Среда Зул хиджжа 4 1439 | Среда августа 15 2018

 

 

Сура «НАБАЪ»

Ниспослана в Мекке. Состоит из 40 аятов.

 Арабское слово набаъ означает «важное сообщение», «особая весть». Это слово, содержащееся в начале суры, стало ее названием. Эту священную суру также называют «Амма» — по первым словам первого аята.

Когда Мухаммад алайхиссалам был избран Пророком и началось ниспослание ему Священного Куръана, когда взял он на себя миссию доводить до людей религиозное учение, многобожники стали между собой задаваться такими вопросами, как: «Что же пришло ему?», «Он говорит, будто наступит Судный день?» Именно тогда и ниспослал Аллах суру «Набаъ». В ней говорится о том, что непременно настанет Судный день, и уверовавших в это ожидает хороший конец, и в ином мире они попадут в рай, а неверующие попадут в ад. Приводятся убедительные доказательства способности Всевышнего Аллаха осуществить Судный день.

Сура начинается с аятов о Судном дне, воскрешении всех мертвых, расчете за деяния. Ибо в то время именно об этом и спрашивали многобожники Мекки.

Затем в суре приводятся доказательства безграничных возможностей Всевышнего Аллаха и намекается на то, что для Всевышнего Аллаха, способного сотворить Судный день и сопутствующие ему знаменательные явления, воскрешение мертвого — весьма несложное дело.

Далее следуют аяты о том, что воскрешение мертвых состоится в день Суда, когда будут собраны вместе все создания, от самых первых и до самых последних, на всеобщий Суд.

Последующие аяты повествуют о приготовленном Аллахом для неверных и ослушавшихся аде и разных адских муках.

Соответственно стилю Священного Куръана вслед за аятами о неверных следуют аяты о богобоязненных и о счастливом исходе для них.

Сура заканчивается описанием ужасов грядущего Судного дня и описанием состояния и участи неверных.

 

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

 ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

 

   عَمَّ يَتَسَاءَلُونَ

  1. О чем расспрашивают друг друга?

То есть о чем спрашивают друг друга мекканские мушрики-многобожники? Этот вопрос задается в своеобразном стиле — спрашивается намеренно, когда и так известно, о чем спрашивается, что в целом риторически усиливает значимость объекта вопроса. Как было сказано выше, мекканские многобожники с усмешкой и иронией спрашивали друг друга о воскрешении после смерти. Такой стиль применяется, чтобы дать понять, что то, о чем спрашивают мушрики, — воскрешение после смерти — представляет собой великое и значимое событие.

Ответ на вопрос первого аята незамедлительно следует во втором аяте.

 

  عَنِ النَّبَإِ الْعَظِيمِ

  1. О вести великой,

То есть мушрики расспрашивают друг друга о великом, важном известии.

 

  الَّذِي هُمْ فِيهِ مُخْتَلِفُونَ

  1. О которой они разногласящие.

По поводу того самого вопроса, о котором расспрашивают друг друга мекканские многобожники, имеются разногласия. Они противоречат друг другу по поводу Дня воскресения. Некоторые из них сомневаются в наступлении этого Дня, тогда как другие и вовсе отвергают возможность такового. Третьи же насмехаются над ней.

 

 

 كَلَّا سَيَعْلَمُونَ

  1. Нет же! Вскоре узнают!

Слово каллаа в арабском языке употребляется для категоричного и резкого отрицания ошибочных суждений.

В данном аяте мнение мушриков относительно вопроса воскрешения после смерти резко отрицается категоричным «Нет!!!»

Нет!!! Их поступки неверны! Они непременно узнают о воскрешении после смерти. Безусловно, они лично столкнутся с этим. Очень скоро все увидят это воочию.

 

ثُمَّ كَلَّا سَيَعْلَمُونَ

  1. Еще раз нет! Вскоре узнают!

Этот аят служит для еще большего усиления смысла содержания предыдущего аята. Нет! Еще раз нет! Очень скоро мушрики уразумеют истинность прихода Судного дня, правду о воскрешении после смерти, когда сами вкусят это — будут воскрешены и подвергнутся мучениям.

В последующих аятах речь идет о привычных и часто встречающихся человеку явлениях, указывающих на бесконечность могущества Всевышнего Аллаха, которые служат свидетельством того, что воскрешение после смерти, устроение конца света не составляют труда для Всевышнего Аллаха.

 

 أَلَمْ نَجْعَلِ الْأَرْضَ مِهَادًا

 

  1. Разве Мы не сделали Землю колыбелью?

Михаадан лексически означает «колыбель; место, которое сделано мягким». И действительно, Земля — словно колыбель для человека. Ее строение, особенности, а также несметное количество величайших творений на ней являются ярким свидетельством мощи Всевышнего Аллаха, и все это устроено так, что она как нельзя лучше подходит для благополучной жизни человека. Только следует узреть все это посредством разума.

Неужели Творец, Кто вот таким образом подготовил все условия для жизни на Земле, наполнил ее изумляющими разум явлениями, Кто создал ее удовлетворяющей потребности человека, словно колыбель для младенца, не сможет воскресить этого человека, который всего лишь маленькая частица всех этих явлений на ней?! 

 

 وَالْجِبَالَ أَوْتَادًا

  1. И горы — сваями?!

Горы на поверхности земли также представляют собой огромные творения, и они, являясь человеческому взору, всегда вызывали восхищение людей. Кто же, кроме Аллаха, может создать что-либо, подобное огромным горам? В этом аяте говорится и о том, что горы являются сваями, словно вбиты колом в землю. Ученые установили, что горы имеют свои «корни». Чем горы выше над землей, тем глубже (более чем в четыре с половиной раза) их «корни», служащие опорами. Вот что значит «(Разве мы не сделали) и горы — сваями». Ученые доказали, что если бы горы не выполняли роль вбитых колов, земля потеряла бы свое нынешнее равновесие.

Неужели Всевышний Аллах, сотворивший горы до такой степени величественными — с корнями в четыре с половиной раза больше их самих и сделавший их опорами для земли, не может воскресить во много раз меньшего, крохотного по сравнению с теми же горами человека, чинить над ним суд и подвергнуть наказанию по праву? 

 

 وَخَلَقْنَاكُمْ أَزْوَاجًا

  1. И сотворили Мы вас парами.

Надо понимать — мужчинами и женщинами.

Уже одно то, что человек сотворен Всевышним Аллахом парами — мужчинами и женщинами, есть великое чудо. В первую очередь великими чудесами являются строение тел мужчины и женщины и присущие им мужские и женские особенности. Кроме Аллаха никто не может сотворить такое. Только Сам Всевышний Аллах способен на это.

К тому же каждой паре, каждой ее стороне дана безграничная любовь к оставлению потомства от себя. Любовь к потомству так велика, что они даже готовы пожертвовать собой ради потомства. Многие женщины рожают и идут на это с заведомым риском для своей жизни. И в целом в каждой беременной женщине имеется такая решимость. Растить и воспитывать рожденного потомка — дело, сопряженное с трудностями, беспрестанным тяжелым трудом. Так кто же наделил такими свойствами человека? И почему же это длится на протяжении тысячелетий и эти свойства до сих пор обеспечивают продолжение рода человеческого? Конечно же, на все это способен только Сам Всевышний Аллах! И неужели Всевышний, способный на подобное, не может воскресить мертвых, учинить суд и наказать ослушавшихся?! 

 

 وَجَعَلْنَا نَوْمَكُمْ سُبَاتًا

  1. И сделали Мы сон ваш покоем.

Все мы знаем, что значит сон, как он важен, что без него не бывает необходимого для человека отдыха и что может даровать его только Аллах.

Неспроста Всевышний Аллах взывает к Своим рабам:

«И сделали Мы сон ваш покоем».

Сон представляет собой одно из доказательств безграничности всемогущества Аллаха. Всевышний Аллах сделал сон способом отдыха, устранения усталости. Ни одно из живых существ не может прожить без сна. В период сна на время прекращает свое функционирование часть мозга, отвечающая за рассудок. В результате отдыхают остальные части тела, в том числе и мышцы. Во время сна отдыхают и набирают силу все органы, отдыхает нервная система. Спадает частота дыхательного ритма, уменьшается число сердцебиений и т.д. Все это в целом приводит к получению удовольствия от процесса сна.

Нехватка же сна, недосыпание окончательно выведут человека из колеи. Учеными доказано, что человек может голодать по 30-40 дней, но без сна не сможет сохранять активность более 2-3 дней. Также всем хорошо известно, что ночной сон в несколько раз полезнее дневного и трудно компенсировать ночную бессонницу дневным сном.

Сон называется «малой смертью». После этой «малой смерти» человек пробуждается с новыми силами. И только Сам Всевышний Аллах обеспечивает, чтобы такое пробуждение после «малой смерти» сопровождалось приливом сил. Только Сам Всевышний Аллах способен пробуждать всех после «малой смерти».

Подумайте сами, способный на такие явления Создатель разве не может воскресить людей и подвергнуть их спросу и воздать им по заслугам? Безусловно, сможет!

 

وَجَعَلْنَا اللَّيْلَ لِبَاسًا

  1. И сделали Мы ночь покровом.

Подобно тому, как одежда скрывает наше тело, так и ночь скрывает от глаз человеческих многое. Ночь необходима для жизни, без нее не было бы и самой жизни, и ее не мог сотворить никто, кроме Всевышнего Аллаха.

Разве не сможет воскресить мертвых, судить по справедливости, произвести с ними расчет и воздать наградой или наказанием по деяниям Тот, Кто сумел сделать ночь покровом? Безусловно, сможет! 

 

 وَجَعَلْنَا النَّهَارَ مَعَاشًا

  1. И сделали Мы день временем житейским.

День предназначен для житейских дел, повседневных забот. Его тоже не мог устроить никто, кроме Всевышнего Аллаха. Аллах дал людям день, чтобы они зарабатывали на жизнь, обустраивали ее. Для повседневной жизни человека необходим не только свет дневной, но и множество других условий. Представьте, если бы был свет, но не было солнца. Могла бы хорошо протекать жизнь человека, осуществляться его житейские дела? Нет, конечно. Солнечным светом и теплом для своего жития пользуется не только человек, но все сущее на земле. Подобных особенностей, которые Всевышний Аллах сделал свойственными дню, очень много. И кто же еще мог устроить все это так, кроме Всевышнего Аллаха? Никто! Теперь скажите сами, разве может представлять трудность воскрешение мертвых, учинение над ними суда и их наказание для Того, Кто с легкостью сотворил столько явлений? Конечно же, нет! Это для Него не составит никакого труда.

 

 وَبَنَيْنَا فَوْقَكُمْ سَبْعًا شِدَادًا

  1. И воздвигли Мы над вами семь твердей [небесных].

И это постоянно напоминает нам о могуществе Всевышнего Аллаха, ибо семь твердей небесных всегда над нами, и эти небеса мы видим постоянно. И всем известно, что никто, кроме Всевышнего Аллаха, не мог сотворить безграничные и необъятные для человека небеса.

Человек все еще не смог всецело постичь, что собой представляют эти самые бескрайние, прочные и полные удивительных явлений небеса, остающиеся таковыми на протяжении миллионов лет. Разве представляет трудность для Творца, с легкостью создавшего небеса такими, воскресить своих умерших рабов, учинить суд и вершить возмездие?! Безусловно, нет! Для Всевышнего Аллаха вообще нет трудноосуществимых вещей.

 

وَجَعَلْنَا سِرَاجًا وَهَّاجًا 

  1. И сделали Мы светильник пылающий.

Речь идет о Солнце, которое находится на виду и напоминает нам о безграничном могуществе Всевышнего Аллаха. В этом аяте Всевышний Аллах уподобляет Солнце светильнику. Обычно керосиновые, спиртовые, газовые лампы освещают посредством огня. Научные исследования доказали, что Солнце — раскаленный шар, состоящий главным образом из пылающих газов. Солнечная энергия возникает в силу постоянных внутренних термоядерных процессов. Таким образом наука подтвердила еще одну куръаническую истину.

Всевышний Аллах, создавший такое небесное светило, имеющее громадные размеры, обладающее высоким жаром и неимоверной энергией, и установивший его в нужном месте так, что от него достигают Земли животворные тепло, свет и различные лучи, разве не сможет воскресить мертвых, учинить над ними суд и наказать грешных из них? Несомненно, может!

 

وَأَنْزَلْنَا مِنَ الْمُعْصِرَاتِ مَاءً ثَجَّاجًا

 

  1. И низвели Мы из выжатых [туч] льющуюся воду.

Процесс превращения пара в облака и выпадения из них осадков — также одно из явлений, напоминающих рабам могущество Всевышнего Аллаха. Люди, внимательно изучающие этот процесс на научной основе, отдают должное безграничному могуществу Аллаха. Эту истину особенно хорошо разумеют жители тех регионов, где жизнь находится в зависимости от выпадения осадков. Кто же еще, кроме Всевышнего Аллаха, смог бы осуществить такое — доставлять воду из облаков, будь то в виде дождя или снега? Никто! Ну разве не сможет воскресить мертвых Тот, Кто ниспосылает воду с неба и оживляет все, все создания? Конечно, сможет! В мире ином перед воскрешением мертвых тоже пойдет дождь. И тогда из одного семени, не поддающегося внешнему воздействию, расположенного внутри позвоночника и называемого аджбуз занаб[1], мертвые, словно растения, произрастут из-под земли. Для чего же Аллах посылает дожди? Об этом мы узнаем из следующих аятов.

  

لِنُخْرِجَ بِهِ حَبًّا وَنَبَاتًا

وَجَنَّاتٍ أَلْفَافًا

  1. Чтобы произвести ею [водой] зерна и растения,
  2. И сады густые.

В народе бытует мудрое изречение: «Вода — это жизнь». Это мудрое изречение взято из религиозных учений. О том, что нет жизни без воды и что все живое Аллах сотворил из воды, много раз говорится и в других аятах. Всевышний Аллах, подаривший жизнь всем созданиям посредством вещества, называемого водою, разве не смог бы оживить в Судный день своих умерших рабов?! Как было сказано выше, в Судный день пойдет дождь и водою этой оживятся все существа. Свершение этого события не затруднительно для Аллаха.

Явления, упоминаемые в данных аятах, приводили в качестве доказательства существования Всевышнего Аллаха в том числе и ученые, не являющиеся мусульманами. Один из таких ученых писал по этому поводу: «Существование горящего Солнца, светящихся звезд, Земли, богатой всем необходимым для жизни, и все, что на ней имеется, является ясным доказательством того, что основа, подлинность бытия изначально связана с одним. Это означает, что Творец бытия существовал изначально, Он не появился потом. Он ведает обо всякой вещи и охватывает всё и вся. Он чрезвычайно силен, Его могущество не знает границ. Все это бытие является Его твореньем. Приспособленность условий для жизни на Земле никак нельзя толковать как ‘‘явление, появившееся само по себе’’».

Разве не может Всевышний Аллах, способный осуществить перечисленное выше, воскресить Своих мертвых рабов?

После того как, обращаясь к сомневающимся по поводу воскрешения, Всевышний Аллах перечислил великие явления, указывающие на Его могущество, Он начинает повествовать о самом Дне воскрешения, о Судном дне.

 

 إِنَّ يَوْمَ الْفَصْلِ كَانَ مِيقَاتًا

  1. Поистине, День различения — срок назначенный,

Явмул фасл — День различения — одно из названий Судного дня. Потому что именно в этот День будет различено все — вынесено определение Суда в отношении созданий, различены грешные и праведные деяния.

Время наступления того самого Дня имеет свои признаки. Знания об этом времени относятся к ведению только самого Всевышнего Аллаха. Этот День уже определен, и наступление его — лишь вопрос времени: наступит он в то самое время, которое назначено для него, не позже и не раньше того.

 

 يَوْمَ يُنْفَخُ فِي الصُّورِ فَتَأْتُونَ أَفْوَاجًا

  1. В тот день будет вострублено в Трубу и придете группами.

Когда наступит Судный день, по велению Всевышнего Аллаха ангел Исрафил (один из четырех архангелов) один раз протрубит в особую трубу, и тогда все живые существа на земле падут замертво. Когда в Трубу протрубят еще раз, тогда воскреснут все прошедшие уммы — начиная от Адама и до народов конечных времен. В этом аяте речь идет о втором зове Трубы.

Вслед за тем:

 

 وَفُتِحَتِ السَّمَاءُ فَكَانَتْ أَبْوَابًا

  1. И откроется небо и станет вратами,

От ужасов Судного дня потеряет свое равновесие даже такое величественное творение, как небо, и оно разверзнется, как огромные врата. В одном из предыдущих аятов, приводя доказательства Своего могущества, Всевышний Аллах говорил о возведении Им прочных, незыблемых небесных твердей. Теперь же Он подчеркнуто говорит, что когда наступит Судный день, эти прочные небеса расколются на куски, и то, что откроется, будет напоминать распахнутые ворота. Следовательно, Судный день — конец света — имеет соразмерные с великими переменами и хаосом ужасы. И это тоже доказательство могущества Аллаха.

В тот страшный День:

 

  وَسُيِّرَتِ الْجِبَالُ فَكَانَتْ سَرَابًا

  1. И выведутся в скитания горы, и станут сыпучим песком.

От ужасов того страшного дня даже величавые горы, сделанные сваями-опорами, удерживающими землю от сдвигов, превратятся в сыпучий песок, рассыпятся в мельчайшие пылинки.

В отношении данного аята мы можем сказать те же слова, что и в комментариях предыдущих аятов. В одном из аятов выше говорилось, что Всевышний Аллах сделал горы держащими поверхность земли опорами, словно огромные колы или вбитые в землю сваи. Теперь же, когда наступит Судный день, те же самые огромные горы не то что поддерживать поверхность земли не смогут, но и сами будут расщеплены до мелких частиц, развеяны, как прах. Это тоже указывает, насколько великим событием предстанет конец света, и еще раз свидетельствует о безграничном могуществе Всевышнего Аллаха.

Тут вновь встает вопрос, задаваемый в самом начале толкования данной суры: Тот, Кто сумел сделать столь величественные дела, разве не способен воскресить мертвых, привлечь всех к ответственности, подвергнуть тех, кто заслужил, наказанию?

Ответ дается в следующих аятах.

  

إِنَّ جَهَنَّمَ كَانَتْ مِرْصَادًا

لِلطَّاغِينَ مَآبًا

  1. Поистине, геенна — пребывающая в засаде.
  2. Для преступивших — место возвращения.

Слово, переведенное нами как «пребывающая в засаде», обычно применяется к засаде, устроенной против врага. Скрытое расположение и ожидание в укромном месте с целью неожиданного нападения на врага в арабском языке называется мирсод. Также и ад словно пребывает в засаде, ожидая наступления Судного дня, когда его «нападение» будет неожиданным. И в Судный день, когда настанет час, грешники внезапно окажутся в «пасти» ада и:

 

لَابِثِينَ فِيهَا أَحْقَابًا

  1. Они пребудут в ней века;

Это значит, что преступившие пределы неверные останутся в геенне, в аду навечно и станут там вкушать нескончаемые, вечные муки.

 

 لَا يَذُوقُونَ فِيهَا بَرْدًا وَلَا شَرَابًا

 

  1. Не вкусят в ней ни прохлады, ни питья,

Известно, что ослушавшиеся будут подвергнуты мукам в геенне, горя в интенсивном огне. Безусловно, окруженный неимоверным жаром пылающего адского огня человек смертельно захочет пить, будет мечтать о прохладе. Однако обитатели геенны не получат этого, а взамен им будет дано то, о чем упоминается в следующем аяте.

 

 إِلَّا حَمِيمًا وَغَسَّاقًا

  1. Кроме кипятка и гноя!

Представьте себе, какой ужас, какое бесконечное мученье — человек окружен неописуемым пламенным жаром, и сам горит пламенем, страдает от невыносимой жажды, ему бы хоть капельку прохладного питья, разок вдохнуть бы прохладного воздуха. Но вместо этого ему дают кипяток и гной, вытекающий из тел обитателей ада. Да сбережет Сам Всевышний Аллах от такого состояния! Но это мучение не является несправедливым, а дается…

 

 جَزَاءً وِفَاقًا

  1. Как воздаяние соответственное.

То есть это наказание люди сами заслужили своими злодеяниями в дольнем мире, такими, как куфр (неверие), ширк (придание Аллаху кого-либо, чего-либо в сотоварищи), нифак (раздор) и ослушание. Эти мучения представляют собой справедливое воздаяние.

 

 إِنَّهُمْ كَانُوا لَا يَرْجُونَ حِسَابًا

  1. Поистине, они не предполагали расчета.

Они не верили, что в ахирате — конечном, ином мире — их ожидает расчет по деяниям. И посему без опаски совершали свои греховные дела. Вот теперь за отрицание Судного дня, воскрешения, Дня расчета они понесут соответствующее наказание. Таков будет исход каждого, кто не верит в конечный мир, в воскрешение и в неотвратимость расчета!

Да, эти обитатели ада отрицали день Суда.

 

 وَكَذَّبُوا بِآيَاتِنَا كِذَّابًا

  1. И считали ложью Наши аяты лживо!

Конечно, они достойны вкусить вышеописанные мучения в аду, так как назвали «ложью» аяты — знамения Аллаха! Объявлять «ложью» аяты Всевышнего Аллаха само по себе уже заслуживает любого наказания, любой мучительной участи. К тому же они — не уверовавшие в божественные заповеди — проводят всю свою жизнь в греховных деяниях. И соответственно этому в ахирате их ждет кара за карой, мучения за мучениями. Не укроется от взора Вездесущего Аллаха и самый маленький грех, даже размером с пылинку. Ибо:

 

 وَكُلَّ شَيْءٍ أَحْصَيْنَاهُ كِتَابًا

  1. И каждую вещь Мы сочли [записав] книгой.

Да, деяния грешников, каждый совершенный ими в этом мире грех, каждое преступление, каждое злодеяние и проступок с чрезвычайной точностью и своевременно записываются в их книге деяний ангелами. Теперь же будет произведен расчет согласно тем самым записям в книгах деяний и к преступившим пределы будет обращено воззвание:

 

 فَذُوقُوا فَلَنْ نَزِيدَكُمْ إِلَّا عَذَابًا

  1. Так вкусите же, а Мы не прибавим вам ничего, кроме мучения!

Вот, теперь уже наступил Судный час. Теперь неверным и ослушавшимся грешникам, тем, кто не верил в загробный мир, в произведение расчета, и тем, кто объявлял ложью знамения Всевышнего Аллаха, не будет прибавлено ничего, кроме мучений.

Вслед за описанием в предшествующих аятах участи обитателей ада в последующих аятах описывается положение обитателей рая. Улемы подчеркивали, что повествование о двух противоположностях в одном месте является одной из особенностей, свойственных Священному Куръану.

Видные писатели также признавали, что описание ада и рая в одном месте, на одинаковом уровне присуще божественному стилю.

 

 إِنَّ لِلْمُتَّقِينَ مَفَازًا

  1. Поистине, богобоязненным — место преуспеяния:

То есть когда настанет день Суда, и неверные с грешниками будут повергнуты в мучения, в этот самый день правоверных, богобоязненных рабов Аллаха ждет награда. Эта награда описывается в последующих аятах.

  

حَدَائِقَ وَأَعْنَابًا

وَكَوَاعِبَ أَتْرَابًا

وَكَأْسًا دِهَاقًا

  1. Сады и виноградники,
  2. И полногрудые сверстницы,
  3. И чаша полная.

Тут необходимо напомнить, что блага райские совершенно не похожи на земные, они своеобразны, характерны только для рая.

Согласно этому правилу, все описанные в предыдущих аятах райские блага также весьма своеобразны.

Плоды фруктовых садов и виноградников в раю доставляют только блаженство. Они сами приближаются к тем обитателям рая, которые возжелали их. Обитатель рая без утруждения берет эти плоды и употребляет с таким изумительным наслаждением, описать которое бессильны слова. Этот процесс протекает весьма красивым образом. В райских плодах имеется только высшего уровня блаженство. В них абсолютно отсутствует безвкусность, неспелость, они не могут прийтись не по вкусу и нет надобности извлекать из них отходы, как это бывает с земными плодами.

Точно так же «полногрудые сверстницы» — девушки в раю, только что достигшие зрелости, обладают своеобразными особенностями, они совершенно иные, чем мирские женщины. Эти райские гурии отличаются от земных женщин тем, что у них не бывает нежелательных, отрицательных качеств, какие встречаются у мирских женщин.

Также неописуемо прекрасны и блаженны райские напитки и сосуды для них. В них нет даже и следа тех свойств, что присущи запрещенным Всевышним Аллахом напиткам этого мира, которые употребляют ослушавшиеся. В райских напитках имеется несравненное блаженство и наслаждение.

Вместе с тем райские обитатели:

 

 لَا يَسْمَعُونَ فِيهَا لَغْوًا وَلَا كِذَّابًا

  1. Не услышат в нем ни пустословия, ни лжи.

Из этого становится очевидным, что пустая болтовня, беспредметный разговор и ложь не приносят пользы никому, наоборот, они нарушают покой людей. Следовательно, тот, кто мечтает стать одним из обитателей рая, должен избегать пустословия и лжи.

Причину того, почему обитатели рая вознаграждаются так щедро, поясняет следующий аят.

 

 جَزَاءً مِنْ رَبِّكَ عَطَاءً حِسَابًا

  1. В воздаяние от твоего Господа — как дар расчетный.

То есть красивые и доставляющие блаженства блага, которые не описать словами, Всевышним Аллахом даруются рабам в виде награды и в качестве дополнительного божественного дара за то, что уверовали в этом мире и совершали праведные деяния.

А каким является Сам Всевышний Аллах, одаряющий такими благами Своих рабов в раю, мы узнаем из следующего аята.

 

 رَبِّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا الرَّحْمَٰنِ ۖ لَا يَمْلِكُونَ مِنْهُ خِطَابًا

  1. Господа небес и Земли и того, что между ними, — Милостивого. Не владеют перед Ним гласом.

Дарящий эти награды богобоязненным рабам Рахман — Милостивый Аллах — является Господом небес и земли и всего того, что находится между ними.

Господь «небес и Земли и того, что между ними, — Милостивый».

Арабское слово Рабб означает «Владыка», «Господь». Господское качество Всевышнего Аллаха вбирает в себя и такие Его качества (сифаты), как Халик — Творец Творящий, Разик — Даритель Пропитания и Раздающий Удел, Мураббий — Воспитатель Воспитывающий, Мудаббир — Распорядитель Правящий. В настоящем аяте подчеркнуто отмечается, что Господство Всевышнего Аллаха распространяется не только на людей, но и на «небеса, Землю и все, что между ними».

Также мы хорошо знаем, что качество Всевышнего Аллаха Рахман подразумевает обширные значения, в том числе и смысл «одаряющий уделом как верующего, так и неверного, как богобоязненного, так и ослушавшегося грешника».

В Судный день «не владеют перед Ним гласом».

Да и кто осмелится произнести что-либо перед Аллахом, Господом миров, обладателем столь великих божественных качеств!

 

 يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَائِكَةُ صَفًّا ۖ لَا يَتَكَلَّمُونَ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَٰنُ وَقَالَ صَوَابًا

  1. В тот день встанут Дух и ангелы рядами; не будет говорить никто, кроме тех, кому дозволил Милостивый и кто говорил верное.

В Судный день встанут рядами перед Всевышним Аллахом не только люди, но и глава ангелов Джабраил алайхиссалам, называемый также Рух (Дух), и все другие ангелы.

Муфассиры подчеркивают, что под словами «кто говорил верное» в этом аяте подразумеваются люди, которые стали мусульманами, произнеся шахаду — свидетельство «Лаа илааха иллаллааху».

Значит, в Судный день, когда все люди и ангелы встанут рядами перед Всевышним Аллахом, смогут говорить только уверовавшие рабы божьи.

 

 ذَٰلِكَ الْيَوْمُ الْحَقُّ ۖ فَمَنْ شَاءَ اتَّخَذَ إِلَىٰ رَبِّهِ مَآبًا

  1. Это — истинный День. Кто же пожелает, берет к Господу своему путь возвращения.

Нет сомнений в наступлении конца света, Судного дня, расчета, в существовании ада и рая.

Раз так, то пусть те, кто желает в тот день быть в почете, прилагают усилия идти по пути достижения довольства Всевышнего Аллаха.

 

 إِنَّا أَنْذَرْنَاكُمْ عَذَابًا قَرِيبًا يَوْمَ يَنْظُرُ الْمَرْءُ مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ وَيَقُولُ الْكَافِرُ يَا لَيْتَنِي كُنْتُ تُرَابًا

  1. Поистине, Мы предостерегли вас от близкого мучения. В тот День каждый человек увидит, что предоставили его руки. И скажет неверный: «О, если бы я был прахом!»

В заключение суры, обобщая все сказанное, Всевышний Аллах восклицает:

«Поистине, Мы предостерегли вас от близкого мучения».

Фраза «близкое мучение» подразумевает мучения Судного дня. Потому что, согласно правилу «каждый прибывающий — близок», приход того дня недалек. Когда настанет тот самый день, на долю рабов Аллаха выпадут разные тяготы. В частности:

«В тот День каждый увидит, что предоставили его руки».

То есть каждому человеку с чрезвычайной точностью будут показаны все совершенные им в этом мире деяния.

«И скажет неверный: “О, если бы я был прахом!”»

Как гласят хадисы, в Судный день каждого ждет расчет, то есть будут подсчитаны совершенные каждым существом деяния и соответственно им будет определено воздаяние. После того как будет отмщено одним животным, угнетателям, за несправедливые притеснения (зулм) других животных, угнетенных, все они будут превращены в прах. Увидев это, люди-грешники, находящиеся в жалком состоянии от мучений ада, станут грезить: «О, если бы я был прахом, подобно животным!» Однако этим грезам никогда не сбыться! Да сбережет Сам Всевышний Аллах от пребывания в таком состоянии! Аминь!

 

[1] Аджбуз занаб — досл. «основание хвоста». Большинство это называет копчиком или используется термин ‎‎«хвостцовая кость». В действительности же это костяная частица чрезвычайно малых размеров, содержащаяся ‎в последней кости в конце позвоночника — копчике (или хвостцовая кость, англ. Coccyx происходит от ‎греческого Κοκκυξ (кукушка) по сходству с клювом этой птицы). Это часть человеческого тела, которая ‎никогда не исчезает. В отличие от всех остальных костей, она не разлагается в земле. Хадис Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам об аджбуз занаб относится к его научным чудесам, так как эмбриология устано‎вила, что все части тела и органы человека происходят из названной частицы копчика, на языке эмбриологии ‎так называемого первичного образователя. Этот «первичный образователь» приводит к размножению клеток и ‎к дифференциации тканей, что ведет к развитию нервной системы в его первоначальной форме. И после смерти, в Судный день, человек будет восстановлен из этой кости, точнее из клеток этой кости, из которых также формируется и эмбрион. Эксперименты с клетками аджбуз занаб показали, что свойства хвостцовой кости остаются неизменными даже после повторной имплантации клеток, физического измельчения или варения в кипятке ‎‎«первичного образователя». Также никоим образом не повлияло на клетки костной ткани копчика сожжение ‎огнем. Результаты этих экспериментов опять-таки  подтвердили, что аджбуз занаб не тлеет в земле и не исчезает полностью. За научное открытие этой истины немецкий ученый Ханс Спеманн  (1869—1941) в 1935 году получил Нобелевскую премию «За открытие первичного образователя в развитии эмбриона». Именно после его ‎экспериментов с так называемой примитивной полосой и примитивным узлом было обнаружено, что они орга‎низуют развитие плода, и поэтому он назвал их «The primary organizer», что означает «первичный образова‎тель», то есть «дающий начало», то есть аджбуз занаб...‎

 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (9)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (15)...

Истина о гадании...

О нетрадиционных методах лечения Когда...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Медицинское...

О посте до...

ВОПРОС: Что является столпом поста?...

Большие камни

История, с которой мы хотим...