Вторник Шавваль 5 1439 | Вторник июня 19 2018

Cлабость нравственности - свидетельство слабости веры

Вера – это сила, оберегающая людей от гнусных поступков, побуждающая людей к поступкам благородным. Именно поэтому Аллах, призывая Своих рабов к благодетели и желая вселить в них ненависть к злу, связывает это с верой, утвердившейся в их сердцах. И как часто Он в Своей Книге обращается к людям словами “О те, которые уверовали”, и лишь только после это Он возлагает на них определенные обязанности. Например: “О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с праведными”. (Сура 9, аят 119)

Призванный к Миссии (с.а.в) прекрасно и доходчиво разъяснил, что крепкая вера безусловно укрепляет нравственные устои, а ослабление этих устоев ослабляет и веру, а то и приводит к ее полной утрате – в зависимости от степени тяжести или же незначительности причиненного зла.
А о человеке бессовестном, имеющем дурной нрав, совершающем низкие поступки, пренебрегая всеми остальными людьми, Пророк
 (с.а.в) сказал: “Скромность (стыдливость) и вера связаны вместе. И коль возвышается одна, то возвышается и другая” (Аль-Хаким и Ат-Табарани).
А человека, который причиняет боль и зло соседям и обрушивает на них зло, Ислам судит очень сурово. Посланник Аллаха 
(с.а.в) сказал о подобных людях следующее: “Клянусь Аллахом, он не верует; клянусь Аллахом, он не верует; клянусь Аллахом, он не верует”. Его сподвижники сказали: “Кто он, о Посланник Аллаха?” Пророк сказал: “Тот, от зла которого не спокоен сосед его” (Аль-Бухари).
Мы видим, как Посланник Аллаха
 (с.а.в) наставляет своих последователей, дабы те избегали пустословия и болтовни, говоря им: “Кто уверовал в Аллаха и Последний День, пусть говорит благое или молчит” (Аль-Бухари).
Он, полагаясь на праведность веры и ее совершенство, непрестанно прививал добродетели и заботился об их сохранении, пока, наконец, его труды не принесли свои первые плоды.

***

Но некоторые из тех, кто относит себя к Исламу, могут с легкомыслием относиться к исполнению актов поклонения, демонстрируя перед обществом свое сильное стремление к соблюдению этих ритуалов, но в то же время совершая очень многое из того, что никак не совместимо с благородным нравом и истинной верой.

Пророк Ислама (с.а.в) грозил всем тем, кто подменяет истинную веру ритуалистикой, и предупреждал о них свою общину (умма). Ведь подражает в исполнении религиозных обрядов тот, кто не впитал в себя дух веры или не возвысился до ее уровня. Даже ребенок может механически копировать движения взрослых во время молитвы и повторять произносимые при этом слова. Актер также может заниматься подражанием с выражением полнейшего смирения, притворно совершая самые важные ритуалы.

Однако ни то, ни другое никак не заменяет здравость твердой убежденности и благородные устремления. Суждение о достоинстве и красоте поведения вновь и вновь выверяется по такому критерию, который дает результат без погрешностей, а этим критерием является высокая нравственность.

Вот о чем рассказал имам Ахмад: “Один человек спросил Пророка (с.а.в): «О Посланник Аллаха! Воистину, та женщина очень известна своими обильными молитвами, постом и (раздаваемыми) милостынями, однако она причиняет вред соседям своим языком». На что он (Пророк(с.а.в)) сказал: «Она в Огне». После этого человек спросил: «О Посланник Аллаха! Воистину, та женщина известна скромностью (т.е. малостью) своей молитвы и поста, и она раздает кусочки сыра как милостыню и не причиняет вреда своим соседям». И Пророк (с.а.в) сказал: «Она в Раю»” (Ахмад).
В этом ответе определена ценность высокого нрава, а также содержится намек на то, что раздача милостыни (садака) – это социальная форма поклонения, идущая во благо другим. Поэтому касательно нее не были введены какие-либо ограничения, подобные таковым, введенными в молитву и пост, хотя последние по внешнему проявлению являются индивидуальными формами поклонения.

Посланник Ислама (с.а.в) в своем ответе на возникший вопрос не ограничился разъяснением связи между нравственностью и истинной верой, ее связью с правильными актами поклонения. Он утвердил ее и как благополучие в этой жизни, и как спасение в Жизни Грядущей.

Роль нравственности более чем важна, поэтому необходимо постоянно наставлять других, давать им советы, дабы в их умах и сердцах укоренилось то, что вера, благочестие и нравственность – это последовательные и взаимосвязанные элементы одной цепи, звенья которой неразрывны.

Посланник Аллаха (с.а.в) сказал: “Известно ли вам, кто считается разорившимся (муфлис)?” Люди сказали: “Разорившийся среди нас тот, у кого нет ни дирхама, ни вещей”. Он же сказал: “Разорившийся в моей общине тот, кто явится в День Воскрешения с молитвой, постом и закят (т.е. многими добрыми деяниями), но при этом (окажется, что) он (в той жизни) и кого-то обругал, и кого-то оклеветал, и проел чье-то имущество, и пролил чью-то кровь, и ударил кого-то; и тогда будет отдано из его благих деяний и первому, и второму (и всем тем, кого он при жизни обидел), и если его благие деяния исчерпаются прежде, нежели он покроет свой долг (перед обиженными им), то тогда будут взяты грехи тех людей (кого он при жизни обидел) и брошены на него, и будет он брошен в Огонь” (Муслим и Ат-Тирмизи).

Такой человек и в самом деле разорившийся – он поистине подобен торговцу, имеющему товар на сумму в тысячу, но задолжавшему другим сумму в две тысячи. Как можно назвать такого человека богатым?

Религиозный человек, соблюдающий некоторые акты поклонения, но после этого совершающий злые дела, угрюм с лица и враждебен изнутри. И можно ли после этого отнести его к числу богобоязненных?

Передано, что Пророк (с.а.в) привел для подобных случаев похожий пример. Он сказал: “Добрый нрав заставляет грехи таять подобно тому, как вода заставляет таять лед, а дурной нрав губит деяния подобно тому, как уксус губит мед” (Аль-Байхаки).

Если же порок возрос в душе человека, а причиненный им ущерб стал распространяться с возрастающей опасностью, тогда этот человек порвал со своей религией и стал подобен обнаженному человеку, снявшему с себя одежду. А его слова о справедливости или вере будут ни чем иным, как ложью. Какова цена веры (дин) без нравственности? Имеет ли смысл развращенность и преданность Аллаху в одном лице? В подтверждение этих ясных принципов касательно связи между верой и истинной нравственностью благородный Пророк (с.а.в) говорит: “Три вещи – в ком они есть, тот и лицемер, коль даже он соблюдает пост, молится, совершает хадж и ‘умра (малое паломничество) и говорит: «Поистине, я – мусульманин»; когда он говорит – лжет, когда обещает – нарушает (обещанное), а когда ему что-либо доверяют – предает»” (Муслим).

Он (с.а.в) также сказал: “В ком есть (следующие) четыре признака, тот является настоящим лицемером, а тот, в ком есть (хотя бы) малость сего, в том есть и малость лицемерия, – до тех пор, пока он не избавится от нее (этой малости): когда ему доверяют что-либо, он нарушает (доверие), когда он рассказывает – врет, когда дает обязательство – предает, а ссорясь, бесчинствует” (Аль-Бухари и Муслим).

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Письмо от Наталии...

Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...

Письмо от Наталии...

Письмо от Наталии Ассаламу алайкум...

"Письмо от Марйам"

Асаламу алайкум ва роҳматуллоҳи ва...

Чтение Куръана снимает...

Результаты исследований, проведеныых в США...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...