаниях Ислама есть божественность, священность, духовность, добро и благодать.

 

 

Самое читаемое

Тафсир Хилал. Сура...

Тафсир Хилал. Сура «Ниса» (аят...

Вера в Аллаха...

Результаты научных исследований в области...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...