Среда Ражаб 29 1438 | Среда апреля 26 2017

Ниспослана в Мекке. Состоят из 7 аятов

Прежде чем приступить к комментариям (тафсиру, толкованию) аятов суры “Открывающая”, было бы целесообразно ознакомиться с двумя самыми распространенными Куръаническими терминами: «аят» и «сура».

Слово “аят” имеет в словаре следующие значения:

1 – Чудо.

Аллах в суре “Корова” сказал:

“Спроси сынов Исраила, сколько Мы ниспослали ясных аятов – чудес”.

2 – Знак.

Аллах в суре “Корова" сказал:

“(Аят) - Знак его власти в том, что придет к вам ковчег, в котором сакина от вашего Господа…”.

3 – Назидание.

Аллах в суре “Корова” сказал:

“Поистине в этом – (аят)  - назидание для вас, если вы верующие”.

4 – Необычное дело.

Аллах в суре “Верующие” сказал:

“И мы сделали сына Марйам и мать его (аятом) -  необычным делом…”.

5 – Община.

Арабы говорят: “Люди вышли со своими (аятами), т.е. общинами”.

6 – Доказательство.

Аллах в суре “Румы” говорит:

“Из Его (аятов) - доказательств – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом – (аят) - назидание для знающих”.

7 – Аят Куръана.

Улемы высказывают следующее определение: “Аят – группа слов, помещенных в Куръан, и имеющих свое определенное начало и конец”.

Следовательно, можно говорить, что каждый аят Куръана имеет значение: чуда, знака, назидания, необычного дела, группы слов и доказательство мощи Аллаха.

Каждый аят Куръана, его начало и конец определен и ниспослан Самим Аллахом.

Самый короткий аят Куръана - слово “Я Сийн”, которое состоит из двух букв.

А самый длинный аят Куръана - аят о «долговых отношениях», который находится в суре “Корова”.

В священном Куръане слово «аят» употребляется множество раз. В некоторых из них слово «аят» содержит в себе все вышесказанные значения, в других – два или три из них, а в третьих – только один из них.

Чтобы правильно понимать Куръан, мы должны различать эти тонкости, но, к сожалению, часто допускаем ошибки в этом. Например, в русских переводах слово “аят” переведено словом «знамение», и только.

В некоторых русских переводах аяты Куръана называют “стихами”. Один из них, объясняя хронологический порядок сур Куръана, называет суры первого периода “поэтическими”. А другой утверждает, что Куръан изложен в форме высокого пафосного стиха.

Неужели они не обращали внимание в процессе перевода смыслов Куръана, как относится к этому вопросу сам Куръан. Ведь аятов Куръана по этому вопросу достаточно.

В суре “Я Сийн” о Мухаммаде алайхиссалам и о Куръане говорится следующее:

“И не учили Мы его стихам, и не годится для него. Это – лишь напоминание и Куръан ясный”.

В суре “Вакиъа” Аллах описывает Куръан так:

“Но нет! Клянусь тем, что вы видите, и тем, чего не видите! Поистине, это – слова посланника благородного! Это не слова поэта. Мало вы веруете! И не слова прорицателя. Мало вы припоминаете!”

Называть Куръан стихами – значит отрицать его Божественное происхождение. Арабские язычники, отрицая Божественное происхождение Куръана, называли его стихами и, отрицая пророчество Мухаммада (алайхиссалам), называли его поэтом, и об этом ясно сказано в самом Куръане.

В суре “Пророки” Аллах, описывая, положения отрицателей Куръана и пророка Мухаммада (алайхиссалам) говорит:

“Да, они сказали: “Пучки снов! Да, измыслил он его облыжно! Да он поэт! Пусть же он придет к нам со знамением, как посылались первые!”

В суре “Стоящие в ряд” о высказываниях неверных о Мухаммаде (алайхиссалам) проводится такой аят:

“И говорили: “Разве мы, в самом деле, оставим богов наших из-за поэта одержимого?”

Таким образом, называть Куръан стихом никак нельзя. Куръан – ни проза и ни поэзия, а слова Аллаха. Разница между Куръаном и человеческими словами, как разница между самим Аллахом и его рабами.

Слово “сура” в словаре означает: степень, крепость и слава.

Улемы определили: “Сура – отдельная группа аятов Куръана с определенным началом и концом”.

Самая короткая сура Куръана – сура “Кавсар” («Изобилие»), которая состоит из трёх аятов. А самая длинная сура – сура “Корова”, которая состоит из 286 аятов.

Теперь, прося помощи у Аллаха, начнем комментировать суру “Открывающая”.

У этой суры несколько названий, одно из них “Открывающая (Куръан)”, ибо Куръан, начинается с этой суры. У этой суры множество достоинств, о чем существует немало преданий.

В хадисе, рассказанном Имамом Ахмадом ибн Ханбалом, говорится: “Когда Убай ибн Кааб прочитал в присутствии Пророка (алайхиссалам) суру “Открывающая”, тот сказал: «Клянусь распорядителем моей жизни (Аллахом), подобное не даровано (ниспослано) ни Торе, ни Евангелиям, ни псалмам Давида, ни Фуркану (Куръану)”.

Аъузу биллахи минаш-шайтанир раджим.

Прошу защиты Аллаха от изгнанного шайтана.

Шайтан восстал против Аллаха – отказался признать Адама и тем самым согрешил, за что Аллах проклял его и изгнал с небес, лишив его Свой милости.

Этот смысл вложен в слово “раджим”. В священном Куръане Аллах говорит: “Если  будешь читать Куръан, скажи: “Прошу защиты Аллаха от злодеяний шайтанир раджим”. Поэтому, каждый, кто берется за Куръан, прежде чем преступить к чтению, должен произнести “Аъзузу биллахи минаш-шайтанир раджим”.

1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

[«би» – на русский переводится чаще всего с помощью творительного падежа, можно с предлогом «с», можно и без него. В данном случае, если сказать «именем», то получится как «от имени», что правильно для Куръана, но непригодно тогда для других мусульман, кроме пророка]

Аллах начал свою книгу со слова “бисмиллах”, и мусульмане также должны начинать свои речи и дела со слова “бисмиллах”. Пророк в одном из своих хадисов сказал: “Любое стоящее дело будет усеченным, если оно не начато со слова “бисмиллах”. То есть, будет безуспешным, неоконченным.

2. Хвала Аллаху – Господу миров

Аллах достоин всяческой хвалы за сотворение мира, за все живое, коим он вдохнул жизнь, дал пропитание, воспитателем коих является.

3. Милостивому, Милосердному

Он милостив ко всем: к кяфирам и к мусульманам, верующим и неверующим. Эти качества на арабском языке выражены одним словом – “Рахман”. Оно, будучи присуще Аллаху, употребляется только применительно к Аллаху.

Другое арабское слово “Рахим”, выражающее те же качества Аллаха, применяется лишь в отношении мусульман, коим в Судный день Аллах проявит милость. Это слово применимо ко всем, в том числе и к Пророку (алайхиссалам).

Ссылаясь на указание: “По нраву Аллаха будьте нравственными! (Обретайтесь нравами Аллаха)”, богословы говорят, что каждый, кто читает этот аят, должен стремиться быть добрым и милосердным.

4. Властителю дня Суда.

Слово  “дин” из словосочетании “Яумуддин”, которое обозначает на русском языке “Судный день”, на арабском языке выражает такие понятия как «счет», «наказание», «вознаграждение». “Яумуддин” – в Судный день рабам Божьим вновь возвратят жизнь и предъявят счет за содеянное. Добрый будет вознагражден, злой – наказан. Читая эту суру, правоверный обещает помнить о страшном Судном дне, когда будет спрашивать сам Аллах, и, дабы не устыдится перед Ним, готовится к этому Дню.

5. Лишь Тебе поклоняемся, и лишь к Тебе взываем о помощи.

Под понятием “поклоняемся” (“служение Аллаху”) многие подразумевают лишь исполнение намаза – пятикратной молитвы, держание поста, чтение Куръана и выполнение других обрядов. Верно, это служение, Аллаху, но вместе с тем выполнение любого угодного Аллаху дела – тоже служение Ему. Значит, человек, исполняющий указы Аллаха, постоянно служит Богу, т.е. находится в состоянии общения с Богом.

Аллах велит добывать себе пропитание только честным путем – значит те, кто добывают себе хлеб насущный честным путем, служат Господу. Разумеется, принимая свои честные действия за богослужение, не следует отвергать остальные службы. Например, молитву намаз и пост. Таким образом, “Иййака наабуду” означает: “Будем делать только то, что Ты велишь”. А это не что иное, как великое обещание, даваемое Господу. Дай Бог всем нам быть исполнителями своих своих обещаний.

Смысл “Иййака настаин”: «Только у Господа (тебя) просим помощи». Обычно, помощь у Бога или у людей просят в крайних случаях – когда не хватает сил довести до конца начатое дело. Не предпринимая ничего, предаваясь лени, помощь просить не стоит (не стоит просить помощь). Как видим, в обоих случаях обращение к Господу звучит во множественном числе. В Исламе – это выражение духа общности, коллективизма.

6. Наставь нас прямым путем.

Слово “хидаят” (“Наставлять на праведный путь”) по словарю обозначает: “Побуждать изменить поведение в лучшую сторону”. По мнению богословов, существует несколько степеней “хидаят” -  «наставления на путь истины».

1. Чувства, сотворенные Аллахом вместе с человеком. Это врожденные инстинкты – младенец умеет сосать грудь матери, закрывать глаза при возникновением опасности, плакать при чувстве голода и многое другое, хотя этому его никто не учил. Однако позывы подобного рода не удовлетворяют потребностей человека.

2. Способности органов чувств – осязание, обоняния, слух, зрение – через них можно найти определенный путь, но они не достаточны; они могут довести лишь до определенных границ.

3. С помощью ума человек исправляет ошибки, допускаемые органами чувств. Например: на поверхности воды можно увидеть искривленное отражение чего-либо, это информация глаз, ум же подсказывает, что это – всего лишь отражение, на самом деле, предмет этот имеет правильную форму. Больному вкусная пища может показаться безвкусной, однако ум подскажет, что это издержки болезни, на самом деле пища вкусная.

И тут напрашивается вопрос: “Значит, с помощью ума можно всё  распознать, он может наставить на путь истины?” Многие ответят: “Да”. Но мусульмане скажут: “Даже ум не способен полностью определить правильный путь. Взгляните на мир – все, используя ум, идут разными путями, и каждый считает свой путь правильным. Есть наставитель {Бог?}, выносящий решение и над умом”. И это, четвертая – высшая степень наставления, на путь истины.

4. Божественные указ или религиозное наставление. Аллах, создавший человека, знает путь к благоденствию на земле и небесах. Поэтому, посылая Своим рабам религиозные указания, Он направляет их на правильный путь. Последний из Его указаний – Ислам.

7. Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не подпавших под гнев и не впавших в заблуждение.

Облагодетельствования достигают пророки, праведники, мученики и благочестивые мусульмане.

“Под гневом” находятся те, которые подверглись гневу Аллаха по многим причинам, в том числе за убийство пророков, за невыполнение обещаний данных перед Аллахом, и многое другое. Но самое главное – они не следовали тому, что знали. Аллах дал им знание, а они не использовали его, т.е. не последовали по указанному им пути. Таким образом, не следует повторять ошибок, допущенных ими.

Впавшими в заблуждение те, которые для достижения своих целей избрали свой путь, а не тот, который указал им Аллах. Они, считая себя повинными, по-своему творили молитвы, дела, обряды. Это – неверный путь. Значит смысл аята в следующем: «О, Аллах, веди нас по пути пророков и праведных, не по пути тех, кто подпал под гнев и тех, кто впал в забдуждение».

Аяты этой суры хоть и короткие, но содержат глубокий смысл. Поэтому суру эту называют “уммул Куръан” – «мать Куръана». Эта сура – восхваление Аллаху, изложение Его достоинств, сообщение, что воздаяние {возмездие – только наказание за грех, воздаяние – это и возмездие, и вознаграждение вместе} в Его руках. Эта сура – преклонение перед Аллахом, вера в Него, мольба о прощении, надежда на будущее, молитва, утверждение праведного пути и отвращение от неправильного.

Поэтому эту суру предписано читать во время намаза и повторять много-много раз, вникая в его смысл, чтобы затем поразмышлять.

Великий имам Насаи передает хадис-кудси от Абу Хурайры радияллаху анху:

Аллах говорит:

“Я разделил намаз между мной и рабом моим, все Я ему дам, что он попросит».

Если он скажет: “Алхамду лиллахи раббил ъаламийн”, Аллах скажет: “Мой раб возблагодарил Меня”.

Когда он скажет: “ар-Рахманир Рахим”, Аллах скажет: “Мой раб восхвалил Меня”.

Когда он скажет: “Малики явмиддин”, Аллах скажет: “Мой раб возвеличил Меня”.

Когда он скажет: “Иййака наъбуду ва иййака настаъин”, Аллах скажет: “Это договоренность между Мной и рабом Моим, – Я дам ему все, что он у Меня попросит”.

Если раб Божий скажет: “Ихдинас сиратал мустаким. Сираталлазина анъамта алайхим гойрил магдуби алайхим валазааллиин”, Аллах скажет: “Этому Моему рабу Я дал то, что он попросил, соответственно его просьбе”.

Самое читаемое

СМИ опубликовали фото...

Новую волну антинатовских и антиамериканских...

Австрийцы все чаще...

Австрия. – Несмотря на укоренившиеся...

Нового президента Франции...

Один из мусульманских лидеров Бельгии...

Израильтяне стали проверять...

В израильских аэропортах заставляют приезжих...

Шафаъат Пророка алайхиссалам...

Передается от Абу Хурайры радияллаху...

Обнаружена самая ранняя...

Самый ранний текст священной книги...