Суббота Мухаррам 30 1439 | Суббота октября 21 2017

Достоинство поста в день Ашуро

Передается от Аиши радияллаху анха: «В (период) джахилии курайшиты держали пост в день Ашуро. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам (тоже) постился

Достоинства месяца Мухаррам

Слово «мухаррам» означает «уважаемый», «заповедный», ‎‎«возвеличенный».‎

Добро не забывается

С утра было очень холодно. Адам, продающий хозяйственные мелочи, чтобы иметь возможность оплатить проезд к месту своего обучения, обессилел и сильно проголодался. И он решил попросить еды в ближайшем доме....

О сахих и фасид разновидностях чистоты

Вопрос: Сколько видов имеет чистота? Ответ: Чистота делится на два вида: сахих и фасид. 1. Сахих-чистота — таковым называется чистота, в которой присутствуют три ее обязательных условий: 1. Она не...

Пост месяца Шаъбан

Пост месяца Шаъбан

1316. Передается от Аиши радияллаху анха: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постился целый месяц, кроме как в Рамадане.

Тафсир Хилал

001. Фатиха (Открывающая)

Ниспослана в Мекке. Состоят из 7 аятов...

Сура Бакара, 183-187

183. О те, которые уверовали! Предписан вам...

098. Сура «Баййина», («Ясное доказательство»)‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.‎

Тафсир суры «Кадр» («Предопределение»)

Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов.

Тафсир Хилал: сура «Ихлас»‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов

Новости

Достойные продолжатели сових отцов

Достойные продолжатели сових отцов

21 октября 2017

Достойные продолжатели сових отцов Я глубоко задумалась, глядя на братьев,...

Рамазан Кадыров — студент Бухарского медресе

Рамазан Кадыров — студент Бухарского медресе

19 октября 2017

 Как мы уже сообщали, в рамках своего двухдневного визита в...

Глава Чечни Рамазан Кадыров в Бухаре

Глава Чечни Рамазан Кадыров в Бухаре

17 октября 2017

Почетный гость нашей страны Рамазан Кадыров в сопровождении депутата Госдумы...

Рамзан Кадыров о встрече с Шавкатом Мирзиёевым

Рамзан Кадыров о встрече с Шавкатом Мирзиёевым

17 октября 2017

Рамзан Кадыров о встрече с Шавкатом Мирзиёевым В рамках своего...

Глава Чечни прибыл с визитом в Узбекистан

Глава Чечни прибыл с визитом в Узбекистан

17 октября 2017

Сегодня, 16 октября 2017 года в Узбекистан с двухдневным визитом ...

Поздравление Майам-Натальи по случаю 10-летнего юбилея сайта muslimaat.uz

Поздравление Майам-Натальи по случаю 10-летнего юбилея сайта muslimaat.uz

15 октября 2017

Ассаламу алайкум ва рохматуллоҳи ва барокатуҳ, Дорогие Сестры! От всей...

На Ближнем Востоке миллионы беженцев находятся под угрозой

На Ближнем Востоке миллионы беженцев находятся под угрозой

14 октября 2017

На Ближнем Востоке миллионы беженцев находятся под угрозой Сокращение финансирования...

ООН едет в Мьянму для помощи мусульманам

ООН едет в Мьянму для помощи мусульманам

14 октября 2017

ООН едет в Мьянму для помощи мусульманам Заместитель генсека ООН...

Сифаты Аллаха и салафы

 

Благословленные аяты и хадисы о прекрасных именах — Асмаул хусна — были удостоены высокого почтения мусульман.

Одними из первых прекрасные имена и качества Всевышнего Аллаха глубоко изучили улемы науки акоид. Целью исследований всех улемов науки акоид — и старых, и новых, и салафов, и халафов, являлось одно — доказать абсолютную чистоту Всевышнего Аллаха от недостойных и неподобающих качеств.

Здесь, необходимо отметить, что слово «салаф» по словарю означает «предшественник», «предок», а в шариатской терминологии оно обозначает мусульман, живших первые три века хиджры.

Всем хорошо известно, что уровень знания арабского языка у салафов и степень их вероубеждения были чрезвычайно высоки. К тому же в эпоху салафов не было различных разногласий, течений, философий, а если и были, то не имели никакой силы и влияния. Именно поэтому, как и в отношении других учений, салафы не нуждались в приложении каких-либо особых усилий в сфере науки акоид и доказывать что-либо, что связано с основами веры.

Имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи в своей книге «ал-Фикхул акбар» говорит следующее:

«Всевышний Аллах не похож ни на одно из своих творений. Ничто из творений Аллаха не подобно Ему. Все качества Аллаха несопоставимы с качествами творений. Аллах ведает знанием, не похожим на наше знание. Аллах могущественен силой, не похожей на нашу силу. Аллах видит взором не похожим на наш взор. Если Всевышний Аллах упомянул в Куръане о лице, руках и душе, то относительно Него все это не является состоятельными сифатами».

Нуъайм ибн Хаммад ал-Хузаъи — шейх имама Бухари, сказал так:

«Кто уподобит Аллаха Его творениям, поистине, он станет неверным. Кто станет отрицать то, как Аллах описал Себя, поистине, он станет неверным. Нет уподобления в том, как описал Аллаха Он Сам и Его посланник. Кто для Всевышнего Аллаха утвердит достойным могущества Аллаха то, что приведено в ясных аятах и достоверных сведениях и отвратит от Аллаха недостатки, поистине, тот пошел по пути хидаи».

Как мы отмечали ранее, путем, которого придерживались салафы — поколение прежних мусульман и ученых, был путь, при котором они все воспринимали как есть, не задумываясь о чем-нибудь другом.  Примером этому может служит вопрос, известный как вопрос о «вознесении на Арш».

В описании об этом, приведенном в священных аятах, фраза «алал Арши истава» касается Аллаха. Если перевести эту фразу дословно, получится смысл: Аллах «приравнялся к Трону». Поколения прошлого пришли к согласию: «толкование этого смысла оставим на усмотрение Самого Аллаха, и по этому поводу не скажем ни слова». Потому что в те времена все хорошо понимали это, они вели простую жизнь и не подвергались разного рода фитнам. Однако встречались и такие люди, которые пытались поднять этот вопрос. Но большинство, называя их зачинщиками фитны, не давали им возможности распространять свои домыслы. Благодаря чему общество мусульман пребывало в спокойствии и благополучии.

В этом вопросе достойной похвалы является позиция имама Малика рахматуллахи алайхи. Как сообщается в преданиях, некий человек пришел к имаму Малику рахматуллахи алайхи и спросил об «истива» — вознесении.

Тогда имам Малик сказал:

«Истива известно. Неизвестно, каково оно. Уверовать в него является ваджибом. Задавать вопросы о нем есть бидъа. Ты, оказывается, зачинщик бидъы! Выведите его от меня!»

Таким путем праведные предшественники (салафы) сохранили свое правильное вероубеждение в абсолютную чистоту Всевышнего Аллаха, в то, что нет никого, подобного Ему, и что Он обладает всеми качествами совершенства.

По прошествии времени территории исламских государств расширились. Люди, принявшие Ислам или начавшие жить совместно с мусульманами принадлежали к различным народам, религиям, философиям и идеологиям. Естественно, они не могли сразу и полностью избавиться от своих старых идей и представлений. К тому же, наряду с этим, враги Ислама неперестанно инспирировали смуту. С целью нанести ущерб акийде мусульман, они с исключительным мастерством провоцировали всеобщее обсуждение различных вопросов, могущих вызывать сомнения. Одной из самых больших проблем стало стремление нанести урон вероубеждению мусульман, для чего использовались поверхностные (буквальные) значения аятов и хадисов, относящихся к сифатам Всевышнего Аллаха. Рассуждая об определениях относительно рук, глаз Аллаха либо Его пречистых качеств, они стали сбивать людей с праведного пути, и вводить их в заблуждение, инициируя тем самым фитну среди верующих.

 

Дело усугубилось до такой степени, что даже вынесение фатвы «задавать вопросы по этой теме есть бидъа» подобно тому, как это делали салафус салихин и имам Малик, уже не производило должного эффекта. И даже более того, теперь уже не оставалось никого, кто бы не задавал вопросов на подобные темы.

И вот в это трудное время такие выдающиеся ученые, как Абул Хасан ал-Ашъари и Абу Мансур Матуриди сослужили огромную службу в деле сохранения чистоты акийды. Как и в других тонких вопросах, были найдены решения и в вопросе  относительно сифатов Всевышнего Аллаха. На заявления подстрекателей о том, что фраза «алал Арши истава» означает, что Аллах приравнялся к Трону, халафы — ученые последующих поколений — ответили так: «Нет, тогда к Аллаху были бы отнесены недостатки, и поэтому истива следует понимать соответственно другим совершенным качествам Всевышнего Аллаха».

Таким образом, «истива» было истолковано как обладание чем-либо посредством могущества и владычества. И в этом, как и у праведных предшественников, проявляется намерение поминать Всевышнего Аллаха пречистым от всяких изъянов.

И улемы из числа салафов, и улемы из халафов имели единую цель. Только для достижения этой цели они придерживались различных путей, соответствующих их времени и условиям.

Нам с вами также следует действовать в этом вопросе очень осторожно, не вызывая разногласий.

Считаем, что в связи с этим важно отдельно упомянуть о том, какого пути придерживался Абул Хасан ал-Ашъари. В его первых книгах и книге «ал-Ибана» просматривается, что он придерживался пути предшествующих ученых — салафов, тогда как по его последующим книгам, таким как «ал-Ламаъ», видно, что в дальнейшем он придерживался пути последующих ученых — халафов. Этого требовали обьтоятельства. Учитывая это, мы можем сказать, что Абул Хасан ал-Ашъари рахматуллахи алайхи в вопросах о сифатах Всевышнего Аллаха был своего рода переходным звеном от пути улемов-салафов к пути улемов-халафов.

 

(Из книги "Суннитские вероубеждения")

Самое читаемое

На футбольных стадионах...

Футболисты-мусульмане добились от Австралийской футбольной...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Куръан – последняя...

Слово «Куръан» в переводе означает...

Истина о гадании...

Духовное лечение К месту будет...

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (2) Передается...