Воскресенье Сафар 1 1439 | Воскресенье октября 22 2017

Достоинство поста в день Ашуро

Передается от Аиши радияллаху анха: «В (период) джахилии курайшиты держали пост в день Ашуро. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам (тоже) постился

Достоинства месяца Мухаррам

Слово «мухаррам» означает «уважаемый», «заповедный», ‎‎«возвеличенный».‎

Добро не забывается

С утра было очень холодно. Адам, продающий хозяйственные мелочи, чтобы иметь возможность оплатить проезд к месту своего обучения, обессилел и сильно проголодался. И он решил попросить еды в ближайшем доме....

О сахих и фасид разновидностях чистоты

Вопрос: Сколько видов имеет чистота? Ответ: Чистота делится на два вида: сахих и фасид. 1. Сахих-чистота — таковым называется чистота, в которой присутствуют три ее обязательных условий: 1. Она не...

Пост месяца Шаъбан

Пост месяца Шаъбан

1316. Передается от Аиши радияллаху анха: «Я не видела, чтобы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам постился целый месяц, кроме как в Рамадане.

Тафсир Хилал

001. Фатиха (Открывающая)

Ниспослана в Мекке. Состоят из 7 аятов...

Сура Бакара, 183-187

183. О те, которые уверовали! Предписан вам...

098. Сура «Баййина», («Ясное доказательство»)‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.‎

Тафсир суры «Кадр» («Предопределение»)

Ниспослана в Мекке. Состоит из 5 аятов.

Тафсир Хилал: сура «Ихлас»‎

Ниспослана в Мекке. Состоит из 4 аятов

Новости

Достойные продолжатели своих отцов

Достойные продолжатели своих отцов

21 октября 2017

Я глубоко задумалась, глядя на братьев, раскрывших друг другу объятия....

Рамазан Кадыров — студент Бухарского медресе

Рамазан Кадыров — студент Бухарского медресе

19 октября 2017

 Как мы уже сообщали, в рамках своего двухдневного визита в...

Глава Чечни Рамазан Кадыров в Бухаре

Глава Чечни Рамазан Кадыров в Бухаре

17 октября 2017

Почетный гость нашей страны Рамазан Кадыров в сопровождении депутата Госдумы...

Рамзан Кадыров о встрече с Шавкатом Мирзиёевым

Рамзан Кадыров о встрече с Шавкатом Мирзиёевым

17 октября 2017

Рамзан Кадыров о встрече с Шавкатом Мирзиёевым В рамках своего...

Глава Чечни прибыл с визитом в Узбекистан

Глава Чечни прибыл с визитом в Узбекистан

17 октября 2017

Сегодня, 16 октября 2017 года в Узбекистан с двухдневным визитом ...

Поздравление Майам-Натальи по случаю 10-летнего юбилея сайта muslimaat.uz

Поздравление Майам-Натальи по случаю 10-летнего юбилея сайта muslimaat.uz

15 октября 2017

Ассаламу алайкум ва рохматуллоҳи ва барокатуҳ, Дорогие Сестры! От всей...

На Ближнем Востоке миллионы беженцев находятся под угрозой

На Ближнем Востоке миллионы беженцев находятся под угрозой

14 октября 2017

На Ближнем Востоке миллионы беженцев находятся под угрозой Сокращение финансирования...

ООН едет в Мьянму для помощи мусульманам

ООН едет в Мьянму для помощи мусульманам

14 октября 2017

ООН едет в Мьянму для помощи мусульманам Заместитель генсека ООН...

Методы вынесения шариатских

положений из куръана и сунны

(продолжение)

Общеизвестно, что последняя и совершенная религия Всевышнего Аллаха – Ислам послан, чтобы вести человечество к счастью в обоих мирах. Эта религия действенна для всех времен и пространств. Учение Ислама направлено на определенные цели и пользы с тем, чтобы обеспечить достижение человечеством счастья в этой и последней жизнях. Для осуществления этих основополагающих целей Священный Куръан и Сунна являют собой руководство для выполнения действий. Именно поэтому в понимании Книги Всевышнего Аллаха и Сунны Пророка алайхиссалам, а также в следовании указаниям из них и заложена возможность осуществления этих основополагающих и коренных целей. Досконально изучаются причины ниспослания, сущность, цель и указания каждого аята, каждого хадиса. Ясно, что если пытаться понять каждый конкретный аят или хадис в отдельности, обособленно от основных целей шариата, то, разумеется, эти основные цели не будут достигнуты.

Основатели относящихся к убежденческому мазхабу Ахлус сунна вал джамаа четырех авторитетных, общепризнанных мазхабов – ханафитского, маликитского, шафиъитского и ханбалитского мазхабов и их последователи – улемы-муджтахиды совершали иджтихад и разработали правила вынесения шариатских положений из религиозных текстов – аятов и хадисов с учетом отмеченных и не отмеченных выше тонких моментов. В результате приложения этих беспримерных усилий в сфере науки фикх была заложена основа фундаментальной науки усулул фикх. Только сведущие люди знают о том, что те, кто не обладает знаниями из области этой науки, попросту не могут заниматься фикхом.

Чтобы читатель мог получить хотя бы самые малые представления об истине науки усулул фикх, мы приведем в качестве примера цитаты из книги, относящейся к числу трудов по этой науке. Мы процитируем те предложения, которые называют лишь одно из требований, предъявляемых к намеревающимся стать муджтахидом:

«...Человек станет муджтахидом, когда полностью овладеет следующими шестью науками:

1) наука о Книге Всевышнего Аллаха;

2) наука о сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам;

3) наука усулул фикх;

4) наука об изречениях, иджмаъ и разногласиях прошлых ученых;

5) наука по лексике арабского языка;

6) наука кийас».

Ниже вкратце приведем пояснения к этим требованиям.

1. Первое требование: овладение наукой о Книге Всевышнего Аллаха.

Известно, что под Книгой Всевышнего Аллаха, конечно же подразумевается Священный Куръан. Священный Куръан является основным руководством, доктриной Ислама. Человек, не знающий основательно это главное руководство, не может стать муджтахидом. Следовательно, такой человек не может притязать в исламском обществе на звание ученого или факиха.

Напротив, человеку, претендующему на звание муджтахида или факиха, следует достаточно хорошо знать шариатские положения, приведенные в Священном Куръане. Он должен хорошо знать смысл аятов, знать значение каждого слова, арабских предложений, состоящих из этих слов. Он должен хорошо знать свойства этих слов в выражении смыслов.

В то же время, он должен не только понимать смысл этих слов и фраз, но и знать их интерпретацию по шариату, знать об их тонкостях, причине их ниспосылания и о том, в связи с чем из них выводятся шариатские положения.

Кроме того, такому человеку следует знать все возможные указательные смысловые оттенки значений фраз. Указывает ли фраза на значение c точки зрения содержания (ибарат) или в качестве знака (ишарат), в качестве доказательства (далалат) или по востребованности (таказа)? Берется ли положение исходя из логической стороны (мантук) или из понимаемой (мафхум)? Фразы бывают общими (омм), специфичными (хос), совмещенными (муштарак), неопределенными (муджмал), подробными (муфассал), сомнительно-схожими (муташабих) и другими. Притязающий на звание муджтахида должен достаточно хорошо знать все это.

Аятов с положениями не много. Их можно классифицировать по группам и легко узнать эти группы. Аяты о поклонениях, о взаимоотношениях, об исходе, о наказаниях и о семейном положении. Наряду с этим существуют аяты о взаимоотношениях исламского общества с другими обществами или по отдельности с индивидуумами в самом обществе и вне его…»

Таким образом, мусульманские факихи всесторонне и досконально изучили Куръан и Сунну, а результаты своих иджтихадов изложили всей умме в простой и доступной форме в своих книгах и на занятиях. Мусульманская умма правильно восприняла эту величайшую заслугу муджтахидов-факихов и признала их своими имамами, то есть предводителями. Пути вынесения шариатских положений из Куръана, Сунны и других признанных источников, то есть мазхабы четырех из этих муджтахидов –Абу Ханифы, Малика, Шафиъи и Ибн Ханбала получили широкое распространение среди мусульман. Умма отнеслась к ним четверым одинаково, принимая их как равных. А некоторые существующие расхождения (разногласия) в иджтихадах этих четырех мазхабов она сочла для себя милостью Аллаха. Некоторые незначительные разногласия между этими мазхабами единодушно признаны допустимыми, а разжигание раздора на основе таких разногласий было объявлено харамом. Вот уже почти тысячу четыреста лет основная масса мусульманской уммы пользуется их иджтихадами в вопросах фикха и возносит молитвы за них.

 

Вместе с тем были и те малочисленные группы людей, которые при толковании Куръана и Сунны и вынесении из них шариатских положений, избрали путь, отличающийся от пути признанных уммой муджтахидов, упомянутых выше. Их называют «захиритами».

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

из книги «Разногласия: причины и решения» (продолжение следует)

 

 

Самое читаемое

Американский профессор принял...

Интерес американского преподавателя канадского университета...

Продюсер «Фитны» принял...

Бывший член так называемой «Партии...

Даниил: Подарив мне...

Израильский мусульманин Даниил Родовский заявил...

Письмо от Натальи-8....

Ваалайкум ассалам ва рахматуллахи ва...

Лучшая умма –...

«Вы являетесь лучшей из общин,...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...