Среда Зул хиджжа 4 1439 | Среда августа 15 2018

 

Сура «ИНФИТОР»

Ниспослана в Мекке. Состоит из 19 аятов.

 

Название суры происходит от слова инфаторот ее первого аята. Переводится это слово с арабского как «разверзание», «раскрытие».

В этой суре, как и в предыдущей суре «Таквир», повествуется о Судном дне, но уже в другом, своеобразном стиле и звучании. Эта сура взывает к предавшемуся обольщениям человеку, призывая его не выдавать за ложь религию и Судный день. Сура напоминает, что об этом не следует забывать, ведь приставленные к человеку ангелы записывают все его деяния, и в Судный день за все придется отвечать. В этой благородной суре также образно описан исход людей, совершавших благие деяния.

Начальные аяты данной суры рисуют страшную картину великого переворота и ужасов Судного дня, когда разверзнется небо, осыплются звезды, вспыхнут моря, обнажится содержимое могил, мертвые восстанут из них, и после этого настанет час, когда воскресшим будет предъявлен счет.

Затем в суре заводится речь о неблагодарности человека своему Господу, о том, что он, вкушая Его блага, не оценивает Его по достоинству, не отдает должного Дающему Блага, не признает Его благоволения и милости к себе.

Вместе с тем, в суре «Инфитор» указываются причины этой человеческой неблагодарности. Также утверждается, что каждого человека на протяжении его жизни сопровождают ангелы, уполномоченные наблюдать — благодарит ли он Аллаха или богохульствует, и записывать все его деяния.

После этого в священной суре сообщается о том, что в вечной жизни люди будут поделены на две группы: благочестивые и нечестивые. Благочестивые попадут в рай, а нечестивые будут мучиться в аду.

В конце суры изображаются масштабы и ужасы Судного дня. В тот день люди лишатся всего, останутся только они сами, без ничего, а участь их будет зависеть только от решения Аллаха.

Как говорилось выше, эта сура — одна из сур, упомянутых в хадисе, который имам Тирмизи передал от Абдуллаха ибн Умара, где Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто хочет явственно узреть все, что будет происходить в Судный день, пусть прочтет суры «Изашшамсу куввирот», «Изас самааун фаторат» и «Изас самааун шаккот» (суры «Таквир», «Инфитор», «Иншикок»).

Итак, чтобы воочию узреть Судный день, мы приступим к изучению данной суры. Да сделает нас Аллах из тех Своих рабов, кто посредством изучения настоящей суры воочию увидит Судный день и станет жить в этом мире, страшась ужасов того дня и готовясь к нему.

  

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

 

إِذَا السَّمَاءُ انْفَطَرَتْ

  1. Когда небо разверзнется,

Эту картину трудно себе представить, ибо со дня сотворения мира небо является символом незыблемости и величия. Несомненно, это — величайшая катастрофа. И произойдет она только в связи с Судным днем, только когда настанет конец света. В момент этой катастрофы ангелы принесут повеления Аллаха, связанные со свершением Последнего дня. Это подтверждает сказанное в другой суре.

 

وَإِذَا الْكَوَاكِبُ انْتَثَرَتْ

  1. И когда звезды осыплются,

Звезды тоже со дня их сотворения незыблемо пребывают на своем месте, в своем созвездии, и относительно этого места они недвижимы. И никто на свете не способен сдвинуть их с этого места. Но когда придет час изъявления воли Аллаха, сотворившего звезды, то эти гигантские небесные тела осыплются, подобно осенней листве, и разлетятся по всей Вселенной. И произойдет это не по простой причине. А непременно по той причине, которая бесподобно велика, катастрофически всеобъемлюща и затрагивает вселенские масштабы существования мира.

 

وَإِذَا الْبِحَارُ فُجِّرَتْ

  1. И когда моря будут взорваны,

Со дня сотворения Всевышним Аллахом мира моря и океаны также служили символом величия и нескончаемости. У некоторых народов олицетворением множества и бесконечности является море. И представить себе, что такая громада может взорваться, чрезвычайно трудно. Но когда наступит назначенное Творцом время, моря и океаны так взорвутся, что все они перемешаются друг с другом и, как это описано в суре «Таквир», еще и загорятся пламенем. Разумеется, такие катастрофические события глобального масштаба не могут произойти сами по себе или из-за незначительной причины. Несомненно, тому будет предшествовать невиданная по размерам и значимости катастрофа.

 

وَإِذَا الْقُبُورُ بُعْثِرَتْ

  1. И когда могилы перевернутся,

То есть перевернутся все могилы, начиная от Адамовой и до всех существующих на тот момент. Это характеризует воскрешение всех людей, живших и умерших, начиная от Адама и до Дня воскресения.

Изложенные выше аяты поведали нам об ужасах Судного дня, о том, что произойдет со звездами, морями и небом, о том, как восстанут из могил умершие. Так что же произойдет дальше, после того, как они восстанут из могил?

 

عَلِمَتْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ وَأَخَّرَتْ

  1. Узнает тогда душа, что она предпослала и отложила.

Все определится подсчетом деяний. А узнает душа о своей участи из свитков ангелов, куда заносились все деяния человека. Все, что они вершили и предпослали в мир последний в качестве хороших деяний, и все, что они вершили плохое и что им следовало совершить, но было отложено — все до мелочей в ахирате будет предъявлено в счете, будет сообщено каждой личности.

Следовательно, если Судный день и расчет деяний — истина, то к ней надо готовиться заранее, при жизни земной. Поэтому в следующих аятах Аллах взывает к человеку, поддавшемуся иллюзиям и обольщениям.

 

يَا أَيُّهَا الْإِنْسَانُ مَا غَرَّكَ بِرَبِّكَ الْكَرِيمِ

  1. О человек! Что обольстило тебя отноительно твоего Господа Великодушного?!

О грешный человек! Что тебя ввело в заблуждение, отвратив от пути истины? Какие обольщения тебя прельстили, что ты, не уверовав в своего великодушного Господа, выказал куфр — неверие к Нему?

О жалкий человек! Что тебя так обольстило, что ты осмелился пойти вопреки воле своего Господа?

О неблагодарный человек! Какая иллюзия тебя соблазнила, что ты, взбунтовавшись против милости своего Великого Господа, ответил непокорностью?! А ведь Он — Тот…

 

الَّذِي خَلَقَكَ فَسَوَّاكَ فَعَدَلَكَ

  1. Который сотворил тебя, и сделал полноценным тебя, и соразмерил тебя?

Аллах сотворил человека совершенным, без изъянов, снабдив его всеми необходимыми органами и соразмерным телом, разумом и душой. Действительно, присмотревшись к строению тела человека, изучив его органы и их функции, вновь и вновь убеждаешься в его неповторимости. Специалисты, изучающие анатомию и физиологию человека, с каждым годом делают все новые и новые открытия в сфере функционирования как отдельных человеческих органов, так и всего его организма в целом, приходя к выводу, что нет более совершенного «механизма», чем взаимосвязанные друг с другом функционирующие системы и органы человека. Уразумевший невероятное совершенство и гармонию в организме человека непременно уверует в Аллаха. Изучавшие систему кровообращения человека, его зрение, обоняние, мышление, нервную систему, его память и другое непрестанно восхищались существующей во всем этом полноценностью и завершенностью, пропорциональностью и соразмерностью.

Поэтому ученый, свыше сорока лет возглавлявший крупный научный центр по изучению человека в США, удостоенный величайших научных премий мира, написал книгу с названием «Человек, тот самый непознанный».

Вообще, говорить о том, как соразмерно сотворил Всевышний Аллах тело человека и сделал пропорциональным строение его органов, представляется излишним.

Вот — Аллах сделал человека совершенным. Разве тот, кого Аллах сотворил столь гармоничным и соразмерным, не должен благодарить своего Творца, хотя бы в момент пользования своим совершенством? Разве он не должен благодарить своего Творца, хотя бы когда он воспользуется своей соразмерностью? Кто дал ему право возомнить о себе невесть что и прельщаться заблуждениями по поводу Всевышнего Аллаха?!

 

 فِي أَيِّ صُورَةٍ مَا شَاءَ رَكَّبَكَ

 

  1. В том облике, каком [Он] пожелал, сложил тебя.

Действительно, тот облик, в котором Аллах воплотил человека, его телосложение, ум, чувства, абсолютно все — нескончаемое чудо. И даже если весь мир, объединившись, возьмется воссоздать хотя бы ноготь человека — старания будут тщетны. Чтобы прийти к истине, возможно, человеку стоит подумать самому: кто же создал его в том облике, в каком он пребывает? Ведь не станет он утверждать, что создал себя сам? Или все же он произошел от обезьяны? Может быть, есть другой вариант? Нет, только всемогущий Аллах мог придать человеку тот облик, какой Он Сам пожелал.

 

 كَلَّا بَلْ تُكَذِّبُونَ بِالدِّينِ

  1. Нет же! Ведь считаете ложью воздаяние.

Аллах утверждает, что человек поступает неверно, отрицая Судный день. Взывает отказаться от ошибочных суждений. Нет!!! Вы поступаете неверно! Откажитесь от ваших неверных суждений!!! Вы делаете все наоборот! Поступаете так, как вам не следовало бы поступать. Вместо благодарения вы отрицаете Судный день, Суд Божий, который уготовил вам наказание или награду за ваши деяния! Нет! Вы не правы!

 

 وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ

  1. Тогда как действительно, над вами истинно хранители.

К каждому из вас прикреплены ангелы-хранители. Они всегда оберегают вас. Они зорко следят за каждым вашим действием и бездействием, наблюдают за вами и опекают вас. Вместе с тем, эти ангелы-хранители:

 

 كِرَامًا كَاتِبِينَ

  1. Благородные пищущие,

То есть эти прикрепленные к вам ангелы-хранители очень почитаемы на небесах, во владениях Аллаха, а еще им даны способность и право записывать все ваши слова и деяния. Ангелы, находящиеся справа от человека, записывают хорошие деяния, а слева — плохие. Посему не будьте в неведении…

 

 يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ

  1. Они знают, что делаете.

Итак, за каждым человеком закреплены ангелы, которые в почете перед Аллахом, и они ведают обо всех наших деяниях и записывают их. Ввиду этого наша вера должна вести нас только к добру и отвращать нас от скверных поступков. Ибо в день Суда в отношении нас будет вынесен приговор по книге деяний, куда ангелы записывали все наши деяния, не оставляя без внимания и малейший поступок. Согласно результату по этой книге деяний:

 

 إِنَّ الْأَبْرَارَ لَفِي نَعِيمٍ

  1. Поистине, благочестивые — непременно в раю.

Потому что в их книгах деяний были запечатлены благие деяния в жизни земной: их вера и убеждение, поклонения (ибадаты), праведные поступки, красивые манеры, благотворительные пожертвования и другие богоугодные поступки, за которые воздается награда. За эти благие дела Всемогущий Аллах — Владыка Судного дня — наградил их водворением в рай.

  

وَإِنَّ الْفُجَّارَ لَفِي جَحِيمٍ

يَصْلَوْنَهَا يَوْمَ الدِّينِ

وَمَا هُمْ عَنْهَا بِغَائِبِينَ

  1. И, поистине, грешники — непременно в геенне!
  2. Войдут в него в день Воздаяния.
  3. И они от него не скрывающиеся.

Потому что в книгах деяний этих распутников подробно записаны все их греховные поступки: неверие и ширк, непослушание, нечестивость, беззаконие и угнетение, и другие неблаговидные дела.

Поэтому в день Суда они будут ввергнуты в ад, в огненную геенну. И они не смогут оттуда выбраться. не смогут спастись бегством — нет пути назад.

О распутный человек, поддавшийся соблазнам вопреки своему Господу!

О неверный, отрицающий Судный день! Таков вот Судный день! В день Суда на тебя и тебе подобных непременно посыплются описанные несчастья.

О ты, заблудший раб, поймешь ли ты наконец, в чем суть конца света и Судного дня?!

 

 

وَمَا أَدْرَاكَ مَا يَوْمُ الدِّينِ

ثُمَّ مَا أَدْرَاكَ مَا يَوْمُ الدِّينِ

  1. А что дало тебе знать, что такое день Воздаяния?
  2. Потом, что дало тебе знать, что такое день Воздаяния?

В арабском языке такие вопросы называются истинкар (отрицающий вопрос). Они употребляются для усиления значения, что слушатель (спрашиваемый) не знает и не может знать ответ на задаваемый вопрос. В таких случаях мы тоже, чтобы подчеркнуть неведение кого-либо в рассматриваемом вопросе, восклицаем: «Да и откуда тебе это знать?» Изложенные выше аяты несут такую же смысловую нагрузку. То есть в них подчеркивается величие Судного дня и неведение простого смертного. Повторение вопроса усиливает значение и акцентирует на этом внимание.

Далее, после вопроса истинкар, Сам Аллах, представляя Своим рабам истину и сущность Судного дня, говорит следующее:

 

 يَوْمَ لَا تَمْلِكُ نَفْسٌ لِنَفْسٍ شَيْئًا ۖ وَالْأَمْرُ يَوْمَئِذٍ لِلَّهِ

  1. В тот День не властна душа для другой ни над чем. И дело в тот День принадлежит Аллаху.

Никто не сможет заступиться в тот день за другого, помочь друг другу. Ни родственники, ни близкие не смогут постоять друг за друга, потому что в тот день каждый будет озабочен только своей участью, будет печься только о себе.

В том мире не водится ничего того, что привычно в жизни земной: ни протекций, ни взяток, ни родственных уз. Всевластным Судьей там явится Сам Аллах и будет вершить справедливый суд. А потому — нужно готовиться!

 

 

 

Самое читаемое

«Мой ученик привел...

Аль-Фатиха», которую ежедневно читают мусульмане...

Почему из Интернета...

Менее чем через 24 часа...

Американский профессор принял...

Интерес американского преподавателя канадского университета...

Письмо христианки мусульманским...

После начала сионистской «войны с...

”Ислам можно распространять...

Началась кампания по распространению Ислама...

Сломай свой меч

Есть такое модное словечко –...