Пятница Раби-уль-авваль 27 1439 | Пятница декабря 15 2017

Думы о мавлиде. Адабы мавлида

Думы о мавлиде   Адабы мавлида Улемы, определившие мавлид как деяние мустахаб, издревле ставили несколько обязательных условий и приличий, при соблюдении которых проведение

Думы о мавлиде. Кто придумал мавлид?

  Кто придумал мавлид? О том, кто именно стал первым инициатором празднования мавлида точных сведений нет. Можно предположить, что этот обряд изначально не

Думы о мавлиде. Почему мы его отмечаем?

  Арабское слово мавлид лексически означает «рождение», «момент рождения». В исламской терминологии это слово применяется для обозначения появления на свет последнего Посланника Аллаха

Добро не забывается

С утра было очень холодно. Адам, продающий хозяйственные мелочи, чтобы иметь возможность оплатить проезд к месту своего обучения, обессилел и сильно проголодался. И он решил попросить еды в ближайшем доме....

Халална ли косметика с плацентой?

Халална ли косметика с плацентой? Впорос: Ассалому алайкум! Мир вам и милость Аллаха, У меня такой вопрос, среди косметики для лица в продаже есть крем в составе которого есть человеческая...

Пост месяца Шаъбан

Пост месяца Шаъбан

1316. Передается от Аиши радияллаху анха: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постился целый месяц, кроме как в Рамадане.

Тафсир Хилал

001. Фатиха (Открывающая)

Ниспослана в Мекке. Состоят из 7 аятов...

Сура Бакара, 183-187

183. О те, которые уверовали! Предписан вам...

098. Сура «Баййина», («Ясное доказательство»)‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.‎

Тафсир суры «Кадр» («Предопределение»)

Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов.

Тафсир Хилал: сура «Ихлас»‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов

Новости

Кадыров отметил вклад чеченцев в борьбу с ИГИЛ в Сирии

Кадыров отметил вклад чеченцев в борьбу с ИГИЛ...

13 декабря 2017

Кадыров отметил вклад чеченцев в борьбу с ИГИЛ в Сирии...

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 36,37,38,39,40)

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 36,37,38,39,40)

13 декабря 2017

36. Вопрос: Какими были волосы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?...

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 31,32,33,34,35)

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 31,32,33,34,35)

13 декабря 2017

31. Вопрос: Какого роста был Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?...

Евросоюз выделил €700 млн для сирийских беженцев

Евросоюз выделил €700 млн для сирийских беженцев

13 декабря 2017

Евросоюз выделил €700 млн для сирийских беженцев Европейский союз утвердил...

Саудовская Аравия отменит 35-летний запрет кинотеатров

Саудовская Аравия отменит 35-летний запрет кинотеатров

12 декабря 2017

Саудовская Аравия отменит 35-летний запрет кинотеатров Отменяется 35-летний запрет на...

В Новой Зеландии требуют сделать фаст-фуд халяльным

В Новой Зеландии требуют сделать фаст-фуд халяльным

12 декабря 2017

В Новой Зеландии требуют сделать фаст-фуд халяльным Юная мусульманка Сайида...

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 26,27,28,29,30)

Видели ли вы Посланника Аллахa (аудио 26,27,28,29,30)

04 декабря 2017

26. Вопрос: Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам доставил в Шам...

Папа Римский встретится с мусульманами-рохинджа

Папа Римский встретится с мусульманами-рохинджа

01 декабря 2017

Папа Римский встретится с мусульманами-рохинджа В рамках турне по странам...

Сифаты Аллаха и салафы

 

Благословленные аяты и хадисы о прекрасных именах — Асмаул хусна — были удостоены высокого почтения мусульман.

Одними из первых прекрасные имена и качества Всевышнего Аллаха глубоко изучили улемы науки акоид. Целью исследований всех улемов науки акоид — и старых, и новых, и салафов, и халафов, являлось одно — доказать абсолютную чистоту Всевышнего Аллаха от недостойных и неподобающих качеств.

Здесь, необходимо отметить, что слово «салаф» по словарю означает «предшественник», «предок», а в шариатской терминологии оно обозначает мусульман, живших первые три века хиджры.

Всем хорошо известно, что уровень знания арабского языка у салафов и степень их вероубеждения были чрезвычайно высоки. К тому же в эпоху салафов не было различных разногласий, течений, философий, а если и были, то не имели никакой силы и влияния. Именно поэтому, как и в отношении других учений, салафы не нуждались в приложении каких-либо особых усилий в сфере науки акоид и доказывать что-либо, что связано с основами веры.

Имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи в своей книге «ал-Фикхул акбар» говорит следующее:

«Всевышний Аллах не похож ни на одно из своих творений. Ничто из творений Аллаха не подобно Ему. Все качества Аллаха несопоставимы с качествами творений. Аллах ведает знанием, не похожим на наше знание. Аллах могущественен силой, не похожей на нашу силу. Аллах видит взором не похожим на наш взор. Если Всевышний Аллах упомянул в Куръане о лице, руках и душе, то относительно Него все это не является состоятельными сифатами».

Нуъайм ибн Хаммад ал-Хузаъи — шейх имама Бухари, сказал так:

«Кто уподобит Аллаха Его творениям, поистине, он станет неверным. Кто станет отрицать то, как Аллах описал Себя, поистине, он станет неверным. Нет уподобления в том, как описал Аллаха Он Сам и Его посланник. Кто для Всевышнего Аллаха утвердит достойным могущества Аллаха то, что приведено в ясных аятах и достоверных сведениях и отвратит от Аллаха недостатки, поистине, тот пошел по пути хидаи».

Как мы отмечали ранее, путем, которого придерживались салафы — поколение прежних мусульман и ученых, был путь, при котором они все воспринимали как есть, не задумываясь о чем-нибудь другом.  Примером этому может служит вопрос, известный как вопрос о «вознесении на Арш».

В описании об этом, приведенном в священных аятах, фраза «алал Арши истава» касается Аллаха. Если перевести эту фразу дословно, получится смысл: Аллах «приравнялся к Трону». Поколения прошлого пришли к согласию: «толкование этого смысла оставим на усмотрение Самого Аллаха, и по этому поводу не скажем ни слова». Потому что в те времена все хорошо понимали это, они вели простую жизнь и не подвергались разного рода фитнам. Однако встречались и такие люди, которые пытались поднять этот вопрос. Но большинство, называя их зачинщиками фитны, не давали им возможности распространять свои домыслы. Благодаря чему общество мусульман пребывало в спокойствии и благополучии.

В этом вопросе достойной похвалы является позиция имама Малика рахматуллахи алайхи. Как сообщается в преданиях, некий человек пришел к имаму Малику рахматуллахи алайхи и спросил об «истива» — вознесении.

Тогда имам Малик сказал:

«Истива известно. Неизвестно, каково оно. Уверовать в него является ваджибом. Задавать вопросы о нем есть бидъа. Ты, оказывается, зачинщик бидъы! Выведите его от меня!»

Таким путем праведные предшественники (салафы) сохранили свое правильное вероубеждение в абсолютную чистоту Всевышнего Аллаха, в то, что нет никого, подобного Ему, и что Он обладает всеми качествами совершенства.

По прошествии времени территории исламских государств расширились. Люди, принявшие Ислам или начавшие жить совместно с мусульманами принадлежали к различным народам, религиям, философиям и идеологиям. Естественно, они не могли сразу и полностью избавиться от своих старых идей и представлений. К тому же, наряду с этим, враги Ислама неперестанно инспирировали смуту. С целью нанести ущерб акийде мусульман, они с исключительным мастерством провоцировали всеобщее обсуждение различных вопросов, могущих вызывать сомнения. Одной из самых больших проблем стало стремление нанести урон вероубеждению мусульман, для чего использовались поверхностные (буквальные) значения аятов и хадисов, относящихся к сифатам Всевышнего Аллаха. Рассуждая об определениях относительно рук, глаз Аллаха либо Его пречистых качеств, они стали сбивать людей с праведного пути, и вводить их в заблуждение, инициируя тем самым фитну среди верующих.

 

Дело усугубилось до такой степени, что даже вынесение фатвы «задавать вопросы по этой теме есть бидъа» подобно тому, как это делали салафус салихин и имам Малик, уже не производило должного эффекта. И даже более того, теперь уже не оставалось никого, кто бы не задавал вопросов на подобные темы.

И вот в это трудное время такие выдающиеся ученые, как Абул Хасан ал-Ашъари и Абу Мансур Матуриди сослужили огромную службу в деле сохранения чистоты акийды. Как и в других тонких вопросах, были найдены решения и в вопросе  относительно сифатов Всевышнего Аллаха. На заявления подстрекателей о том, что фраза «алал Арши истава» означает, что Аллах приравнялся к Трону, халафы — ученые последующих поколений — ответили так: «Нет, тогда к Аллаху были бы отнесены недостатки, и поэтому истива следует понимать соответственно другим совершенным качествам Всевышнего Аллаха».

Таким образом, «истива» было истолковано как обладание чем-либо посредством могущества и владычества. И в этом, как и у праведных предшественников, проявляется намерение поминать Всевышнего Аллаха пречистым от всяких изъянов.

И улемы из числа салафов, и улемы из халафов имели единую цель. Только для достижения этой цели они придерживались различных путей, соответствующих их времени и условиям.

Нам с вами также следует действовать в этом вопросе очень осторожно, не вызывая разногласий.

Считаем, что в связи с этим важно отдельно упомянуть о том, какого пути придерживался Абул Хасан ал-Ашъари. В его первых книгах и книге «ал-Ибана» просматривается, что он придерживался пути предшествующих ученых — салафов, тогда как по его последующим книгам, таким как «ал-Ламаъ», видно, что в дальнейшем он придерживался пути последующих ученых — халафов. Этого требовали обьтоятельства. Учитывая это, мы можем сказать, что Абул Хасан ал-Ашъари рахматуллахи алайхи в вопросах о сифатах Всевышнего Аллаха был своего рода переходным звеном от пути улемов-салафов к пути улемов-халафов.

 

(Из книги "Суннитские вероубеждения")

Самое читаемое

Истина о гадании...

О колдовстве (1) Среди людей...

Истина о гадании...

О колдовстве (2) В Священном...

Истина о гадании...

О джиннах и воздействии (вреде)...

Истина о гадании...

Какие они существа, Джинны? Правоверные...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (5)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (7)...