Вторник Шавваль 5 1439 | Среда июня 20 2018

 

Сура «ТАКВИР»

Ниспослана в Мекке. Состоит из 29 аятов.

 

Название этой суры исходит из смысла ее первого аята. Арабское слово таквир означает «скручивание», «сворачивание»; «свертывая, собрать какой-нибудь развернутый, разостланный предмет». В первом аяте речь идет о свертывании и скручивании Солнца. Когда настанет конец света, даже такое гигантское светило, как Солнце, пронизывающее своим светом весь наш мир, легко скрутится, его лучи погаснут, и оно превратится в ничто. Слово «таквир», которое выражает это понятие, и стало названием этой суры.

Эта благородная сура рассматривает две из великих истин в вероубеждении Ислама.

Первая — истина наступления Судного дня и великих событий его, которые наполнят человеческие сердца страхом.

Вторая — истина вахий, описания качеств доставляющего вахий великого ангела Джабраила алайхиссалам и получающего вахий Пророка Мухаммада алайхиссалам.

Священная сура начинается с описания конца света, великих переворотов во Вселенной в этот день, страшных событий, в которых задействованы Солнце, звезды, горы, моря и океаны, Земля, небосвод, скот, дикие звери и все человечество. Подробно рассказывается, как в процессе описываемых событий порядок и системность всего в мире нарушится, все рассыплется; говорится, что ничто не останется в стороне от ужасов того дня, не будет ничего, что не претерпело бы изменений, осталось бы неприкосновенным.

Затем описывается сущность вахий и качества принимающего вахий Посланника Аллаха, приводится описание людей, выход которых на свет из мрака и заблуждения неверия и ширка, их наставление на путь веры и единобожия предусмотрен этим вахий.

В конце суры подчеркивается, что предположения многобожников относительно Куръана несостоятельны, и дается пояснение, что Куръан является наставлением, увещеванием, ниспосланным Всевышним Аллахом для всего человечества.

 

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

 ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

 

 إِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ

  1. Когда Солнце [будет] скручено,

Всем нам известно, что планета Земля, на которой мы обитаем, относится к Солнечной системе, в которой самым большим небесным телом является само Солнце. Ученые утверждают, что соотношение величины Солнца и Земли сопоставимо с соотношением величины большого арбуза и горошины — настолько Солнце больше Земли.

Значит, наступит такое время, когда такое огромное светило, как Солнце, распространяющее свет на невообразимые для нас расстояния, производящее неизмеримую энергию, обогревающее своим благодатным теплом нашу родную планету, будет сложено и скручено. И судя по описанию, приведенному в данном аяте, это осуществится без особого усердия, силы, старания. А это говорит о том, что для Великого Аллаха осуществить конец света — дело нетрудное. Ибо обвить мраком гигантское Солнце, скрутить его, свернув и собрав, словно фитиль — всего лишь одно из необременительных дел Аллаха в Судный день.

 

وَإِذَا النُّجُومُ انْكَدَرَتْ

  1. И когда звезды [сорвавшись, ниспадут вниз и] рассыплются,

Всем нам известно, что звезды, кажущиеся на ночном небосводе маленькими мерцающими огоньками, на самом деле являются гигантскими небесными телами. Они кажутся нам маленькими только потому, что находятся на невероятно далеком расстоянии от Земли. Эти огромные небесные тела, занимающие свои места во Вселенной  на протяжении миллионов лет, предстают перед нашим взором как созвездия, видимые нами в обозримом небесном пространстве. Мы привыкли видеть на небе звезды в строго определенном положении и не можем себе представить, чтобы звезда сорвалась с неба. Иногда, когда отколовшаяся от весьма малой звезды незначительная частица, называемая кометой, летит к Земле, ученые-астрономы бьют тревогу, предрекая, что если даже такая незначительная комета столкнется с Землей, она уничтожит жизнь на нашей планете.

Согласно этому аяту, наступит такое время, когда все звезды рассыплются как плоды тутовника. Большой переворот, который состоится в Последний день, сравним в этом описании с тем, как рассыпаются плоды вокруг дерева. Ибо это действо, представляющееся нам глобальным, ничтожно для Всевышнего Аллаха. Словательно, для Аллаха азза ва джалла (Всемогущий Он и Великий), осуществить конец света не составит никакого труда.

 
وَإِذَا الْجِبَالُ سُيِّرَتْ

  1. И когда горы [будут] поведены странствовать,

Самая близкая и величественная стихия для человека — это горы. Испокон веков каждый человек, многие народы считают их символом незыблемости, величия, постоянства. Действительно, горы — это самое большое, величественное и высокое на Земле. В настоящее время, в век развития научных технологий, позволяющих вести обширные исследования в разных областях науки, стало известно, что горы имеют под землей «корни», величина которых в несколько раз превышает их собственную высоту.

Но, как утверждается в Куръане, наступит время, когда такие величественные, незыблемые и горделивые горы с легкостью сдвинутся с места, будут приведены в движение и странствующими разнесутся пылью в воздухе. Это событие произойдет так же легко, как легко взметается пыль с земли при дуновении ветерка. Ибо все это осуществит Всемогущий Аллах. А событие, описанное в данном аяте, произойдет в Последний день существования мира. Да, этот день страшен, и превращение гор в разлетающуюся пыль — ничто по сравнению с другими событиями, которые будут твориться в тот час.

 

وَإِذَا الْعِشَارُ عُطِّلَتْ

  1. И когда верблюдицы с десятимесячным зародышем в утробе [будут] оставлены [без присмотра],

У древних арабов верблюд считался самым ценным имуществом: достаток человека и его престиж в обществе определялся количеством и качеством его верблюдов. Но особо ценилась верблюдица на десятом месяце беременности, ведь она вот-вот должна дать приплод, а это означает увеличение количества верблюдов, появление молока и прочего дохода. Поэтому за такими верблюдицами был особый уход, их держали поближе к жилью, чтобы они находились под постоянным присмотром. Но ужасы Судного дня настолько страшны, что человек забудет все, что ему было безмерно дорого, в том числе и свою верблюдицу на десятом месяце беременности.

 

وَإِذَا الْوُحُوشُ حُشِرَتْ

  1. И когда дикие звери [будут] собраны,

Обычно дикие звери враждуют между собой и никогда не собираюся вместе. Но в Последний день страх перед творящимся хаосом заставит их держаться рядом, в одном месте.

Хищники, свирепые существа, готовые в обычной жизни разорвать друг друга, с наступлением Последнего дня поменяют свои повадки. Да, Последний день настолько страшен, что даже у самых свирепых диких зверей исчезнет кровожадность. Страх Судного дня заставит их сойтись вместе, забыв о вражде и свирепости, присмирев, поджать хвосты, не чувствуя ничего, кроме дрожи от страха.

 

وَإِذَا الْبِحَارُ سُجِّرَتْ

  1. И когда моря [будут] зажжены огнем.

Как известно, вода и огонь — противоположные стихии. Вода тушит огонь. Но, оказывается, в грядущий Последний день, и без того наполненный ужасами и страхом, будут гореть даже моря и океаны.

Да, Последний день или конец света — это всеобъемлющее явление, катастрофа вселенского масштаба. В этот день все будет вершиться по воле Всемогущего Аллаха. Нам, смертным, трудно себе представить те грядущие события. Ведь мы не верим в возможность горения хотя бы капли воды, так как вода не обладает свойством гореть. Наоборот, вода — основное средство для тушения огня. Но Последний день настолько страшен и необычен, что все общепринятые закономерности будут отринуты, ибо все в нем будет вершить Всемогущий Аллах, во власти Которого всё и вся. Поэтому неудивительно, если Он пожелает в силу Своего всемогущества обернуть вспять свойство, данное Им Самим воде, и наделить ее обратным свойством — свойством гореть. Причем будет гореть ярким пламенем не определенное ее количество или часть воды на какой-то определенной территории, а весь Мировой океан, реки и озера. Чтобы хоть немного представить Последний день мира, давайте попробуем вообразить горение всего водного пространства мира.

 

وَإِذَا النُّفُوسُ زُوِّجَتْ

  1. И когда души [будут] соединены,

То есть дух вернется в тело, и они воссоединятся.

Наши улемы, в том числе имам Табари, отмечали, что у этого аята имеется и второе толкование. Согласно этому толкованию, аят означает «когда соединятся схожие души». То есть в Судный день хорошие люди объединятся с другими добрыми людьми и будут введены в рай, а плохие люди присоединятся к плохим людям и будут водворены в ад.

По нашему скромному мнению, этот аят заключает в себе оба эти смысла, поэтому таково его формулирование. В день Суда сначала души будут соединены с телами и воскрешены вместе. Затем хорошие души воссоединятся с хорошими, плохие — с плохими, и все они направятся в предназначенные им места вечной жизни. Ибо мудрость Судного дня состоит в том, чтобы поначалу воссоединить души с телом, затем праведных с праведными, чтобы направить в рай, и грешных с грешными, дабы препроводить их в ад. О неизбежности Суда в тот день упоминается в следующем аяте:

 

وَإِذَا الْمَوْءُودَةُ سُئِلَتْ

بِأَيِّ ذَنْبٍ قُتِلَتْ

  1. И когда зарытая живьем [будет] спрошена:
  2. «За какой грех была убита?»

В доисламский период джахилийи (невежества) у арабов бытовало множество диких, бесчеловечных обычаев. Дискриминация дочерей переходила все границы. Так, считалось несчастьем рождение дочери. Потому что, дескать, когда она подрастет, не сумеет защищать родной дом, а может попасть в плен и опозорить род. По этой причине арабы могли даже закопать новорожденную живьем. В этих двух аятах строго осуждаются такие варварские обычаи мушриков, утверждается, что в Судный день будет особый спрос за это деяние.

Разумеется, в Судный день будет спрошено не только об этом. Будет спрос за все — за каждое малейшее, даже размером с мельчайшую частицу, деяние. Но почему здесь подчеркивается именно варварская традиция закапывания живьем малолетних девочек? Это, прежде всего, свидетельствует, что тема, затронутая в аяте, была требованием того времени — периода ниспослания данного аята. Эти аяты были ниспосланы в начальном периоде становления Ислама. Аяты того периода, наряду с призывом к единобожию, истинной вере и вероубеждению, призывали к добродетелям правоверия, отвращали от мерзостей многобожия, ереси, неверия, варварских поступков. Унижение, дискриминация женского пола были в числе самых зверских традиций джахилийи того периода, а результатом являлся обычай хоронить живьем дочерей.

Но самое главное, этот аят является свидетельством того, что в упомянутый период именно исламская религия впервые в мире начала борьбу за возвеличивание женского пола. Да, в тот период не было другой силы, кроме Ислама, которая защищала права женщин, ратуя за то, что женщина — полноценный человек, сотворенный Аллахом, поэтому должна быть наделена соответствующими правами. Ниспосланные в тот период священные аяты, наряду с изложением основ исламского учения о женщине, строго осуждали невежественные законы и традиции, унижающие женщину. Среди таких пережитков джахилийи самой вопиющей была традиция зарывать живьем дочерей и гордиться тем, что будущий позор, якобы ожидаемый от них, предотвращен. По свидетельству людей, живших в то время, когда отец 4-5-летней девочки решал зарыть ее живьем, то просил ее мать, то есть свою жену, приодеть девочку в красивые одежды и говорил, что пойдет с ней погулять. Бедная мать, хоть и знала, что такое «пойти погулять», но не могла протестовать против порядков своего времени. С разбитым сердцем она одевала девочку и отправляла свою кровиночку с беспощадным мужем. А этот изверг под названием «отец» уводил девочку в безлюдное место, давал ей поиграть игрушки, а сам копал яму. Выкопав яму, спускал ее туда, якобы поиграть, и закапывал живьем вместе с игрушками. На извращенных весах «правосудия» джахилийи этот очерняющий сущность человека поступок считался проявлением «высшей степени порядочности». И никто этому не мог противостоять. Первым против этого дикого, бесчеловечного обычая восстал Ислам.

И вот, когда в самом начале суры «Таквир» описываются пугающие картины Судного дня, когда уже наведен страх на всех и возникает вопрос: «А что произойдет в такой день с людьми?», звучит решительный ответ, что первыми в тот день будут спрошены зарытые живьем девочки. По какой причине так жестоко расправились с ними отцы, в чем виноваты эти безвинные малютки? В этой связи последует спрос с тех, кто зарывал их живьем, и тех, кто выносил такое решение.

Действительно, почему так безжалостно убивали этих беззащитных малюток? В чем вина этих невинных детей? Ведь они были еще в том возрасте, когда невозможно провиниться! С точки зрения справедливости эти девочки не были виноваты ни в чем, они были абсолютно невинны. Но с точки зрения джахилийи того времени вина их очень велика — они родились девочками. Священный Куръан встал на защиту беззащитных девочек. Он защитил их право на жизнь. То, что в день Суда первым будет спрос с тех, кто зарывал девочек заживо, было запечатлено в аятах, которые в повседневных ибадатах будут читаться во все времена, до Судного дня.

В следующих аятах в общих чертах говорится о том, что в Судный день будет спрошено и о других деяниях.

 

وَإِذَا الصُّحُفُ نُشِرَتْ

  1. И когда свитки [будут] развернуты,

Ангелы записывают все деяния человека на этом свете, и эти записи будут вручены ему в Судный день в виде книги деяний.

В данном аяте эти записи названы словом сахифа — «страница», «свиток». В Судный день они будут развернуты. В них будут четко и ясно указаны все деяния человека — от малейшего до величайшего, и добрые, и плохие.

В следующих аятах продолжается описание предстоящих во Вселенной великих переворотов и ужасов Судного дня:

 

وَإِذَا السَّمَاءُ كُشِطَتْ

  1. И когда небо [будет] сдернуто,

Небо — самая безграничная и незыблемая часть нашей окружающей среды. Оно всегда перед нашим взором. Небо безгранично. Оно не имеет ни конца, ни края. Когда смотришь на небо, кажется, что оно обволакивает все вокруг. На него не повлияет то, что происходит в этом мире. На первый взгляд кажется, что небо недоступно и повредить ему нельзя. Однако в Судный день такое огромное и бесконечное небо будет легко сорвано с места. Насколько страшным будет это зрелище, можно судить, приняв во внимание следующий факт. Исследования последних лет свидетельствуют об утончении и разрыве некоторых участков озонового слоя атмосферы, и выводы ученых таковы, что уже одно это может привести к глобальной катастрофе на нашей планете. Этот факт чрезвычайно волнует мировую общественность. А ведь когда мы говорим об озоновой дыре, то подразумеваем не все небо, а какую-то крохотную часть в этом необъятном пространстве.

А теперь сравните это явление с тем, что описывается в аяте — «небо будет сдернуто». Тот, Кто способен сделать это, способен свершить и Судный день, Ему легко воскресить нас с вами и еще легче спросить за наши деяния. Ибо именно в том и заключается цель устроения Судного дня, наступления такого страшного конца света — чтобы судить деяния человечества, дабы воздать по заслугам.

В следующих двух аятах речь идет об аде и рае, где уготованы места для людей в соответствии с их деяниями на земле.

 

وَإِذَا الْجَحِيمُ سُعِّرَتْ

وَإِذَا الْجَنَّةُ أُزْلِفَتْ

  1. И когда ад [будет] раскален,
  2. И когда рай [будет] приближен,

Изложенные выше тринадцать аятов описали некоторые картины грядущих событий Судного дня и ожидаемые в связи с этим грандиозные, глобальные изменения. Эти дни описываются и в других сурах, но несколько иначе. В каждой суре описания приводятся с использованием слов и фраз в соответствие с ее содержанием и под стать рассматриваемой в ней теме. Если в одной суре приводится одна категория картин, в другой описываются совсем иные зрелища. Нет надобности в таких вопросах, как «Почему в такой-то суре сказано так, а в другой иначе?», «В чем заключается разница между ними?» и т. п. Ибо все в Куръане приводится к месту, мудро, соответственно затронутой проблематике.

Итак, из данных двух аятов мы узнали, что после описанных страшных событий в день Суда настанет час, когда ад будет разожжен для грешников, а рай — приближен к праведным. Что же будет дальше?

 

عَلِمَتْ نَفْسٌ مَا أَحْضَرَتْ

  1. Узнает душа, что она уготовила.

В этот страшный Судный день, описание которого приведено выше, каждый воскрешенный человек узнает, что он приготовил для этого Дня, с чем он пришел на суд Божий. Потому что в этот День ему будут предъявлены все его деяния, кои он свершал в своей жизни земной. И будут его деяния взвешены на весах справедливости. Вершившие благие дела придут к хорошему исходу и займут место в раю Фирдавс (название высшего рая), а те, кто вершил несправедливость, придут к плохому исходу и будут брошены в геенну.

Здесь заканчиваются описания страшных событий Судного дня и исхода для каждой души. В следующих же аятах прозвучат клятвы Аллаха. Он клянется некоторыми Своими творениями.

 

فَلَا أُقْسِمُ بِالْخُنَّسِ

  1. Клянусь же скрывающимися!

Арабским словом хуннас, употребленным в данном аяте и переведенным нами как «скрывающиеся», обозначают предметы, которые то появляются, то исчезают. Арабы и звезды называют хуннас, в силу их появления ночью и исчезновения днем. Если Аллах клянется одним из Своих творений, значит, оно значимое, важное для людей. В данном аяте Аллах клянется звездами, которые днем скрыты от людских глаз. А в следующем аяте Аллах клянется звездами, которые двигаются по небосклону, а затем прячутся в своих созвездиях.

 

الْجَوَارِ الْكُنَّسِ

  1. Передвигающимися, скрывающимися [днем]!

Таким образом, в последних двух аятах Аллах клянется звездами во всех их состояниях.

 

وَاللَّيْلِ إِذَا عَسْعَسَ

  1. И ночью, когда она наступает!

Ночь также является одним из чудесных творений Аллаха. Когда она наступает своим мраком, мир и существующие в нем предметы обретают другой вид. В данном аяте Аллах клянется наступающей ночью — тем временем суток, когда опускается темнота.

 

وَالصُّبْحِ إِذَا تَنَفَّسَ

  1. И рассветом, когда он дышит!

Рассвет, пора, перед тем, как занимается заря, — одно из прекраснейших творений Аллаха. Это чудесное время суток воспевают поэты, описывают прозаики, изображают на полотнах художники. Но встреча с самим рассветом волнует человека куда больше, чем его художественное отображение, ибо это — творение Самого Всевышнего Аллаха, а посему оно неповторимо, как бы талантлив ни был художник. А Творец этого чуда Аллах в Своем божественном аяте характеризует неповторимую красоту рассвета одной короткой чудной строкой, передающей всю прелесть Его творения. Он говорит, что рассвет дышит, будто речь идет о живой субстанции, которая ночью спала, а с окончанием ночи проснулась и теперь вот задышала новой жизнью. Дыхание — это жизнь. Дыхание рассвета после ночи указывает на то, что днем жизнь будет бить ключом.

Всевышний Аллах клянется звездами, светящими ночью и невидимыми днем, наступлением ночи и восходом солнца. Это — великие, уникальные явления, иначе бы Творец не клялся ими. Мусульмане должны уделять этим явлениям особое внимание. Нам хорошо известно, что за клятвенными уверениями излагаются чрезвычайно важные сообщения. Давайте посмотрим, что будет утверждать Всевышний Аллах после Своих клятв.

 

إِنَّهُ لَقَوْلُ رَسُولٍ كَرِيمٍ

  1. Поистине, он [Куръан] — действительно слово благородного посланника!

В данном аяте под словами «благородный посланник» — росулин карим — подразумевается ангел Джабраил алайхиссалам. Как известно, на него возложено доставление через вахий аятов Священного Куръана Пророку алайхиссалам.

Следовательно, клятвы Аллаха, приведенные в четырех аятах выше, имели целью подтверждение истинности Священного Куръана.

Вместе с тем, Аллах своими клятвами утверждает, что посредник, доставляющий Священный Куръан от Него Пророку Мухаммаду алайхиссалам, — личность великая. Личность, доставляющая Куръан Пророкам, — благородный посланник, лучший из ангелов — Джабраил алайхиссалам. Поэтому нет места сомнениям в истинности Куръана. Надо лишь безотлагательно уверовать в него и следовать ему.

В следующем аяте продолжается описание достоинств ангела Джабраила алайхиссалам, доставляющего вахий Аллаха Пророку саллаллаху алайхи васаллам.

 

ذِي قُوَّةٍ عِنْدَ ذِي الْعَرْشِ مَكِينٍ

مُطَاعٍ ثَمَّ أَمِينٍ

  1. Обладателя силы, досточтимого у Властелина Арша,
  2. Кому повинуются, верный вверенному.

То есть архангелу Джабраилу подчиняются все особые, своеобразные ангелы, и никто из них нисколько не отклоняется от повиновения ему. Он же доставляет вахий бережно, с верностью вверенному, не замышляя измены.

Значит, ангел Джабраил алайхиссалам наделен всеми качествами, которые необходимы для обеспечения сохранности божественного Слова — Куръана — от каких бы то ни было изъянов. У него есть помощники-служители, повинующиеся ему ангелы. Они никогда не выходят из его подчинения. И службу, связанную с Куръаном, выполняют на высочайшем уровне исправно. Самое главное, сам ангел Джабраил алайхиссалам является надежным, верным аманату — вверенному, и поэтому прозван аминул вахий — «верный вверенному вахий». Аллах сделал ангела Джабраила алайхиссалам доверенным лицом в отношении к Своему вахий. Джабраил алайхиссалам является ангелом, доставляющим вахий всем пророкам Аллаха. Он — самый верный ангел, в его верности нельзя усомниться. А посему никто не вправе усомниться в Куръане!

В предыдущих аятах Всевышний Аллах сначала описал Судный день, а также состояние человека в момент наступления этого дня. Потом Он поклялся Своими различными творениями и подтвердил, что Священный Куръан является истинно божественной Книгой. Затем описал достоинства ангела Джабраила алайхиссалам, на которого возложена доставка вахий. Теперь Он поведает о достоинствах принимающего Священный Куръан — Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. То есть Всевышний Аллах доказывает всестороннее совершенство Священного Куръана.

 

وَمَا صَاحِبُكُمْ بِمَجْنُونٍ

  1. И ваш собрат — не одержимый.

Враги всегда клеветали на Ислам, пытаясь наносить вред религии и ее последователям-верующим. Мекканские невернқе также распространяли всевозможные слухи о том, что Пророк Мухаммад алайхиссалам является маджнуном — «одержимым», что его попутали джинны, что произносить слова, которые он говорит, наущает его большой джинн, а потому не следует ему верить. Настоящие аяты опровергают их клевету. О мекканцы, ваш «собрат» — Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, с которым вы общаетесь, который живет среди вас, который все время пребывает у вас на виду не одержимый, не маджнун, и вы это прекрасно знаете. И тот, кто доставляет ему вахий, вовсе не джинн, а великий ангел, надежное лицо. А Куръан — божественное руководство.

 

وَلَقَدْ رَآهُ بِالْأُفُقِ الْمُبِينِ

  1. И, поистине, увидел его на горизонте ясном.

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам собственными глазами видел Джабраила алайхиссалам на ясном горизонте, в его истинном облике, каким он был сотворен. Это событие произошло в долине, когда Мухаммад алайхиссалам возвращался с гор, после его первого общения с Джабраилом алайхиссалам в пещере Хира. Он увидел Джабраила алайхиссалам таким, каким создал его Аллах. Джабраил алайхиссалам явился ему саллаллаху алайхи васаллам с восточной стороны, на высоком горизонте. Как пишется в тафсире «Ал-Бахрул Мухит», Пророк саллаллаху алайхи васаллам увидел Джабраила алайхиссалам в его истинном облике — сидящим на седалище и заслонившим запад и восток своими шестьюстами крылами.

Поскольку из вышеизложенных аятов нам стало достоверно известно, что Аллах доверил Свои аяты верному ангелу, а Пророк Мухаммад алайхиссалам принял аяты от верного ангела Джабраила алайхиссалам и видел его воочию, то совершенно ясно: не следует сомневаться в Книге, которую Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам представил людям как Куръан. Вне всякого сомнения, это есть Слово Аллаха.

 

وَمَا هُوَ عَلَى الْغَيْبِ بِضَنِينٍ

  1. И он на сокровенное не скупой.

Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам не скупится сообщить другим некоторую часть из поведанного ему сокровенного божественного вахий. В данном аяте слово «сокровенное» — арабское гайб — означает вахий.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не может, «скупясь», утаивать аяты, принесенные ему Джабраилом от Всевышнего Аллаха. Наоборот, соблюдая их сохранность, он доводит их сполна до людей в том виде, в каком они ниспосланы Свыше.

Еще до пророческой миссии Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам прославился среди жителей Мекки своей честностью, правдивостью, за что получил прозвище Амин — верный, доверенный, надежный. Он никогда не лгал, не предавал, всегда выполнял то, что обещал людям. Мог ли человек, проживший большую часть своей жизни честно, вдруг, после сорока лет, начать обманывать людей и, более того, обманывать Аллаха?! Не предававший людей, станет ли предавать Господа миров?!

 

وَمَا هُوَ بِقَوْلِ شَيْطَانٍ رَجِيمٍ

  1. И он [Куръан] — не речь изгнанного шайтана.

Здесь говорится о том, что Священный Куръан — не слово проклятого и изгнанного с небес на землю шайтана по имени Иблис. И его не джинны приносят Пророку алайхиссалам. Это истинное Слово Всевышнего Аллаха, Слово, переданное при посредничестве того, кому повинуются и кто верен аманату вахий — ангелом Джабраилом, Слово, ниспосланное последнему Пророку, самому честному, верному и лучшему из людей Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам!

Поэтому, о люди, живите, веруя и следуя предписаниям этого божественного Слова! Оно — ниспосланное для вас руководство в вашей жизни. Оно научит вас праведно жить и укажет путь к счастью в мире земном и в будущей жизни. Эта Книга, несомненно, поведет вас по пути истины.

 

فَأَيْنَ تَذْهَبُونَ

  1. Так куда же идете?!

О люди!!! Куда вы устремляетесь, отвернувшись от Куръана? О люди!!! По какому пути вы следуете, оставив путь истины, указанный Куръаном? Ведь отрицание Куръана — это путь неминуемой гибели! Куда же вы идете?!

 

إِنْ هُوَ إِلَّا ذِكْرٌ لِلْعَالَمِينَ

  1. Он [Куръан] — не что иное, как напоминание мирам;

Да, Куръан — это напоминание, предостережение для обитателей всех миров, божественное назидание. Увещевание для обретения счастья в жизни земной и конечной. Напоминание и для всех миров, и для людей во всех их деяниях. Аллах, сотворивший все миры и знающий, в чем люди нуждаются, ниспослал им для руководства Куръан. Все, кто будет придерживаться божественной Книги, непременно добьются своей цели. Но, к сожалению, не все помнят о Куръане.

 

لِمَنْ شَاءَ مِنْكُمْ أَنْ يَسْتَقِيمَ

  1. Тем из вас, кто пожелал следовать прямым путем.

О люди! Куръан — напоминание-наставление тем из вас, кто желает идти по верному пути. Куръан — напоминание-руководство для тех, кто выбрал верный, прямой путь. Не захотевшим его признать он не станет напоминанием! Однако это не значит, что вы властны над своими желаниями. Ваши желания не являются самым важным на свете. Превыше всех желаний в мире лишь желание Аллаха. Поэтому в следующем аяте говорится:

 

وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ

  1. И не пожелаете, кроме как только не пожелает Аллах, Господь миров.

Да, все зависит от желания Аллаха. Все происходит по воле Аллаха. В том числе зависит от желания Аллаха то, для кого Куръан станет напоминанием-руководством. Аллах же Сам ясно указывает на Свое желание — чтобы Куръан стал руководством для тех людей, кто желает его для себя руководством.

Имам Тирмизи передает от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Кто хочет явственно увидеть все, что будет происходить в Судный день, пусть прочтет суры «Изашшамсу куввират», «Изассамааун фаторат» и «Изассамааун шаккот» (то есть суры «Таквир», «Инфитор», «Иншикок»)».

 

 

 

Самое читаемое

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Обама поздравил мусульман...

Президент Барак Обама поздравил мусульман...

Обрел вечное счастье...

Это случилось в наши дни,...

От рэпа к...

Удивительным образом создал все живое...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Все дело в...

Все дело в убеждении (из...