Четверг Шавваль 25 1438 | Четверг июля 20 2017

В следующем аяте продолжается рассмотрение вопросов о наследстве:

 

يُوصِيكُمُ اللَّهُ فِي أَوْلَادِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّالْأُنثَيَيْنِ فَإِن كُنَّ نِسَاءً فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَامَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ وَلِأَبَوَيْهِلِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن كَانَلَهُ وَلَدٌ فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلِأُمِّهِالثُّلُثُ فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلِأُمِّهِ السُّدُسُ مِنبَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ آبَاؤُكُمْ وَأَبْنَاؤُكُمْلَا تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعًا فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِإِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

11. Завещает вам Аллах относительно ваших детей: мужчине — подобное доле двух женщин. Если же женщин [дочерей] больше двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина. А родителям его — каждому из них — одна шестая того, что он оставил, если у него — ребенок. Если же у него нет ребенка и унаследовали от него его родители, то его матери — треть. Если же у него братья-сестры, то матери — одна шестая после [исполнения] завещанного, что [он] завещает или долга. Родители ваши и ваши дети — не знаете, кто из них ближе вам по пользе. [Это] предписание от Аллаха. Поистине, Аллах — Знающий, Премудрый.

Ал-Авфи передает от Ибн Аббаса:

«Когда Всевышний Аллах ниспослал аяты о положениях, предписанных фардом для сыновей, дочерей и родителей касательно наследства, это не понравилось некоторым. Они сказали: “Неужели жене дается одна четверть или одна восьмая, дочери половина? Даже маленькому ребенку надо давать? Но ведь никто из них не участвует в сражениях! И они не захватывают добычу! Не говорите пока ничего об этом, вдруг Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам забудет. Или скажем ему, чтобы он изменил это”. Пришли к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказали:

— О Посланник Аллаха! Почему дочери отдается половина наследства отца? Ведь она не сражается против врагов верхом на лошади! Разве выдается наследство младенцу, который ни на что не способен?

Во времена джахилийи они давали наследство лишь тем, кто сражался против врагов, и начинали давать со старших по возрасту. В ответ на эти их порядки Всевышний Аллах ниспослал священный аят, начинающийся словами: “Завещает вам Аллах относительно ваших детей: мужчине — подобное доле двух женщин”».

Из этого предания видно, что трудно оставить привычки, приобретенные по отношению к имуществу. Ниспосланные ранее положения о наследстве не совсем пришлись по нраву не только тем, кто не принял Ислам, но и некоторым мусульманам. Они даже намеревались потребовать изменить это положение. По их мнению, некоторые при этом могут стать обладателями немалого легкого состояния, оказавшись тут как тут на готовое. Это-то им и не понравилось.

К великому сожалению, и в джахилийи двадцать первого века среди тех, кто притязает на мусульманство, есть много таких, кто рассуждает именно так. Ответ им будет таков: прежде всего, наследник является биологическим продолжателем рода того, кто оставляет наследство. К тому же, теоретически, если бы оставляющий наследство при жизни оказался в нужде, то именно эти наследники позаботились бы о нем. Помимо всего этого, наследодатели оставляют наследникам не только имущество, но также оставляют в наследство и свою природу, характер, свои таланты, свои биологические свойства, свой внешний облик. Без сомнения, эти наследства оказывают огромное влияние на жизнь наследников. А раз так, то кто же имеет право на оставляемое им наследство, если не дети и близкие родственники?! И в этом деле будет справедливость только тогда, когда будет соблюдено повеление Всевышнего Аллаха. Другой путь приведет к погибели. Этому можно найти сколько угодно примеров из наших вчерашних и сегодняшних дней. В вопросах наследства как и в других вопросах, из-за не применения исламского предписания множество семей вступают в ссоры по причине раздела наследства и разрушаются, родственники навсегда разрывают отношения. Это очень большая социальная проблема. До тех пор, пока она не будет решена по справедливости, в обществе не будет спокойствия. Поэтому исламский шариат придает большое значение правильному распределению наследства. Существует специальная наука о наследовании, которая называется фараиз. Этот и следующий аяты, а также аяты в конце суры, вместе с хадисами по этой теме составляют основу науки фараиз.

Значимость науки фараиз в Исламе огромна. Имам Абу Давуд и имам Ибн Маджа передают от Абдуллаха ибн Амра:

«Знаний — три, остальные — дополнительные достоинства: ясный аят, действующая сунна и справедливый фаризат (то есть фараиз)».

Имам Ибн Маджа передает от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи вассалам сказал: «Изучайте фараиз и обучайте ему людей. Это половина знания. Он забудется. Это первое, что будет изъято из моей уммы».

Ученые-специалисты в области куръанических наук в своих дискуссиях о причинах ниспослания аятов говорят, что у одного аята может быть несколько причин ниспослания. Изучаемый нами аят является одним из них. Одну причину его ниспослания мы уже упомянули выше. Есть еще две причины и с ними мы ознакомимся ниже.

Имам Бухари передает от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и Абу Бакр радияллаху анху пришли к племени Бану Салама, чтобы проведать меня. Увидев, что я лежу в беспамятстве, Пророк саллаллаху алайхи васаллам попросил воды, совершил омовение и брызнул на меня из этой воды. Я очнулся и сказал: “О Посланник Аллаха, что мне прикажете делать с моим имуществом?” Тогда был ниспослан аят: “Завещает вам Аллах относительно ваших детей: мужчине — подобное доле двух женщин”».

Имам Тирмизи передает от Джабира радияллаху анху:

«Жена Саъда ибн Рабиъа пришла к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказала:

— О Посланник Аллаха, эти двое — дочери Саъда ибн Рабиъа. Их отец участвовал вместе с Вами в битве при Ухуде и стал мучеником. Их дядя (по отцу) забрал оставшееся после моего мужа имущество и ничего не дает моим дочерям. Если у них (дочерей) не будет имущества, то никто не женится на них.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Об этом Аллах Сам вынесет решение.

Через некоторое время был ниспослан аят о наследстве. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам послал человека к их дяде (по отцу) и сказал:

— Отдай дочерям Саъда две трети, их матери — одну восьмую, а остальное — тебе».

Как видно из приведенных хадисов, ситуация была затруднительна. Требовалось вмешательство Самого Аллаха, Его ясное и открытое разъяснение. Поэтому был ниспослан аят с точным указанием прав каждого наследника.

«Завещает вам Аллах относительно ваших детей: мужчине — подобное доле двух женщин».

Фраза, переведенная нами как «завещает вам», в арабском тексте выражена как йусикум. Обычно слово «завещание» понимается произносить слова перед смертью человеком, находящимся при смерти. В действительности же арабское йусикум, помимо значения «завещать», имеет широкий смысл и заключает в себе еще и такие значения, как «наставление», «указание» и «настоятельная рекомендация». В этом аяте также говорится: «Завещает вам Аллах…» с оттенками этих значений.

В этом аяте отменяется положение джахилийи, упраздняется обычай лишения дочерей наследства, восстанавливается справедливость и дочерям указывается их доля в наследстве. Немногим ранее мы уже говорили о том, что этому предписанию воспротивились не только враги Ислама, но даже и некоторые мусульмане, а также читали о том, какой ответ им дается.

Стало быть, вражда и фанатизм — скверные явления. И что самое удивительное, враги Ислама (и даже некоторые называвшие себя мусульманами), которые вначале вопили о том: «Почему это девочкам, которые не умеют ездить верхом на коне и сражаться, надо давать наследство? Это несправедливое положение!», сегодня говорят: «Что за несправедливость?! Разве девочка не человек?! Почему это ей дается половина того, что выдается мальчику?!» Это несправедливое возражение происходит по причине их враждебности к Исламу и своего невежественного представления. Если бы они хотя бы немного были знакомы с тем вниманием, которое уделяется женщине в Исламе, то постыдились бы говорить такие слова. Если, конечно, у них вообще имеется стыд!

В Исламе женщина материально обеспечена с самого рождения и вплоть до конца своей жизни. Если это дочь, то за ее материальное обеспечение ответственен отец. Если сестра, то ответственны ее братья, если жена, то муж, если мать, то ее сын. У женщины нет нужды и даже обязанности по шариату самой работать и добывать имущество. А посему получаемое в наследство имущество она принимает в качестве чего-то сверх своих потребностей. В противоположность этому, мужчина всегда находится под бременем материальной обязанности. В качестве сына он считается ответственным за материальное обеспечение своих родителей, в качестве отца — своих детей, в качестве брата — своих сестер, в качестве мужа — своей жены. И даже когда заключает брак, жених дает невесте махр, готовит свадебные и хозяйственные принадлежности. Другими словами, сколько бы он ни добывал имущества, на все есть свое место. Если учесть все эти обстоятельства, то получение им наследства в размере равном доле двух дочерей считается самой настоящей справедливостью.

«Если же женщин [дочерей] больше двух, то им — две трети того, что он оставил».

То есть если у покойного нет сына, а имеется более двух дочерей, они разделяют между собой две трети из наследства. Ученые говорят: «Этот аят служит аргументом тому, что если нет потомка-сына, а имеются только двое дочерей, они также получают две трети из наследства». Есть и другие доказательства, подкрепляющие это мнение. В аяте в конце данной суры открыто говорится, что двум младшим сестрам причитаются две трети из наследства. Будет лучше, если эту долю, причитающуюся двум младшим сестрам, отдать двум дочерям. В вышеприведенном хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам приказал отдать две трети двум дочерям Саъда ибн Рабиъа. Следовательно, смысл этого предложения в аяте понимается как: «Если женщин [дочерей] двое и более двух».

«А если одна, то ей — половина».

Остальное распределяется между другими родственниками на основе шариатских хукмов (положений).

«А родителям его — каждому из них — одна шестая того, что он оставил, если у него — ребенок».

Если после наследодателя остаются сын или дочь, один или более одного детей и в то же время живы его родители, каждый из родителей имеет право на одну шестую часть из наследства. Остальное наследство дети разделят на основе положений шариата. Если из детей имеется только один сын, он получает все остальное. Но если это единственная дочь, то она получает половину. Оставшаяся одна шестая часть также отдается отцу, как самому близкому родственнику-мужчине.

«Если же у него нет ребенка и унаследовали от него его родители, то его матери — треть».

Две трети его отцу. Это положение, когда нет других наследников, кроме родителей, то есть когда после покойного не остается ни детей, ни мужа и ни жены.

«Если же у него братья-сестры, то матери — одна шестая».

В этом случае после покойного остаются его родители, братья и сестры. В такой ситуации, хотя братья и сестры сами и не получают наследства, но они становятся причиной уменьшения доли матери с одной трети до одной шестой. Когда есть отец, то братья и сестры не могут получать наследство. Только если останется один брат или сестра, это обстоятельство не может уменьшить долю матери. В этом случае мать получает одну треть. Ученые говорят о мудром значении в уменьшении братьями и сестрами покойного доли его матери: «Их содержит и женит отец, поэтому доля матери уменьшается и добавляется к доле отца».

Но есть важное дело, которое необходимо сделать до этого распределения наследства. Только после того, как это дело будет выполнено, появится и возможность для такого распределения. Это излагают следующие фразы аята:

«После [исполнения] завещанного, что [он] завещает или долга».

Хотя в аяте долг и упоминается после завещания, в действительности он ставится перед завещанием. Ученые, внимательно изучившие смысл аята, осознали эту истину. Все прошлые и последующие ученые утверждали, что долг стоит выше завещания.

В хадисе, переданном имамом Тирмизи, почтенный Али радиял-лаху анху сказал, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ставил долг впереди завещания. Это понятно, ибо долг является имущественным правом других людей. Даже Всевышний Аллах, прощая то, что относится к Его праву — грехам— грехи по отношению к Нему Самому, предоставляет самим людям прощение взаимных прав. В Исламе отношение к вопросу долгов весьма строгое. Без этого не останется доверия в повседневных отноше-ниях, люди теряют спокойствие, душевный покой. Поэтому должник не сможет освободиться от долговой ответственности даже после смерти. По этой причине перед тем, как совершить по усопшему джаназа-намаз, спрашивается, имеется ли у него долг или нет.

Передается от Абу Катады радияллаху анху:

«Один человек сказал:

— О Посланник Аллаха, смоются ли мои грехи, если я буду убит на пути Аллаха?

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если ты будешь убит, в то время как ты стремился вперед, с выносливостью, с надеждой на саваб, не убегая, то смоются.

Затем он алайхиссалам спросил заново:

— Что ты сказал?

Тот повторил свои слова. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Да, будут смыты, если только у тебя нет долгов. Об этом мне сообщил Джабраил».

В другом хадисе, также переданном от Катады радияллаху анху, говорится:

«К Пророку алайхиссалам принесли усопшего для совершения джаназы. Он алайхиссалам сказал:

— Совершите джаназу сами. У него, оказывается, есть долг.

Тогда я (Катада радияллаху анху) сказал:

— О Посланник Аллаха, пусть его долг будет на мне.

Он саллаллаху алайхи васаллам спросил:

— С исполнением?

Я сказал:

— С исполнением.

Только после этого он алайхиссалам совершил намаз по нему».

Выходит, если человек умер, то из оставшегося после него наследства, прежде всего, выплачиваются его долги. Оставшееся после выплаты долгов имущество используется согласно завещанию умершего и распределяется между наследниками.

Такое внимание завещанию является выражением уважения к воле усопшего, предсмертному желанию оставляющего наследство. Однако его завещание не действует на большее, чем одна треть оставляемого им наследства. К примеру, если человек скажет: «После моей смерти все мое имущество отдайте в качестве милостыни на пути Аллаха или постройте мечеть», то на эти дела будет израсходована лишь одна треть наследства.

«Родители ваши и ваши дети — не знаете, кто из них ближе вам по пользе».

Часто люди проявляют свою человеческую сущность и в различных ситуациях размышляет по-разному. Например, они хотят сделать больше добра своим близким, когда они страдают недугом или умирают. Порой отеческая любовь берет верх и думая больше о своих детях, человек ставит их выше других родственников. В частности, в этом он вопросе ставит детей выше своих родителей, желая, чтобы наследство досталось только им. Другие же, исходя из чувства благовоспитанности и нравственности, обычая и традиций, стремятся поставить выше своих родителей.

Данная фраза аята разбирает это щепетильное обстоятельство. Аят призывает призыв не испытывать неловкости, предаваясь подобным размышлениям в вопросе наследства, и быть спокойным. Человек все равно не сможет осознать, кто из родителей и детей более полезен. К тому же, вопрос наследства — это «предписание от Аллаха».

Человек не имеет никакого отношения к этому. Никто не может по-своему распределять наследство. Всевышний Аллах уже Сам распределил его. Он Сам знает, кому и сколько давать. Поэтому нет потребности в том, чтобы оставляющий наследство переживал разного рода угрызения совести.

«Поистине, Аллах — Знающий, Премудрый».

В том числе, Он также хорошо знает и как распределять наследство. А Его распределение, несомненно, мудрое.

 

Самое читаемое

Тафсир Хилал. Сура...

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят...

Истина о гадании...

О нетрадиционных методах лечения Когда...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Ислам на Дальнем...

Одной из наиболее многочисленных религиозных...

Декан академии британских...

С британских островов поступила приятная...