1440 йил 20 зуль-хиджа | 2019 йил 22 август, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Роль разума в понимании васатыйи

05:45 / 06.01.2017 2622 Режим чтения + -
.

 

Одной из главных целей Ислама являются добродетель и простота, чему существует немало доказательств. Добродетель – качество, связанное с натурой человека, ибо Аллах создал человека именно таким. Чистая натура не приемлет жесткости и трудности. Она всегда склонна к простоте и мягкости.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

 

«…и если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, непременно рассеялись бы от тебя…» («Áли Имран», аят 159).

Такие качества, как добродетель и простота, способствовали распространению и укреплению Ислама. Именно с учетом того, что в Исламе все просто, людям предписано совершать то, что им под силу: нет принуждения на непосильные дела.

Цель человека не в удовлетворении его «я», а в приучении разума к вещам, уравновешивающим деятельность человека, таким, как искоренение всего вредного с точки зрения шариата и утверждение полезного. Для достижения этой цели главным является «воздержание своего «я» от склонности к запретному и свобода в пользовании разрешенным в рамках умеренности» (Шатиби. «Мувафакат», том 2, стр. 109).

Ислам является религией добродетели и простоты, но это не значит, что в нем совсем нет трудностей. Точно так же, как простота является одной из его целей, так же целью является и несение тягот. Доказательством этому служит связанность воздаяний с тяготами» (Шатиби. «Мувафакат», 1-том, стр.329).

«Здесь следует обратить внимание на следующее. Требования не должны выходить за рамки и превышать возможностей того, к кому они предъявляются. Если же по каким-то причинам они все-таки выходят и их превышают, вступает в силу система исключений, которая облегчит их и вернет в рамки посильного. Главное не допускать отклонений, недостатка и перегибов в шариате и следовать срединным путем– путем васатыйи. Это и есть «сыратул мустаким», который принес Ислам» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр. 258).

«Васатыя является душой, связавшей шариат с разумностью и практичностью. Васатыя – это общее, что есть в шариате, в разуме и в реальной практике. Поэтому, если внимательно посмотреть на общее правило шариата, то обязательно найдешь принцип васатыйи» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.167).

По мнению Шатиби, если верующий отклоняется от васатыйи в сторону крайнего ужесточения или чрезмерного облегчения, то это не является проблемой шариата, это частный случай отдельной личности. Он пишет об этом следующее:

«Если увидишь отклонение в одну сторону, знай, что это противоречит реальному положению дел. Обычно строгость используется для устрашения беспечных по отношению к религии людей. Облегчение же, напротив, используется по отношению к пострадавшим от строгости путем укрепления надежды, разъяснений и послаблений. При отсутствии того и другого увидишь ясный, умеренный путь – васатыю. А это и есть главная цель» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

«Истинная религия состоит в предпочтении васатыйи, ибо в этом и есть польза для сотворенных. Тот, кто выходит за рамки – хоть в жесткую, хоть в мягкую сторону, признается отклонившимся от цели, заданной Установителем шариата – Аллахом» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

Установитель шариата – Аллах, хвала Ему, дал Своим созданиям возможность получать пользу с помощью васатыйи. Шатиби уподобляет это работе опытного лекаря:

«Сначала он с помощью принципа соразмерности устанавливает соответствие между состоянием пациента и количеством и свойствами его пищи. Затем он сообщает пациенту о неизвестных ему снадобьях, объясняет их свойства и принимает меры для возвращения организма к равновесию. Поскольку главное в здоровье – это умеренность и достигаемое через нее равновесие, устойчивый баланс. Все это проявление безмерной милости Аллаха, хвала Ему, Всевышнему» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.258).

Уподобляя действия Установителя шариата действиям лекаря, Имам Шатиби призывает придерживаться умеренности тех, кто занимается вопросами фетв, ибо муфтий – тоже своего рода врач, лечащий заболевания нафса – души. Методом его лечения является следование шариату, однако ему следует опасаться направления обратившегося к нему за фетвой человека к чрезмерно жестким либо к чрезмерно мягким средствам излечения.

«Несомненно, чрезмерная жесткость, как и мягкость, ведет к гибели. Если обратившегося за фетвой направить на путь тягот и лишений, он воспримет религию негативно и не сможет идти по пути загробной жизни. Если же его направить в сторону равнодушного отношения к шариату, велика опасность стать на путь легкомысленного удовлетворения своего нафса и страстей. Шариат же предостерегает именно от легкомыслия, ибо следование ему ведет к гибели, чему достаточно свидетельств» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.259).

Внимательное изучение шариата показывает, что принцип васатыйи является преимуществом, отличающим Ислам от всех других путей. Кроме того, следование этому принципу лечит от замкнутости (полной утраты «я») и фанатизма, стимулируя стремление к поиску истины». (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.260).

В обращении к муфтиям Шатиби, призывая давать людям фетвы с умеренностью – в соответствии с целью Владыки шариата, также рекомендует последователям выбирать умеренный из мазхабов:

«Поскольку целью Владыки шариата и путем праведных предшественников (салафов) является умеренность (васатыя), последователям следует обратить внимание на тот мазхаб, который соответствует этому пути, так как именно к нему и стоит присоединиться» (Шатиби. «Мувафакат», 2-том, стр.168).

По мнению Шатиби, с точки зрения васатыйи, мазхабы шариата могут в чем-то превосходить друг друга. Но в целом все мазхабы – это пути к Аллаху.

Далее имам Шатиби передает мнение улемов о мазхабах, вышедших за рамки васатыйи:

«Они говорили о захиритском мазхабе Давуда, что это «нововведение (бидъа), появившееся после двухсотого года», потому что он был основан только на поверхностном. О мазхабе сторонников раъйа (выводящих заключения на основе сопоставлений) они говорили: «Если увлекутся сопоставлениями, выходят за рамки сунны. Если же мазхаб соответствует среднему между вышеуказанными двумя мазхабами, ему стоит последовать» (Шатиби. «Мувафакат», 4-том, стр.260).

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,

 

«Васатыя ― путь жизни»

 

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.   Вопрос 1319 Ассаламу алайкум Меня зовут Фуркат. Мое имя, согласно тому, что я слышал, означает различающая граница или преграда между Исламом и другими читать полностью

1946 09:01 / 21.02.2017
.    В ближайшее время в Италии начнет работу первый исламский телеканал. Об этом сообщил пресссекретарь Федерации мусульманских общин в Италии Хамза Рикардо, читать полностью

2141 11:00 / 28.12.2016
.  Утром 4 декабря в городе Доха, столице Катара продолжила свою работу совет секретарей Всемирного союза исламских улемов.     На утреннем заседании речь шла читать полностью

2440 04:32 / 04.01.2017
.Поход в ночной клуб по работе Вопрос 137500 Ассаламу алайкум Я учусь за границей. Иногда приходится подрабатывать переводчиком. Куда клиент предложит, туда и идем. читать полностью

4206 12:35 / 22.12.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха солаллоху алайхи васаллам сказал Тому, кто сто раз в день скажет Нет бога, кроме читать полностью
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Имам Ибн альКудама, да смилуется над ним Аллах, написал .Если ты познал значение плохого жизненного конца, тогда остерегайся его причин и приготовь все, что может читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
..ВОПРОС Приближается сезон обряда хадж. Он считается самым большим обрядом мусульман. Люди всю жизнь копят деньги и мечтают хотя бы раз отправиться в хадж. Моя читать полностью
Топ рейтинг www.uz Openstat