Вторник Джумад-уль-авваль 25 1438 | Вторник февраля 21 2017

Биография шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (рахимахуллах) Дата рождения: 15 апреля 1952 года (19 Раджаб, 1371 год по хиджре). Место рождения: Село
Биография шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа

Биография шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (рахимахуллах) Дата рождения: 15 апреля 1952 года (19 Раджаб, 1371 год по хиджре). Место рождения: Село Ниязбатыр Асакинского района Андижанской области, Узбекистан

День Ашуро

Слово «Ашуро» в словаре означает «десятый». Десятый день ‎месяца Мухаррам известен ‎под названием Ашуро.‎

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 83)

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 83)

В следующем своем аяте Священный Куръан излагает состояние еще одной группы среди мусульман: وَإِذَا جَاءهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُواْ بِهِ وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُوْلِي الأَمْرِ مِنْهُمْ...

Тафсир Хилал

001. Фатиха (Открывающая)

Ниспослана в Мекке. Состоят из 7 аятов...

Сура Бакара, 183-187

183. О те, которые уверовали! Предписан вам...

098. Сура «Баййина», («Ясное доказательство»)‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.‎

Тафсир суры «Кадр» («Предопределение»)

Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов.

Тафсир Хилал: сура «Ихлас»‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов

Новости

Потомок раввинов, не признающий израильский режим и бывший одним из основателей Пакистана

Потомок раввинов, не признающий израильский режим и бывший...

18 февраля 2017

Потомок раввинов, не признающий израильский режим и бывший одним из...

Канада станет мусульманской страной уже к 2050 году

Канада станет мусульманской страной уже к 2050 году

16 февраля 2017

Тенденцию стремительного роста числа мусульман в Канаде уловило издание American...

Сайт Muslimaat.uz — на Telegram!

Сайт Muslimaat.uz — на Telegram!

15 февраля 2017

Сайт Muslimaat.uz — на Telegram! Вот уже полтора года, как...

«Евродон» начнет экспорт халяльной продукции в Узбекистан и Азербайджан

«Евродон» начнет экспорт халяльной продукции в Узбекистан и...

15 февраля 2017

Крупнейший производитель индейки в России группа компаний "Евродон" договорилась о...

Эрдоган обсудил Сирию с королем Саудовской Аравии

Эрдоган обсудил Сирию с королем Саудовской Аравии

15 февраля 2017

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжает рабочее турне по странам...

Киргизия ведет переговоры об инвестициях на принципах исламского банкинга

Киргизия ведет переговоры об инвестициях на принципах исламского...

14 февраля 2017

Власти Киргизии ведут переговоры о привлечении иностранных инвестиций в развитие...

Вышла в свет книга о пророке Мухаммаде (мир ему и благословение) глазами христиан

Вышла в свет книга о пророке Мухаммаде (мир...

14 февраля 2017

В Каире выпустили уникальную книгу, в которой собрали высказывания представителей...

США примет мусульман-рохинья из Мьянмы

США примет мусульман-рохинья из Мьянмы

13 февраля 2017

США намерены предоставить убежище мусульманам-рохинья, находящимся в данный момент в...

 

Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб ал-Ансари (113-182 г.х.). Известный ученик Абу ‎Ханифы, великий факих и муджтахид, кадиюл-кузат (великий кади) государства ‎Аббасидов (в период правления Махди, Хади и Рашида). Каждый из правителей, ‎особенно Харун ар-Рашид, проявляли к нему большое уважение и ценили его.‎

В источниках говорится, что поначалу он занимался наукой хадисов. Находясь в ‎обществе мухаддисов (ученых-хадисоведов) ежедневно изучал и декламировал ‎другим 50-60 хадисов. В своих произведениях он приводит хадисы от Хишама ибн ‎Урвы, Абу Исхака Шайбани, Ата ибн Саиба и других. Фикх (исламское право) он ‎начал изучать у Ибн Абилейлы. Заинтересовавшись этой наукой, чуть позже он ‎присоединился к кружку Абу Ханифы и превратился в его классического ученика.‎

Как написал шейх Мухаммад Хузарийбек, он в качестве самого великого ученика и ‎самого лучшего помощника Абу Ханифы первым написал книгу по его мазхабу, ‎описав-раскрыв примеры, распространил этот мазхаб на весь мир. (Шейх ‎Мухаммад Хузарибек. «Тарихут-ташриъил исламий», стр.171)‎

А был Абу Юсуф из семьи бедняка и занимался мытьём и отбеливанием одежды. ‎Он рассказывает: «Я старался изучать фикх и хадисы, будучи бедным. Однажды я ‎сидел возле Абу Ханифы, когда пришла моя мать, вывела меня с собой и сказала: ‎‎«Не тяни ноги к Абу Ханифе, у него хлеб спелый1‎, а ты обязан обеспечивать нас». ‎Подчинившись ей, я отказался от своих таких интенсивных хождений по следам ‎науки. Абу Ханифа разыскал меня и попросил вернуться к урокам. Я вернулся. ‎Был первый день моего возвращения в его общество, когда он спросил: «Что тебя ‎отдалило от нас?». «Обеспечение нашей жизни и подчинение свой матери», - ‎ответил я и сел на место. Когда все разошлись, он протянул мне какой-то мешок и ‎сказал: «Пользуйся пока этим». Я взглянул в мешок, там было сто дирхемов. Он ‎посмотрел на меня и сказал: «Сообщай мне каждый раз, когда заканчивается в ‎нём».‎

Я стал ходить в кружок. Через некоторое время он дал мне снова сто дирхемов. ‎Таким вот образом он помогал мне до той поры, когда я вышел из бедности и стал ‎богатым» (Доктор Ахмад Шалаби, «Мавсуатул-хазаратил-исламия», 8-том, ‎стр.199)‎

Уроки Абу Ханифы были настолько интересны Абу Юсуфу, что когда умер его сын, ‎он, боясь пропустить урок, поручил похороны другому.‎

Хотя и был поначалу Абу Юсуф чтецом и преподавателем хадисов, после ‎сближения с Абу Ханифой он стал сторонником раъй2 и кыяса3, и, следуя за Абу ‎Ханифой, он порой высказывал своеобразные мысли и суждения в противовес ‎мыслям Абу Ханифы.‎

Во время правления Харуна ар-Рашида Абу Юсуф поднялся на самое высокое ‎положение. Он первый в исламском мире удостоился звания «Кадил-‎кузо»(великий кади), первым написал книгу по своему мазхабу и, по утверждению ‎Халликана, он первым ввёл униформу для судей и учёных. Эта одежда состояла ‎из чёрной чалмы и тайласана (широкая длинная накидка, надеваемая поверх ‎одежды). По мнению доктора Ахмада Шалабийа, такие униформы для судей, как ‎GOWN, HOOD, CAN, что ныне утверждёны во многих, в частности, европейских, ‎странах, не что иное, как немного видоизменённая форма той униформы, что во ‎втором веке была введена Абу Юсуфом (Доктор Ахмад Шалаби, «Мавсуатул-‎хазаратил-исламия»).‎

Противники раъй и кыяса (люди хадиса) хотя и не жаловали сторонников их, но ‎уделяли большое внимание Абу Юсуфу и хвалили его.‎

Во время кадийства Абу Юсуфа на территории империи Аббасидов ханафитский ‎мазхаб развивался в качестве официального и от сферы теории перешёл – ‎отполировался в практическую сферу. Каждый из его методов-правил прошёл ‎проверку жизнью и был применён в практику. Выражаясь словами устаза Абу ‎Захры, кыяс и истихсан4, выйдя за пределы круга гипотетичного стали ‎базироваться на практической, реальной жизни. Вероятно, Абу Юсуф, как видный ‎представитель школы раъй и кыяса, приблизил характеристики двух школ (школы ‎сторонников раъй и школы сторонников хадисов) и был признан видным ‎хадисоведом ханафитского мазхаба (Абу Захра, «Абу Ханифа»). От него приводят ‎хадисы Мухаммад ибн Хаян, Яхъя ибн Маин и др.‎

Как обладатель чрезвычайного ума и высокого таланта Имам Абу Юсуф был ‎приближённым Харуна ар-Рашида, его доверенным учёным.‎

Абу Юсуф скончался в 182 году по мусульманскому летоисчислению, прямо за ‎рассмотрением судебного дела. Как пишет Ибнун-Надим в «Ал-Фихристе», у Абу ‎Юсуфа был один сын по имени Юсуф, который при жизни отца исполнял ‎обязанности кади.‎

По Ибнун-надиму число книг, оставшихся от Абу Юсуфа насчитывает 40, в другом ‎издании говорится о 36. Мы остановимся на его важных произведениях:‎

‎«Китабул-хирадж»

Самое важное произведение Абу Юсуфа, написанное по требованию халифа ‎Аббасидов Харуна ар-Рашида, посвящённое выплате земельных налогов (ушр, ‎хирадж), садаката (закáта), джизя (налога, выплачиваемого иноверцами ‎исламскому государству) и собиранию трофеев.‎

Книга написана в то время, когда территория исламского государства ‎расширилась и посвящена решению различных вопросов, возникших в этой связи ‎в разных странах. Абу Юсуф написал его, опираясь в основном на правовые ‎теории Абу Ханифы, хадисы Пророка, мир ему, высказывания сахабов, в ‎особенности хулафаур-рашидин5, использованные ими методы и правила и ‎преподнес халифу.‎

‎«Китабул-хирадж» Абу Юсуфа наиболее значительная книга среди написанных ‎позже с таким же названием книг Яхйи ибн Адама, Абулаббаса ибн Мухаммада ‎Катиба, Абулфараджа Кудамы ибн Джафара, Насра ибн Мусы ар-Рази ал-Ханафи, ‎Хасана ибн Зияда и отличается от них научностью и скрупулёзностью. Значимость ‎книги заключалась в том, что, во-первых, она очень помогла великой империи ‎Аббасидов с системным методом упорядочивания земельных налогов - главным ‎источником государственных доходов страны. Во-вторых, исполнительная ‎функция государства в финансовой сфере стала основываться на методах и ‎правилах ханафитского мазхаба и тем самым создала условия для применения ‎этих правил в практику. (М.Хузарийбек. «Ад-давлатул-аббасия»)‎

Во вступлении книги автор, обращаясь к халифу, говорит: «Не явись завтра пред ‎Аллахом в группе тех, кто пошёл путём преступавших, поскольку Хозяин Судного ‎Дня оценивает своих рабов не по их престижу и положению, а по делам их». «Нет ‎сомненья, Аллах тебя спросит о состоянии, в котором ты пребывал, и какие дела ‎тебя занимали».‎

‎«Китабул-асар»‎

Эту книгу сын Абу Юсуфа пересказал от отца, а тот от Абу Ханифы. Она была ‎упорядочена на основе фикха. Книга написана, в основном опираясь на учение ‎Абу Ханифы и его правовую методологию, и имеет большое юридическое ‎значение.‎

‎"Ар-радду ъалаа Сиярил-Авзаъи"‎ ‎(«Опровержение к книге Авзаъи «ас-Сияр»)‎

В этой книге раскрываются разногласия между Абу Ханифой и Авзаъи касательно ‎войн, перемирия, предоставления убежища, а также трофеев, освящается сильная ‎логическая доводоспособность Абу Ханифы, каждый пример раскрывается ‎всесторонне и с истолкованием его доводов логических и доводов, основанных на ‎предании.‎

‎«Разногласия между Абу Ханифой и Ибн Абилейлой»‎

В этой книге Абу Юсуф показывает расхождения в правовых взглядах двух ‎великих факихов - представителей раъй и кыяса, и проводит анализ доводов ‎каждого из них.‎

Шаръи Джузджани

1 ‎Иносказательное, означающее, что человек материально обеспечен. Прим. пер.‎
2 ‎Раъй - взгляд, мнение, суждение. В исламском праве (фикх) религиозные предписания по тем проблемам, ‎которые не содержатся в буквальном выражении в исламских первоисточниках и выданы на основе мнения ‎муджтахида на основании общего контекста тех или иных аятов или хадисов.‎
3 ‎Кыяс - религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими ‎решениями, изложенными в Коране и принятыми пророком Мухаммадом, мир ему. Такой правовой метод ‎признан мусульманскими школами в связи с тем, что существуют отдельные проблемы, по которым нет ‎прямых указаний в исламских первоисточниках.‎
4 ‎Истихсан - предпочтение. Возможность отказа от доводов кыяса (См. Кыяс) в случае, если формально ‎правильное суждение по аналогии в данной ситуации является не совсем целесообразным. В этом случае ‎предписание выносится на основании предпочтения муджтахида, которое больше подходит для данной ‎ситуации. В широком смысле, истихсан - это предпочтение в сторону удобства, легкости, как об этом ‎говорится в Куръане: «Аллах желает вам облегчения, а не затруднения...» (2: 185).‎
Хулафа ар-Рашидин - Этим титулом называют первых четырех праведных мусульманских правителей, ‎которые правили мусульманским государством после кончины пророка Мухаммада алайхиссалам. Это - Абу ‎Бакр ас-Сиддик (11-13 г.х.), Умар ибн ал-Хаттаб ал-Фарук (13-23 г.х.), Усман ибн Аффан Зун-Нурайн (23-35 ‎г.х.) и Али ибн Абу Талиб ал-Муртада (35-40 г.х).‎

Самое читаемое

Федерация исламских организаций...

Брюссель. – Председатель Федерации исламских...

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (2)...

Хороший пример

Поистине, призыв к Всевышнему Аллаху...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...