Вторник Шавваль 5 1439 | Среда июня 20 2018

‎106. Сура «Курайш»‎. Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов.‎

Сура названа по ее первому аяту. Курайш считается ‎самым уважаемым и почитаемым арабским племенем. В ‎этой суре Аллах напоминает о Своем величайшем бла-‎ге, преподнесенном курайшитам, и призывает в благо-‎дарность за это благо поклоняться Господу Каъбы, Все-‎вышнему Аллаху, оказавшему этому племени почет и ‎уважение.‎

Сура «Курайш» является своего рода логическим ‎продолжением суры «Фил» («Слон»). События, о кото-‎рых упоминается в суре «Фил», связанные с Абрахой и ‎его войском, сыграли большую роль в повышении авто-‎ритета людей, живших вокруг Каъбы и услуживавших ‎паломникам. Особенно на Аравийском полуострове по-‎высился авторитет племени Курайш. То были времена ‎разбоя и нападений. Несмотря на это, курайшитов ни-‎кто не трогал, считая их хранителями Каъбы – святыни ‎всех арабов. Пользуясь своим особым положением и ‎возможностью безопасно передвигаться, они могли ‎свободно путешествовать. Торговые караваны курайши-‎тов беспрепятственно направлялись зимой – в Йемен, ‎летом – в Сирию, что способствовало росту их благо-‎состояния. Так что племя Курайш не бедствовало и жи-‎ло в достатке, несмотря на то что Мекка располагалась ‎в пустынной области, где почти ничего не произраста-‎ло.‎

В этой суре Аллах напоминает о дарованных им Ку-‎райшу благах и взывает к благодарности и молитвам за ‎оказанную милость.‎

 

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, ‎МИЛОСЕРДНОГО!‎

‎1. Для того чтобы соблюдал Курайш,‎

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам был ‎выходцем из племени Курайш, самого уважаемого ара-‎бами рода.‎

В данном аяте делается намек на занятие курайши-‎тов, которое они сделали своим постоянным ремеслом, ‎к которому они привыкли и считали достойным для себя ‎делом. В путешествиях они познавали мир и людей.‎

 

‎2. Чтобы соблюдал поездки зимние и летние,‎

Курайшиты привыкли снаряжать торговый караван ‎по два раза ежегодно, зимой и летом, и отдавались ‎этому занятию как источнику своих доходов. Летом они ‎отправлялись в Сирию, а зимой – в Йемен. Во время ‎двух этих путешествий они везли туда товар для тор-‎говли, а обратно везли необходимые для племени про-‎дукты питания и одежду. От торговых поездок туда и ‎обратно они получали большую прибыль. Этому способ-‎ствовало еще и то, что в пути их никто не трогал, они ‎совершали путешествие без опаски. Ведь со стороны ‎всех племен Аравийского полуострова к ним было осо-‎бое отношение, и никто не смел желать им зла. По-‎скольку все считали их жителями священной террито-‎рии, живущими по соседству с Каъбой. Их воспринима-‎ли как ответственных служителей и попечителей Бай-‎туллаха – Дома Аллаха, то есть Каъбы. Поэтому никто ‎их не обижал и не наносил им ущерба. Их престиж осо-‎бенно возрос после известных событий, связанных со ‎слонами. Их стали почитать даже цари и эмиры. И та-‎ким образом их прибыль и поступления от торговли ‎чрезвычайно возросла. В данном священном аяте ку-‎райшитам напоминается именно об этих, данных им ‎Всевышним Аллахом благах.‎

Следующие аяты повествуют о том, что им следует ‎делать для возблагодарения за эти блага.‎

 

‎3. Пусть же поклоняются Господу этого Дома,‎

‎4. Который накормил их от голода и обезопа‎сил их от страха.‎

Аллах облагодетельствовал жителей Мекки великими ‎благами. Хотя их земли были бесплодны, но еды и раз-‎ных яств у них было в достатке.‎

Вместе с тем Всевышний Аллах полностью оградил ‎этот край от каких бы то ни было угроз и нападений. ‎Все это, в свою очередь, требует от жителей Мекки по-‎клоняться Аллаху.‎

Имам Фахриддин Рази рахматуллахи алайхи в своей ‎книге «Тафсири Кабир» пишет: «Знай же, блага бывают ‎двух видов. Первое – отражение угрозы. Это изложено ‎в суре «Слон». Второе – привлечение выгоды. Оно из-‎ложено в этой суре. После того как Аллах отразил от ‎них угрозу и привлек к ним выгоду, – и то и другое есть ‎великие блага, – Он повелел им поклоняться в благо-‎дарность за это».‎

Материальное благополучие, достаток – сытый же-‎лудок и спасение от угроз – одно из самых великих ‎благ, дарованных Аллахом Своему рабу.‎

Раб должен быть благодарным за блага, которые да-‎ровал ему Аллах, что выражается в ибадате Аллаху.‎

Игнорирование ибадатов Аллаху, отсутствие в дейст-‎виях раба благодарности за данные ему блага приводит ‎к обратному: к исчезновению благ, к воцарению голода ‎и несчастий. Эта истина утверждается как в данной су-‎ре, так и в других, например, в суре «Нахл» («Пчела»):‎

‎«И приводит Аллах в пример селение, бывшее ‎безопасным, успокоенным; приходил к нему его ‎удел благодатный изо всех мест, и стало [селение] ‎неблагодарным к благам Аллаха, и дал вкусить ‎ему Аллах одеяние голода и страха за то, что они ‎творили» (аят 122).‎

 

 

 

Самое читаемое

"Письмо от Марйам"

До начала Рамадана чуть более...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Мудрость ниспослания Куръана...

Как мы уже говорили ранее,...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

Что означает слово...

Религия, которую принес человечеству наш...