1445 год 23 Шаввал | 2024 год 02 май, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR

Понятие закàт

Лексически закàт означает «чистоту», а также «рост» и «умножение».

Имущество того, кто дает закàт, очищается. У того же, кто не выделяет закàт, его имущество содержит то, что по праву принадлежит другому, из-за чего остается нечистым. Когда этот человек даст закàт, тогда и очистится его имущество, в противном случае, останется нечистым.

На имущество, с которого был дан закàт, нисходит барака (благодать и изобилие), оно будет расти и умножаться. Как раз в этом и проявляется смысл роста.

В шариатской терминологии:

«Закàт — это передача в собственность определенному лицу (бедняку-мусульманину), кто не является из хашимитов или из их освобожденных рабов, определенной части определенного имущества предписанным шариатом образом безвозмездно ради довольства Аллаха». (Фатавау Хиндийа)

Ознакомимся с терминами в этом определении.

«Определенное имущество» — это имущество, достигшее определенного уровня — нисаба.

«Определенная часть» — означает обязательность отделения (отчуждения) даваемой части имущества от основного имущества того, кто дает его. Нельзя присуждать в качестве закàта то, что нельзя отчудить,  например, сказать кому-то, «Живи в этом доме безвозмездно в течение года и это будет тебе закàтом».

«Определенное лицо» — человек, кто имеет право получить закàт.

«Ради довольства Аллаха» означает необходимость дачи закàта в качестве поклонения Аллаху.

«Предписанным шариатом образом» означает, что количество отчуждаемой части имущества должно соответствовать количеству, указанному в шариате. Нельзя давать малость из имущества в качестве милостыни и назвать это закàтом.

«Передача в собственность» означает, что пока даваемая часть имущества не станет собственностью получателя, она не может быть закàтом. (Хадисы и жизнь)

Утверждение закàта. Столп и условия закàта

Вопрос: На основе которого аята и хадиса был утвержден закàт?

Ответ:

Всевышний Аллах сказал:

«И безупречно совершайте намаз, и давайте закàт и повинуйтесь посланнику — быть может, будете помилованы» (сура «Нур», аят 56).

Вопрос: В чем состоит столп закàта?

Ответ: Столп закàта — это тамлик, то есть передача в собственность части имущества людям определенной категории, указанным в Куръане и в хадисах (Умдатул фикх).

Условия дачи закàта

Вопрос: Каковы условия, чтобы закàт стал фардом (обязательным)?

Ответ: Для того, чтобы закàт стал фардом существуют 10 условий, некоторые из которых относятся к дающему закàт, а другие к даваемому закàту. 

Условия, которые относятся к дающему закàт:

1. Дающий закàт должен быть вольным.

2. Должен быть мусульманином; немусульманам закàт не предписан в качестве фарда.

3. Должен быть разумным человеком; для слабоумных закàт не является фардом.

4. Должен быть достигшим совершеннолетия;  с имущества несовершеннолетних закàт не дается (не отчисляется), даже если его имущество достигло уровня нисаба.

5. Должен обладать имуществом, стоимость (количество) которого достигло уровня нисаба — минимально установленного уровня, при котором дача закàта обязательна; с имущества, не достигшего уровня нисаба, закàт не дается (не выделяется).

6. Должен быть полноценным обладателем имущества, достигшего уровня нисаба. По этой причине, если был назначен махр для женщины, но он еще не был передан ей в руки, за это имущество закàт не полагается. Таким же образом, должник (тот кто имеет долги перед другими), хотя и имеет при себе имущество, по причине наличия долговых обязательств его средства считаются чужим имуществом.

Условия, которые относятся к даваемому закàту:

1. Имущество должно достичь уровня нисаба.

2. Имущество должно быть не из вещей (предметов) первой необходимости и свободным от долговых обязательств.

4. Имущество должно быть постоянно растущим, как в действительности, так и по положению. К действительно (фактически) растущему имуществу относятся коммерческие товары, а к имуществу, растущему по положению, относятся золото, серебро и бумажные деньги.

4. Должно истечь год после того, как имущество достигло уровня нисаба; с имущества, достижению нисаба которого не исполнился год (по лунному летоисчислению), закàт не дается.

Некоторые упоминая в качестве одиннадцатого условия, отмечают, что дающий должен знать, что закàт предписан фардом — обязательным. Человеку, живущему среди мусульман, не знать об обязательности (фард) закàта не может быть уважительной причиной. Если такой человек в течение нескольких лет обладал имуществом, достаточным для закàта, то ему надлежит дать закàт и за прошлые года. Человек, который проживает не среди мусульман, даже если он узнал об обязательности закàта спустя несколько лет, обладая при этом имуществом уровня нисаба, за прошедшие года закàт не дает. К таковым относятся люди, проживающи в таких местах, как тундра. (Умдатул фикх)

Васатыя в закáте

Согласно шариату, «закáт – выплата определенной части определенных средств или имущества определенным лицам, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха».
Говоря же современным языком, закáт – это возложенная на мусульман обязанность. Всем известно о возложении подобной обязанности на человека и в других религиях и в государственных системах. Не секрет, что имеются и противники таких финансовых обязанностей.
Васатыя в области закáта выражается в том, что он возлагается только на обеспеченных людей, имущество которых отвечает определенным критериям.
В связи с тем, что толкования условий закáта несколько расходятся, представляется целесообразным дать развернутую картину этих условий.
I. Условия, предъявляемые к имуществу, при которых закáт становится обязательным:
1. Имущество должно быть полным.
2. Имущество должно быть пополняющимся, увеличивающимся.
3. Оно должно достигнуть нисаба (облагаемый минимум имущества, с которого дается закáт).4. Превышать объем основных личных потребностей.
5. Не должно быть долговым.
6. Должен быть во владении в течение одного года.
II. Условия, которым должен отвечать дающий закáт:
1. Быть мусульманином.
2. Быть совершеннолетним.
3. Быть свободным.
4. Быть в здравом уме.
Для человека, не отвечающего этим требованиям, закáт не является обязательным.
Выделяемая в качестве закáта часть равна одной сороковой части от доходного имущества. Закáт дается один раз в год.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Анъам» сказал:
«И дайте его должное в день его жатвы и не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительствующих!» (аят 141).В этом аяте Аллах приказывает отдавать ушр (одна десятая часть урожая зерновых культур или фруктов, которая дается в качестве закáта) в день сбора урожая земледельцами. Но и при этом запрещается расточительствовать, то есть, не излишествовать, а быть умеренными.

Вопросы и ответы касающиеся по закáту

С каких вещей обязателен (ваджиб) закáт?

ВОПРОС: С каких вещей обязателен (ваджиб) закáт?

ОТВЕТ: Для тех, кто обладает 85 гр золота или 595 гр серебра, закáт становится ваджибом. Если стоимость бумажных денег или коммерческих товаров в странах, где нисаб устанавливается стоимостью золота, достигнет стоимости 85 гр золота, а в странах, где нисаб устанавливается стоимостью серебра, достигнет стоимости 595 гр серебра, для обладателей такого имущества закáт станет ваджибом. В наших краях, обычно нисаб определяется по стоимости золота и поэтому, когда бумажные деньги и стоимость коммерческих товаров достигает стоимости 85 гр золота, то с них обязательна дача закáта. Таким же образом, если у одного человека имеется немного золота, немного серебра, немного бумажных денег, и если все они вместе достигнут нисаба (стоимости 85 гр золота), то становится ваджибом дача закáт с них.

«За каждые двести дирхамов ваджиб закáт в 5 дирхамов. За большее того исчисляется соответственно». Шархул викая

«Будь то отчеканено или нет, за каждые двадцать мискалов золота становится ваджибом пол мискала в качестве закáта. Фатавау Хиндийа

«Коммерческие товары, что бы они собой не представяли, как только достигнут нисаба по золоту, серебру, с них становитс ваджибом закáт». Джавхаратун наййира

Можно ли давать закáт по частям?

ВОПРОС: Можно ли давать закáт по частям?

ОТВЕТ: После того, как закáт был выделен, его можно давать по частям.

«Условие выполнения закáта это иметь намерение при его даче или при вычислении (выделении) о том, что это есть закáт. Так сказано в “Канзе”». Фатавау Хиндийа

«С вычислением (выделением) закáта его обязательность не снимается. Обязательство закáта снимается с дачей закáта неимущим». Дуррул Мухтар

Как вычисляется закáт с производственных предприятий?

ВОПРОС: Как вычисляется закáт с имущества производственных предприятий?

ОТВЕТ: на предприятиях бывает два вида товаров: сырье и готовая продукция. При даче закáта учитывается стоимость обоих. Но со станков на заводах и фабриках закáт не дается.

«Со средств, которыми пользуются и которые не оставляют своих следов воздействия на продукции, закáт не дается. Если они оставляют следы воздействия на продукции, то с них закáт дается. Например, если красильщик приобретает краски, шафран для покраски одежды людей за плату и эти краски достигнут нисаба, и пройдет год, то закáт дается. Фатавау Хиндийа

Вопрос о закáте с цыплят

ВОПРОС: Я покупаю цыплят. Они начнут нестись через 22 недели и несутся в течение 86 недель. Затем я их продаю. Следует ли прибавлять (учитывать) тех цыплят к имуществу закáта?

ОТВЕТ:

«Основное правило таково, что во всем кроме золота, серебра и скота, если в том преследовалось (имелось намерение) коммерческая цель, закáт дается и условием является то, что при сделке должно быть намерение о коммерции. Будь то покупка, сдача в аренду или взятие в долг. Если вознамерится на коммерцию после сделки или поступила прибыль после того, как он приобрел не для продажи, а для собственных нужд, и вознамерится продать этц прибыль, закáт с него не дается.

В данном случае закáт дается со стоимости получаемый яиц. Будь она сама достигнет нисаба или достигнет нисаба с прибавлением к иному имуществу. С цыплят же закáт не дается. Даже если они были приобретены с целью их продажи после того, как перестанут нестись. Фатавау Усмани

Обязателен ли закáт с имущества сироты?

ВОПРОС: Обязателен (ваджиб) ли закáт с имущества сироты?

ОТВЕТ: Если не достигший совершеннолетия сирота обладает нисабом, закáт с его имущества не является ваджибом. Но садакатул фитр обязателен (ваджиб). Кроме того, недопустимо давать милостыню с его имущества. Умдаул фикх

Можно ли дать закáт за несколько лет вперед?

ВОПРОС: Можно ли дать закáт за несколько лет вперед?

ОТВЕТ: Обладатель нисаба может дать закáт заранее за несколько лет вперед.

«Дача закáта обладателем нисаба за несколько лет вперед или за несколько нисабов правильна в силу существования причины». Дуррул Мухтар

Вопрос закáте человека, пропустившего их дачу по неведению?

ВОПРОС: Если человек осведомился о фардности (обязательности) закáта спустя несколько лет и он не может вспомнить, сколько у неге было средств за прошедшие годы, то как он исполнит закáт?

ОТВЕТ: На чем его предположение сойдется, с того количества и даст закáт.

Вопрос о закáте с причитающихся средств в чужих руках

ВОПРОС: Если способный на закáт человек имеет причитающиеся ему средства, которые находятся в руках другого, и через год простит тому их, должен ли он давать закáт за прошедший год?

ОТВЕТ: Не должен.

«Если деньги человека размером в тысячу дирхамов находятся у другого и прошел год, затем тот, кому они причитаются, откажется от них (простит их), то обязательство закáта с него снимается». Татарханийа

Каким образом даст закáт человек за последние нескольких лет?

ВОПРОС: Каким образом даст закáт человек, который не смог дать его в течение нескольких лет?

ОТВЕТ: За первый год он дает закáт со средств, которыми он обладал, когда исполнился год достижению его имущества нисаба (с тех пор, когда ему стало ваджибом давать закáт). За второй год он даст закáт с того количества средств, что он имел в такой же период (когда исполнилось два года). То есть при вычислении закáта за первый год прибыль второго года не прибавляется (не учитывается). Таким образов дает закáт за все прошедшие годы.

«На вольном, разумном и достигшем зрелости мусульманине, обладающем достигшим нисаба имуществом, растущем пусть даже в мере, которым полноценно владеют, закáт становится ваджибом». Ал-Лубаб фи шархил китаб.

«Получена прибыль после того как исполнился год (обладанию нисабом в имуществе) не учитывается в вычислении прошлогоднего закáта. По единодушному мнению эта прибыль прибваляется (учитывается) при вычислении закáта в следующем году. Так сказано в комментариях к «Тахавийе». Фатавау оламгирийа.

Какая стоимость учитывается при вычислении закáта с товаров?

ВОПРОС: Какая стоимость учитывается при вычислении закáта с коммерческих товаров: покупная или продажная или стоимость на день вычисления?

ОТВЕТ: Учитывается стоимость на день дачи закáта. Стоимость приобретения или стоимость, за которую продаст в будущем, не имеют значения. Фатавау Усмани

Допустимо ли выделить закáт и вложить его в коммерцию?

ВОПРОС: Допустимо ли выделить закáт и вложить его в коммерцию от имени кого-либо из неимущих?

ОТВЕТ: Для того чтобы закáт был исполнынным, обязательна передача закáта в собственность его правомерному получателю. После того как получатель закáта получит закáт на руки (в собственность), с его разрешения можно вложить это имущество в коммерцию.

«Закáт является назначенной шариатом передачей части (2,5%) имущества (достигшего уровня нисаба и которому исполнился год) в собственность». Дуррул Мухтар

Можно ли давать закáт коммерческими товарами?

ВОПРОС: Можно ли давать закáт самими коммерческими товарами?

ОТВЕТ: Давать закáт самими коммерческими товарами можно. К примеру, занимающиеся торговлей одеждой могут в качестве закáта давать имеющиеся у них одежды. Однако неприемлемо давать в закáт некачественные, оставшиеся неходовые товары.

«Никогда не достигнете благочестия, пока не будете расходовать из того, что любите [сами]. И что бы вы ни расходовали, то, поистине, Аллах о том Знающий» (сура «Áли Имран», аят 92).

Дается ли закáт с используемых украшений или только с излишка?

ВОПРОС: Дается ли закáт с используемых золотых и серебряных украшений или только с тех, что выходят за рамки основной потребности?

ОТВЕТ: С украшений, будь они из числа основной потребности или вне таковой, закáт дается.

Закáт необходим для каждого отчеканенного из них двух, будь обработанное или не обработанное каждое потребляемое из них, будь то украшение, потребление (использование) которого является мубахом или не является мубахом, будь то для красоты или будь то как нафака, все равно. Ибо оба состояния изготовлены как ценные вещи. Итак, каковыми оба состояния ни были, с них дается закáт.

Дается ли закáт с драгоценных камней?

ВОПРОС: Вычисляется ли закáт с прочих драгоценных камней, помимо золота и серебра?

ОТВЕТ: Если таковые камни не имели коммерческой цели, с них закáт не дается. Вес таких камней, вставленных в золотые украшения, вычисляются, и закáт дается с чистого веса оставшего золота или серебра.

«Помимо золота и серебра не дается закáт с таких драгоценных камней, как рубин (сапфир), алмаз, жемчуг, изумруд, бирюза, (а также) железо, медь, свинец, стекло. Даже если они изготовлены чрезвычайно красиво и их стоимость высока. Нет закáта и стаких вещей, подобных мускусу и амбре». Фатавау Ислам. Вопросы и ответы

Что учитывается при вычислении закáта с украшений: вес или стоимость?

ВОПРОС: Учитывается ли вес или стоимость при вычислении закáта с золотых и серебряных украшений?

ОТВЕТ: При вычислении закáта с золотых и серебряных украшений принимается во внимание род (выражение) вычисляемого закáта. То есть, если с золотых украшений вычисляется золотом, а с серебряных — серебром, то закáт вычисляется по весу украшений. Если же закáт с золотых и серебряных украшений вычисляется иным родом средств, например бумажными деньгами, то учитывается рыночная стоимость украшений.

«Существует иджмаъ (единодушие факихов) в том, что если закáт с золота и серебра дается (вычисляется) инородными средствами, то принимается во внимание их стоимость». Раддул Мухтар

Такова суть вопросов по золоту и серебру. Однако традиционно в наших краях при приобретении украшений ювелиры не придают значения форме изготовления украшений, а учитывают их вес, то есть они платят столько, сколько золота содержит украшение. Стоимость по их форме они не принимаю во внимание. Но когда ювелиры продают людям украшения, они реализуют уже не по весу золота, а по форме изготовления украшения. Поэтому ювелиры вычисляют закáт не с весового значения имеющихся у них в собственности украшений, а со стоимости этих украшений. Потребители же, кто не занимается коммерческой деятельностью с золотыми украшениями, вычисляют и дают закáт с веса украшений (Имдадул фатава). Если же и потребители при продаже будут учитывать не вес украшений, а форму их изготовления, то при даче закáта они вычисляют по их стоимости.

«Если у человека имеется кувшин из серебра весом в 200 дирхамов (595 гр серебра), но ее стоимость составляет 200 серебряных монет (дирхамов), то когда он намерен дать закáт серебром, он дает сороковую часть, то есть 5 дирхамов серебра стоимотью 7,5 дирхамов (вес серебряного кувшина составляет 200 дирхамов, а стоимость — 300 дирхамов. Сороковая часть двухсот дирхамов равна 5 дирхамам. А сороковая часть трехсот дирхамов, что составляет стоимость кувшина, равна 7,5 дирхамов). Допустимо давать и пять дирхамов стоимостью пять дирхамов. Если же дающий намерен дать (закáт с серебряного кувшина не серебром, а) в инородных средствах, то учитывается стоимость (рыночная стоимсоть кувшина в триста дирхамов и в качестве закáта дается сороковая часть трехсот дирхамов). Так сказано в “Табйине”». Раддул Мухтар.

Когда украшения женщин достигает 85 гр золота, то вычисляется закáт в размере сороковой части рыночной продажной стоимости украшений. Апке масаил унка хал

«Когда с имущества, с которого обязателен (ваджиб) закáт, он дается инородным имуществом, то вычисляется стоимость обязательного (для закáта) количества». Фатавау Хиндийа

Как быть женщине, если она не в состоянии дать закáт?

ВОПРОС: Как быть женщине, если ее украшения достигли уровня нисаба, но она не имеет средств для дачи закáта?

ОТВЕТ: Обязательство закáта на том, кому принадлежит право собственности. Женщина продаст из украшений в размере суммы закáта и даст закáт. Если женщина попросит своего мужа оплатить сумму ее закáта и если муж исполнит, то обязательство дачи закáта, что на женщине, будет выполненным. Апке масаил унка хал

На ком обязательство закáта с золотых украшений девочек?

ВОПРОС: На ком будет обязательство дачи закáта с приобретенных для девочек золотых украшений?

ОТВЕТ: Если приобретший человек передал украшения девочкам в качестве их собственности, а не для временного ношения, то до достижения ими зрелости и обладания ими нисабом в имуществе, дача закáт для них не становится ваджибом. Если же они не были переданы как собственность, то закáт с них становится ваджибом на том, кто дал девочкам их, если он является обладателем нисаба. Умдатул фикх

Дается ли закáт со стоимости магазинов?

ВОПРОС: Дается ли закáт со стоимости магазинов, которые были приобретены в коммерческих целях?

ОТВЕТ: Нет. Но если поступившая прибыль достигнет нисаба и (этому) исполнится год, то дается закáт за поступившую прибыль.

«Нет закáта за дом (двор), в котором живет, одежду, что носит, домашнюю утварь, средства передвижения, слуги, орудие труда. Ибо они относятся к основным потребностям». Джавхаратун наййира

Дается ли закáт со сданных в аренду зданий и транспортных средств?

ВОПРОС: Дается ли закáт со сданных в аренду здания, магазины и средства передвижения?

ОТВЕТ: Закáт за них не дается. Но если поступающие от них средства достигнут уровня нисаба, то с них дается закáт.

«Нет закáта за дом (двор), в котором живет, одежду, что носит, домашнюю утварь, средства передвижения, слуги, орудие труда. Ибо они относятся к основным потребностям». Джавхаратун наййира

Дается ли закáт с орудия труда (со средств производства)?

ВОПРОС: Дается ли закáт с орудия труда, то есть со средств производства (станки, оборудования, инвентарь)?

ОТВЕТ:

«Также, не дается закáт со средств труда (инвентаря и прочего), будь то неисчезающие инструменты и средства, такие как топор, плоскогубцы и прочее, будь то исчезающие средства, такие как порошки и моющие средства в прачечной. Раддул Мухтар

Дается ли закáт с сбережений для хаджа, жилья или транспорта?

ВОПРОС: Дается ли закáт за денежные средства, накапливаемые для поездки в хадж, или приобретения дома теми, у кого их нет, или для приобретения средства передвижения?

ОТВЕТ: Да. Обладатели нисаба по шариату считаются состоятельными (богатыми) людьми. Если достигнет нисаба имущество, накапливаемое ради приобретения жилья человеком, не имеющим жилья, то на нем будет ваджибом дача закáта.

«Причина для вменения дачу закáта в фард (для предписания закáта обязательным) — это обладание нисабом, которому исполнился год». Раддул Мухтар

Обязателен ли закáт за домашнюю утварь?

ВОПРОС: Обязательно (ваджиб) ли давать закáт за домашнюю утварь?

ОТВЕТ: Закáт не становится ваджибом за домашнюю утварь, кроме как за (телесные) украшения из золота и серебра.«Нет закáта за дом (двор), в котором живет, одежду, что носит, домашнюю утварь, средства передвижения, слуги, орудие труда. Ибо они относятся к основным (необходимым) потребностям». Джавхаратун наййира

Вычисляется ли закáт я данного в долг средства?

ВОПРОС: Вычисляет ли давший в долг человек закáт за данные им в долг средства?

ОТВЕТ: Если давший в долг потерял надежду получить обратно свои средства, то он не дает с них закáт. Если вдруг, позднее его средства ему будут возвращены, то он вычислит закáт за тот год, в который он получил их. Если же он не терял надежду, то дает закáт (как обычно). Но при этом может откладывать дачу закáта до получения их на руки. Когда же получит на руки, то вычисляет и дает закáт и за прошедшие годы.

Если заёмщик отвергнет (получение долга), а у давшего в долг имеется доказательство, то по Мухаммаду рахимахуллах, за такое имущество закáт не является ваджибом. Это наиболее правильно. Раддул Мухтар

Рахмати, склоняясь к этому (к тому, чтобы не давать закáт), сказал: «В наше время должник признает свои долги, и признается в своих средствах тоже, и в их наличии тоже. Однако, давший в долг не может добиться возврата своих средств. Тогда, такое имущество относят к несуществующему. Мудрец уммы Ашраф Али Таханави вынес такую фатву в своем произведении “Имдадул фатава”». Фатавау Усмани

Которые из взятых в долг средств воспрещают дачу закáта с них?

ВОПРОС: Которые из долгов (взятых в долг средств) воспрещают обязательность (ваджибность) дачи закáта с них?

ОТВЕТ: Если у кого-то имеются определенного количества денежные средства и еще он имеет долги, то те средства будут заняты в его насущных (основных) потребностях и за все средства (включая долг) дача закáта не становится обязательным.

Если же его долги превышают количество (стоимость) имеющихся в его руках имущества, то его имущество будет считаться не как его собственность, а тех, кому он должен, и за это имущество дача закáта не становится ваджибом. Но если имущество в его руках будет больше его долгов, а после уплаты долгов остаток имущества достигает нисаба, то он дает закáт за оставшееся имущество. Раддул Мухтар

На ком обязательство закáта за данные в долг средства?

ВОПРОС: На ком ложится обязательство (ваджиб) дачи закáта за отданные в долг денежные средства?

ОТВЕТ: Основное правило гласит, что закáт за данные в долг средства ложится на дающего в долг, а не на заёмщика.

«Знайте, долги по Имаму (Абу Ханифе рахматуллахи алайхи) бывают трех видов: сильные, средние, слабые. Если данные в долг средства достигают нисаба (стоимости 85 гр золота) и этому исполняется год, то становится ваджибом дача закáта за те долги (средства). Но не сразу. За такие «сильные» долги, как средства в счет уплаты за коммерческий товар, закáт дается  когда давший в долг на руки получает минимум 40 дирхамов (один дирхам за 40 дирхамов). Как только получает сорок дирхамов, один дирхам он вычисляет и дает в качестве закáта (за невозвращенные на руки долги можно не давать до их возвращения. Когда же они будут возвращены, то дается закáт и за прошлые годы (за каждый прошедший год)). Раддул Мухтар