Вторник Рамазан 6 1439 | Вторник мая 22 2018

Cвященный месяц Рамадан

Священный месяц Рамадан является самым ценным месяцем в году. Он является особенным месяцем для мусульман.

Добро не забывается

С утра было очень холодно. Адам, продающий хозяйственные мелочи, чтобы иметь возможность оплатить проезд к месту своего обучения, обессилел и сильно проголодался. И он решил попросить еды в ближайшем доме....

Халална ли косметика с плацентой?

Халална ли косметика с плацентой? Впорос: Ассалому алайкум! Мир вам и милость Аллаха, У меня такой вопрос, среди косметики для лица в продаже есть крем в составе которого есть человеческая...

Пост месяца Шаъбан

Пост месяца Шаъбан

1316. Передается от Аиши радияллаху анха: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постился целый месяц, кроме как в Рамадане.

Тафсир Хилал

Сура Бакара, 183-187

183. О те, которые уверовали! Предписан вам...

098. Сура «Баййина», («Ясное доказательство»)‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.‎

Тафсир суры «Кадр» («Предопределение»)

Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов.

Тафсир Хилал: сура «Ихлас»‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов

Сура «Фил» («Слон»)

105. Сура «Фил». Ниспослана в Мекке. Состоит...

Новости

“Ал-Васатыя” пришла на помощь мигрантам-мусульманам

“Ал-Васатыя” пришла на помощь мигрантам-мусульманам

20 мая 2018

“Ал-Васатыя” пришла на помощь мигрантам-мусульманам Центр им.Шейха Мухаммада Садыка будет...

Президент Узбекистана заявил о решимости в деле обеспечения свободы вероисповедания

Президент Узбекистана заявил о решимости в деле обеспечения...

17 мая 2018

Президент Узбекистана заявил о решимости в деле обеспечения свободы вероисповедания...

Одина Мухаммад Юсуф посетила Московский исламский институт

Одина Мухаммад Юсуф посетила Московский исламский институт

29 апреля 2018

27 апреля Одина Мухаммад Юсуф – дочь Мухаммад Садыка Мухаммад...

Международный Женский клуб «Аиша» совместно с ДПЦМ им

Международный Женский клуб «Аиша» совместно с ДПЦМ им

28 апреля 2018

Международный Женский клуб «Аиша» совместно с ДПЦМ им. Шейха Мухаммада...

​​​​​​​Верховный Муфтий вручил победителю ключи от автомашины

​​​​​​​Верховный Муфтий вручил победителю ключи от автомашины

28 апреля 2018

​​​​​​​Верховный Муфтий вручил победителю ключи от автомашины Сегодня, в театре...

ИПК «Hilol-nashr» на Евразийской международной книжной выставке-ярмарке

ИПК «Hilol-nashr» на Евразийской международной книжной выставке-ярмарке

26 апреля 2018

ИПК «Hilol-nashr» на Евразийской международной книжной выставке-ярмарке 25 апреля в...

Карикатура на Пророка Мухаммада «довела» жителя ОАЭ до тюрьмы

Карикатура на Пророка Мухаммада «довела» жителя ОАЭ до...

17 апреля 2018

Карикатура на Пророка Мухаммада «довела» жителя ОАЭ до тюрьмы Жителя...

СМИ: Ближний Восток – на пороге исторического события

СМИ: Ближний Восток – на пороге исторического события

08 апреля 2018

СМИ: Ближний Восток – на пороге исторического события Уже в...

 

Думы о мавлиде.

 

Ошибки, допускаемые на обрядах мавлид

Выше мы указали на ряд ошибок и недостатков, допускаемых на обядах мавлид. В дополнение следует  отдельно упомянуть еще о некоторых ошибках. Остановимся на тех из них, которые свойственны нашему региону.

1. Высказывание вымышленных — мавзуъ сведений.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто сознательно измыслит обо мне ложь, пусть занимает свое место в аду!»

Случаи, когда на обрядах мавлид имеют место вымышленные и сочиненные рассказы, встречаются и в наши дни. К примеру, отнесение к имаму Шафиъи, Хасану Басри и другим ученным древности изречений о достоинствах мавлида. Некоторые могут даже рассказать хадис с таким содержанием. Все это ложь. Потому как во времена тех наших почитаемых улемов никакой речи о проведнии обрядов мавлида не было,  ни у кого даже мыслей таких не возникало. Также существуют предания, касающиеся сийры Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которые были сочинены и не имеют какого-либо основания. Особенно это расплодилось среди женщин. К примеру, большинство рассказов из произведения «Турецкий мавлид» относятся к мавзуъ — сочиненным рассказам. Да простит Аллах автора, который, вероятно взял их из какого-либо источника и решил, что они подлинные, либо тому есть какая-то другая причина. Однако, с точки зрения соблюдения аманата и научной ответственности, следует сказать, что хотя и можно извлечь пользу из вводной части произведения и молитв в нем, все же большинство представленных в нем сведений, в том числе и «История о соколе и воробье», являются абсолютно безосновательными. Это утверждение не является проявлением бестактности по отношению к автору рахматуллахи алайхи и другим старшим ученым прежних поколений, а преждставляет собой научный аманат, о котором нужно сказать открыто. Потому как нет греха больше и опасней, чем клевета на Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы должны знать его саллаллаху алайхи васаллам таким, каким он был на самом деле. Превращение его саллаллаху алайхи васаллам в какой то мифический персонаж совершенно недопустимо и даже является напастью для религии. Да, мы должны почитать улемов, но религия еще дороже. Мы почитаем улемов, но Пророка саллаллаху алайхи васаллам почитаем больше всех.

Чтобы создать сборники отборных, благородных хадисов, такие величайшие мухаддисы как имам Бухари, Муслим и Тирмизи рахматуллахи алайхим излагали в книгах также недостатки передатчиков и не принимали хадисы от них. Однажды Абу Бакр ибн Халлад, обратившись к одному из великих мухаддисов Яхйа ибн Саъиду, сказал: «Разве ты не боишься того, что в Судный день вот эти люди, хадисы которых ты не принимаешь, станут тягаться с тобой перед Аллахом?». Тогда он сказал: «Для меня тяжба с ними лучше, нежели если бы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Почему ты не устранил ложь от моих хадисов?». Абу Тураб Нахшаби сказал Ахмаду ибн Ханбалу: «Не злословь об улемах!». Тогда он сказал: «Бедняга! Это же беспристрастие, а не сплетня». Один суфий сказал Ибн Мубараку: «Неужто ты злословишь?», на что он ответил: «Замолчи! Как ты отличишь правду от лжи, если я не разъясню?»

Таков путь исламских улемов, таков тарикат наших великих предков и таково требование нашей религии. И в самом деле, чтобы сохранить чистоту и действенность религии, необходимо поступать именно так, другого выхода и нет. В связи с этим нужно быть внимательным к сведениям, передаваемым на обрядах мавлид, которые должны основываться на сахих — достоверных хадисах. Нужно избегать сведений, источники которых неизвестны, а доводы по нему неточны.

2. Придание мавлиду такого окраса, будто он является внедренным шариатом деянием.

Одним из самых щепетильных ошибок заключается в том, что допускается восприятие мавлида, как религиозного повеления и введенного шариатом деяния. Некоторые почтенные сподвижники специально не держали пост в те дни, в которые пощение считалось наиболее достойным. Иногда умышленно оставляли мустахаб деяния. Когда же у них спрашивали про это, они отвечали: «Я сделал это, чтобы довести до людей, что это не является ваджибом, и показать им, что это является мустахабом». Если таково отношение к деяниям, совершения которых повелевает шариат, то к такому обычаю как мавлид, введенному позднее, нужно быть еще осмотрительней. Последствия этой ошибки вначале могут и не проявиться, но со временем ущерб от него все же проявится. Чтобы предотвратить это нужно добиваться осуществления целей, поставленных перед мавлидом, и соблюдать его приличия.

3. Уподабливание и приравнивание произведений, написанных на арабском, к Куръану.

Это тоже одна из ошибок, которую многие не замечают и на которую не обращают внимания. По этой самой причине произведения мавлида нужно читать без соблюдения правил таджвида, своейственных Куръану. Правильная артикуляция букв (махрадж), чтение с арабским произношением и интонацией на арабский лад служит хорошему восприятию смыслов. Однако не стоит сторого следовать таким правилам, свойственным Священному Куръану, как правильное озвучивание мада и гунны. В противном случае, неграмотные и невежественные люди запросто могут решить, что мавлид следует читать так же, как Куръан. А это уже входит в число ошибок, по поводу которых существует сторогое предостережение. Сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам придавал этому особое значение. Первоначально он отвращал сподвижников от записывания хадисов именно в этих целях.

4. Полное забытие о целях, преследуемых обрядами мавлид.

Уровень сегодняшних обрядов мавлида не удовлетворителен и не достоен похвалы. Не будет преувеличением, если мы скажем, что цели, преследуемые мавлидом, полностью позабыты. К примеру, чтение мавлида исключительно на арабском людям, не имеющим представления об арабском языке, не упомянув ни слова о его значимости, совершенно противоречит целям мавлида.

5. Превращение обрядов мавлида в пиршество.

Да, это также одно из распространенных на сегодняшний день недугов. Основное внимание как устраивающего мавлид, так и направляющегося туда участника, направлено на угощения, на то, какие бы из яств раздавать участникам и на мнения о собрании, но при этом никому и в голову не приходит мысль о том, чтобы достичь основных целей мавлида: привития еще большей любви к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, изучения сийры Пророка алайхиссалам.

6. Превращение мавлида некоторыми людьми в некий источник дохода или славы.

К сожалению, пусть и мало, но все же такая ситуация встречается в некоторых местах. Некоторые люди, демонстрирующие свои способности по чтению мавлида, воспринимают этот обряд не как возможность изучения сийры Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, поводом для совершенствования и привития любви к нему, а всего лишь обычаем, неким дополнительным источником. Вызубрив наизусть пару строф из какого-то произведения мавлида, они полагают, что тем самым обряд мавлида можно проводить на должном уровне. Иногда, высказывая нелепые слова, вроде «Идем на левак» или «Наступил сезон», даже не скрывают свою корысть. Хотя эти слова сказаны в шутку, но в каждой шутке есть и доля правды.

Улемы, начинавшие проведение обрядов мавлида, внедряли его не для этого. Напротив, на обрядах мавлида эти люди больше всех занимались благотворительностью. Их цель заключалась в том, чтобы ознакомить людей с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и научить их любить его. Безусловно, если богатые люди на обрядах мавлид будут служить народу и от чистого сердца раздавать подарки тем, кто делится знаниями и распространяет просвещение, это его личное дело и проявление великодушия, ин шаа Аллах, им воздастся в соотвтетствии с их намерением. Однако это не должно стать целью людей, читающих мавлид, то есть они не должны рассчитывать на это. Они не должны допускать, появления такого вот неправильного представления о мавлиде.

На самом деле, проведение обряда мавлида это большая ответственность. Достижение целей, ожидаемых от проведения мавлида, является правом людей, пришедших на это мероприятие. Предоставление этим людям причитающегося им права есть обязанность людей, читающих мавлид. Для этого читающие мавлид должны сами достаточно хорошо знать сийру, обладать глубокими познаниями о жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, обладать подлинным чувством любьви к нему и проявлять ему повиновение. Те, у кого не хватает терпения и возможностей выполнить эти обязанности, не должны возглавлять мавлиды, расточительствуя такими ресурсами людей, как время и память.

 

Хафизул Куръан, кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид
Рабиул аввал, 1435 год хиджры

 

 

Перевел Джахангир Дададжанов

 

 

 

Самое читаемое

ИСЕСКО проводит в...

Рим. – Исламская организация по...

Нового президента Франции...

Один из мусульманских лидеров Бельгии...

Обнаружена самая ранняя...

Самый ранний текст священной книги...

Почему в арабском...

Современный исламский мир перестал уделять...

Достоинство солавата

Шайх Ибн Атауллах Сакандари говорит:...

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (2)...

Контакты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.