1441 йил 23 сафар | 2019 йил 23 октябрь, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Польза васатыйи и последствия отклонения от нее

05:56 / 06.01.2017 2998 Режим чтения + -
.

Польза васатыйи

 

Группа ученых, составивших энциклопедию под названием «Назратун наъийм фии макарими ахлакин набиййил карим», пишут о пользе васатыйи следующее:

1. Освобождение от чрезмерности и недостатка.

2. Защита от бедности и нужды.

3. Залог изобилия и роста.

4. Свидетельство совершенства разума.

5. Гарантия пожизненного спасения.

6. Гарантия последовательности в хорошем.

7. Преимущественное качество уммы.

8. Следование примеру Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

9. Следование примеру благочестивых сподвижников.

10. Защита от обвинений.

11. Противостояние пути сатаны.

12. Васатыя — основа умеренности и всего лучшего.

13. Васатыя — это движущая сила всех достоинств. К примеру, смелость — это среднее качество между трусостью и необдуманной агрессивностью.

 

Последствия отклонения от васатыйи

 

Ислам — это васатыя во всем, что мы рассмотрели в этой книге по мере возможности. Главная цель видится нами в том, чтобы все мусульмане принадлежали к этой «золотой середине». Только в этом случае они будут на правильном пути — «сыратул мустаким». Однако в реальности не все происходит так, как бы нам хотелось.

По разным причинам среди мусульман появляются люди, впадающие в различные крайности. Отступление от принципа васатыйи имеет место как по причине превышения, так и преуменьшения, как из-за жесткости, так и из-за послабления. Другими словами, отклонение от васатыйи бывает двух видов, соответственно, и последствия этих отклонений бывают двух видов.

Прежде всего рассмотрим, как понимали отклонение от васатыйи наши уважаемые ученые прошлого.

Наш великий предок имам Абу Абдуллах Мухаммад Исмаил Бухари в главе «Бабул иктидаи бисунани Расулиллахи саллалаху алайхи васаллам» книги «Китабул иътисам» своего сборника «Сахих» хадисов приводит следующие слова Хузайфы ибн ал-Ямана радияллаху анху:

«О чтецы Куръана! Будьте богобоязненны! Следуйте по пути своих предшественников! Клянусь Аллахом, если вы будете стремиться превзойти их, то уйдете слишком далеко. Если свернете с их пути вправо или влево, окажетесь в большом невежестве».

Следовательно, нужно идти прямо по пути Пророка саллаллаху алайхи васаллам и сподвижников, не сворачивая ни вправо, ни влево.

Имам Абу Давуд в главе «Бабу лузумус сунна» книги «Китабус сунна» написал следующее:

«В письме, адресованном одному из своих подчиненных, Умар ибн Абдулазиз советовал придерживаться пути праведных сподвижников и говорил:

«Те, кто ниже их — допустившие халатность. Тех, кто пытался превзойти их, постигло горе. Поистине, одни люди стали ниже их, и они пострадали. Другие претендовали на то, что превзойдут их, и они вышли за рамки дозволенного. Праведные же придерживались среднего, прямого пути — «сыратул мустаким».

Таким образом, поколение первых мусульман было на самом верном пути. Ошибочно пытаться делать больше или меньше их. Кто совершает меньше, чем праведные сподвижники, ослабляет веру. Кто пытается превзойти их, тот выходит за рамки дозволенного Шариатом.

Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аюб Димашки в своей книге «Мадариджус саликин» пишет следующее:

«В отношении каждого повеления Аллаха возможно допущение двух отклонений: либо не совершать предписанного из-за халатности, либо выходить за рамки, чрезмерно усердствуя.

Религия Аллаха — это васатыя между ослабляющим религию и допускающим чрезмерность, словно долина между двумя горами или светоч между двумя невеждами. «Васат» — это середина между двумя осуждаемыми вещами. Допускающий халатность в чем-то вредит религии так же, как и чрезмерно усердствующий: один по причине отставания от нормы, другой — из-за превышения ограничений».

Отсюда следует, что тот, кто не выполняет требований и указаний религии, ослабляет свою веру и бросает тень на религию. Тот же, кто пытается сделать больше, чем требует религия, проявляет по отношению к ней чрезмерность.

А теперь приступим к рассмотрению и описанию этих двух качеств и изучению их последствий.

 

Причины ослабления

требований религии

 

До сегодняшнего времени к категории людей, проявляющих халатность, допускающих недостатки, в арабском языке применяется термин «муфаррит», который происходит от слова «тафрит». Это слово в арабском языке имеет значения: «недостаток, делающий вещь непригодной», «ущерб из-за допущенной халатности».

Один из известных толковых словарей по фикху «Мисбахул мунийр» разъясняет понятие «тафрит» следующим образом: «Это недостаточное соблюдение положений религии, пренебрежение ее требованиями и проявление халатности в их исполнении».

Причинами возникновения состояния «тафрит» являются: неприятие каких-либо положений вероучения (акыды), подвержение сомнению значимости и игнорирование религиозных предписаний, проявление халатности и тому подобное. Наши ученые классифицировали и определили несколько причин появления «тафрита». Приведем некоторые из них:

1. Лень.

В наибольшей степени лень вредит религии. Ленивый человек, не выполняя требований религии либо допуская в этом вопросе халатность, наносит огромный вред как себе, так и окружающим, видя в нем пример для подражания, так и стране, в которой он живет.

В хадисе, переданном от Шаддада ибн Авса радияллаху анху имамами Ахмадом, Тирмизи, Ибн Маджа, Ал-Хакимом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

 

 

«Поистине, слабый — это тот, кто последовал за порочными страстями своего нафса и возложил надежду на Аллаха».

Такие люди, поддавшись нафсу, страдающие недугом лени, оправдывают неисполнение религиозных обязанностей такими отговорками: «Еще есть время, ведь раскаивающимся обещано прощение, у нас тоже есть намерение».

2. Увлечение страстями (шахват).

Одним из препятствий для полноценного исполнения религиозных обязанностей является увлечение чем-либо земным. Если раб Божий поддается увлечениям больше, чем разрешается, он наверняка допустит недостатки в соблюдении религиозных норм, а постоянные увлечения могут перерасти в пагубную страсть и даже болезнь.

3. Общение и дружба с недобрыми людьми.

Тесное общение со злыми, скверными, порочными людьми, слушание их разговоров, восприятие их точки зрения также является одной из причин отдаления человека от религии, поскольку порочный человек всегда привлекает к пороку.

4. Незнание религии.

Одной из причин возникновения ошибок в религии является ее незнание или плохое знание. Как может следовать Исламу человек, не знающий его? Несомненно, человек, недостаточно изучивший исламские учения, совершает ошибки, а если учит чему-то других, то и их вводит в заблуждение.

Как сказал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в хадисе, переданном Ибн ал Асиром в книге «Ан-нихая фии гарибил хадис»:

«Невежду можно увидеть только в состоянии чрезмерности или халатности».

Допущение ошибок в религии, ее ослабление, ведет к весьма негативным последствиям. Это является причиной испорченности, разврата, вреда и бедствий, а в конечном итоге — катастрофы в этой жизни и мучений на том свете.

Во время своего порабощения мусульманские народы страдали именно этим недугом — проявлением халатности в религии, ослаблением религиозных требований, неуважением к религиозным обязанностям.

Освободившись от оков колониализма, получив независимость, заново осознав благодаря усилиям ученых суть своей религии, мусульмане начали искренне соблюдать ее требования. Проводимые сегодня религиозное обучение, наставления, беседы, выходящие книги и издания подчинены именно этой цели.

 

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.Месяц Рамадан это месяц возможностей. Возможностей преумножения благодеяний. Каков принцип вознаграждения верующего за совершенное добродеяние всем известно читать полностью

3104 08:36 / 28.12.2016
.ВОПРОС Какая стоимость учитывается при вычислении закáта с коммерческих товаров покупная или продажная или стоимость на день вычисления ОТВЕТ Учитывается читать полностью

2064 06:44 / 28.12.2016
.ВОПРОСМоя младшая сестра находится в трудном финансовом положении. Ее муж имеет большие долги. У них четверо малолетних детей. Может ли моя мать давать свою фидйу читать полностью

2004 09:43 / 05.01.2017
.Бисмиллахир Рахманир Рахим. Да восславится Всевышний Аллах, предписавший нам фардом пост Рамадана И да будут благословления и приветствия лучшему из Его читать полностью

2507 09:16 / 03.01.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью