Понедельник Рамазан 5 1439 | Понедельник мая 21 2018

Да будет бесконечная хвала Всевышнему Аллаху, призвавшему ‎Своих рабов очищению нафса и совершенствованию морали, ‎приобретению благопристойных нравов! ‎

Да будут совершенные благословения и приветствия нашему ‎Пророку Мухаммаду Мустафа саллаллаху алайхи васаллам, который был ‎образцом, примером своей умме в благопристойном нраве, чей Господь ‎хвалил его Своими словами: «И поистине, ты – действительно великого ‎нрава»!‎

Религия Ислам – последняя и совершенная религия Всевышнего Аллаха, ‎остающаяся вечной до Судного дня, отвечающая требованиям всех времен, ‎ведущая человечество к вечному счастью в обеих мирах. Ислам – это образ ‎жизни, предписанный человечеству Самим Всевышним Аллахом, это последняя, ‎совершенная и всеобъемлющая религия, которая охватывает все аспекты ‎человеческой жизни – духовный и материальный, моральный и физический, ‎эмоциональный и интеллектуальный, личный и социальный, уделяет огромное ‎внимание как духовному, так и физическому воспитанию человека.‎

Духовное воспитание или тасаввуф – это неотъемлемая часть Ислама, ‎учение о духовном воспитании, которое способствует нравственному ‎совершенству человека, развитию и укреплению его духовно-моральных, ‎этических качеств. Духовное воспитание обеспечивает гармонию между ‎физическим и духовным существованием человека. Тасаввуф - это путь ‎морального воспитания и достижения духовного совершенства.‎
Духовное воспитание в Исламе основывается на признании единственности ‎‎– единственной созидающей силы одного Аллаха.‎

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА ТАСАВВУФ

Понятие «тасаввуф» стало причиной множества споров среди людей. ‎Словарное значение этого слова также стало поводом для множества полемик ‎среди приверженцев тасаввуфа и прочих. Известны множество соображений по ‎поводу происхождения слова «тасаввуф» и его смысла. В свою очередь, вокруг ‎слова «суфий» происходит то же самое. Эти два слова и смысла неразделимы друг ‎от друга. Давайте познакомимся с некоторыми из этих соображений. ‎

‎1. Некоторые считают, что слово «суфий» относится к «ахли суффа» - ‎обитателям суффы. Во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в ‎его мечети была суффа (земляная возвышенность, некрытый плоский помост). На ‎этой суффе жили беднейшие сподвижники. Они занимались поиском знаний, вели ‎аскетичный образ жизни. Суфизм произошел от них. ‎
Противники этого мнения возражают: если бы слово «суфий» было ‎производным от «суффа», согласно правилам грамматики арабского языка нужно ‎было произносить «суффий». Следовательно, неправильно считать, что слово ‎‎«суфий» произошла от слова «суффа».‎

2. Есть те, кто считает, что слово «суфий» происходит от слова «саф» (ряд). ‎По их мнению, суфии были в первом ряду поклонения и поэтому получили такое ‎название.‎
Но ученые-лингвисты игнорируют и этот довод. Потому как если бы это ‎относилось к слову «саф», производное должно было бы произносится как ‎‎«саффий». ‎

3. Считают, что слово «суфий» имеет отношение к имени Суфа ибн Удд ибн ‎Тлобиха. Лица, совершавшие много поклонений (ибадат), в древности ‎уподоблялись этому человеку.‎
Тем не менее, и эта трактовка не была принята, ибо в Исламе нельзя брать ‎пример с представителей других религий. Суфа ибн Удд жил во времена ‎джахилии. ‎

4. Некоторые считали, что слово «суфий» происходит от слова «сафо» ‎‎(чистота, безупречный), ибо суфиями становились люди с чистым сердцем.‎
Большинство отрицает и это мнение. Они говорят, что превращение слова ‎‎«сафо» в «суфий» невозможно ни по канонам словообразования,  ни с точки ‎зрения логики.‎

5. Большинство исследователей твердят, что слово «суфий» взято от ‎арабского слова «сувф» (шерсть), что весьма возможно с точки зрения ‎словообразования. К тому же, люди, полностью посвятившие себя поклонению ‎обычно одевались крайне скромно. Их одежда обычно состояла только из шерсти.     ‎
Шерстяная ткань не бывает нежной, поэтому она считалась обособленной ‎одеждой всех богопоклонников – абидов. Когда речь идет об поклонении Пророка ‎саллаллаху алайхи васаллам, приводится хадис, где говорится: «Он одевал ‎одежду из шерсти».  ‎
В хадисе, переданном от Хасана Басри рахматуллахи алайхи, сказано: «Я видел ‎семьдесят человек из участников битвы при Бадре, на всех была одежда из ‎шерсти».‎
Абу Сулайман ад-Дарани говорит об этом следующее: «Шерсть является ‎одним из признаков зухда (воздержанного, аскетичного образа жизни). Чье сердце ‎имеет склонность облачиться в шерсть стоимостью пять дирхамов, ему не ‎обязательно одевать шерсть за три дирхама». ‎
Большинство специалистов приняли последнее мнение.‎

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА ТАСАВВУФ

Полемики вокруг значений слов «суфий» и «тасаввуф» имеют продолжение ‎и по поводу их терминологического значения.   ‎
Как упоминается в книге «Ал-акийда ваш-шарийъа фил Ислам», которую ‎исследовал Мухаммад Юсуф Муса, среди произведений, написанных до пятого ‎века хиджры, Никольсон обнаружил семьдесят пять определений слова ‎‎«тасаввуф». ‎
Абдул Кодир ал-Багдади в достоверных трудах оплотов (кутб) тасаввуфа ‎нашел около тысячи определений.‎
Как отмечается в книге «Каваидут-тасаввуф», известный суфийский шейх ‎Ахмад Заррук рахматуллахи алайхи привел до двух тысяч определений. Все они ‎означают истинное обращение к Всевышнему Аллаху.‎
Сами приверженцы тасаввуфа приветствуют такое разнообразие в его ‎определении, расценивая этот как добрый признак. Один из шейхов тариката ‎современности, глава тариката «Ашираи Мухаммадия» в Египте, досточтимый ‎шейх Мухаммад Заки Ибрахим  говорит об этом следующее:‎
‎«Что касается разногласий в определении слова «тасаввуф», то они зависят ‎от уровня (статуса) людей в их степенях сулука (путь духовного совершенства). ‎Каждый из них передал свое восприятие соответственно своему уровню. Это не ‎означает, что один выступает против статуса другого, так как истина одна. Она ‎подобна большому саду. Каждый салик (вступивший в путь духовного ‎совершенства), сидя под деревом, описал прелести этого дерева. Это никоим ‎образом не означает, что в саду нет больше деревьев. Сколько бы ни были ‎противоречивы определения, все они восходят до уровня очищения и ‎богобоязненности».   ‎

Некоторые примеры определений тасаввуфа:‎
‎1. Внешне имея благонравие (адабы) шариата, видеть их скрытную суть. ‎Также, имея скрытое благонравие (адабы) шариата, видеть их внешную, явную ‎суть. Так облагораживающийся человек обретает гармоничное совершенство.‎
‎2. Это мазхаб, преследующий целью освобождение сердца (души) от ‎всего, кроме Аллаха, искреннее (ихлас) и безупречное поклонение Творцу, а ‎также посредством отрешения от всего, помимо Него, возведение духа в ‎священный мир. ‎
‎3. Это философия жизни, нравственно развивающая (совершенствующая) ‎нафс, которая посредством определенного практического усердия (лишений) ‎превращается в действительность (истину) и иногда возводит до ощущения ‎слияния с высшей истиной. Также вознесет до обретения познания ‎‎(просвещения) посредством удовольствия (завк) и разума.‎
‎4. Тасаввуф – это наука, изучающая состояние нафса: добро и зло, путь ‎очищения его зла и украшения его добра, способ его продвижения к ‎Всевышнему Аллаху и прибегания к Нему. Это наука не просить прибежища у ‎других, помимо‏ ‏Него. ‎
‎5. Тасаввуф – это достижение приближенности и соединения (к Аллаху) ‎путем освобождения от всякой скверны и назидаясь от каждого благого. ‎Тасаввуф – это воссоздание человека заново и связывание его со своим ‎Господом в каждой мысли, слове, делах и намерениях.‎

Напоминаем, что слово «тасаввуф» и связанные с ним слова были также ‎скрупулезно изучены древними мастерами лексических наук наряду с ‎определениями, отмеченными выше. ‎
В частности, в словаре «Ал-муъджам ал-васийт» об этом сказано ‎следующее:‎
‎«Саввафа фуланан» - означает «счел кого-либо из суфиев». «Тасаввафа ‎фуланун» - означает «такой-то стал суфием».‎
Тасаввуф это форма сулука и он зиждется на скромной и украшенной ‎достоинствами жизни ради очищения нафса и возвышения духа.‎
Наука тасаввуф – это все, во что веруют суфии, а также их приличие и ‎благонравие, которых они придерживается в своих общинах и наедине. Суфий – ‎это человек, который последовал по пути тасаввуфа». ‎
Теперь приведем одно из самых известных определений суфия.‎
Шейх Шихабуддин Абу Хафс Умар ибн Мухаммад ас-Сухраварди ‎рахматуллахи алайхи характеризует суфия следующим образом:‎
‎«Суфий – это личность, которая все ставит на свое место, со знанием ‎распоряжается временем и действиями, соразмерно обращается с созданиями, ‎неукоснительно исполняет повеления Господа, скрывает то, что требует сокрытия, ‎раскрывает то, что должно быть раскрыто и совершает все уместно и ‎своевременно, наслаждаясь душой, со здравым тавхидом (единобожие), с ‎совершенным познанием (просвещением), соблюдением чистосердечного ихласа».        ‎

Из книги "Духовное воспитание"

 

 

 

 

Самое читаемое

Нового президента Франции...

Один из мусульманских лидеров Бельгии...

Американская мусульманская организация...

В последние дни мая Исламский...

Израильтяне стали проверять...

В израильских аэропортах заставляют приезжих...

Действительно ли вы...

Бисмиллахир Рахманир Рахим В Священном...

Достоинство солавата

Шайх Ибн Атауллах Сакандари говорит:...

Некоторые знаменательные события...

Среди народа бытуют необоснованные поверья,...