1441 йил 21 мухаррам | 2019 йил 21 сентябрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

"Тафсир Хилал".Сура «Бакара» (аяты 190 - 193)

04:44 / 05.01.2017 2172 Режим чтения + -
.

 

[аяты 190-193]

В рассмотреннқх ранее аятах Всевышний Аллах изложил положения, связанные с постом. В последующих же аятах Он излагает положения о хадже. После месяца поста начинаются месяцы хаджа.

Однако среди положений о посте и хадже, в следующих далее аятах, будет изложен также вопрос войны в месяцы хаджа.

Как известно, когда мусульмане во главе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, вознамерившись совершить паломничество к Байтуллаху, облачились в ихрам и выдвинулись в путь, они столкнулись с этой проблемой и оказались в затруднении. Многобожники собрались сразиться с ними. Что делать в подобной ситуации? На этот вопрос отвечают нижеследующие аяты:

 

190. И сражайтесь на пути Аллаха с теми, которые сражаются с вами, и не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!

Всевышний Аллах в этом аяте повелевает мусульманам сражаться на пути Аллаха с теми, кто воюет против них:

«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, которые сражаются с вами!»

Здесь следует обратить особое внимание на две вещи. Первое — сражаться только с теми, кто воюет против, то есть не трогать тех, кто не сражается против. Второе — сражаться на пути Аллаха. Не на другом пути.

Битвы и сражения обычно выводят человека из равновесия и делают его агрессивным. Переживший тяготы войны человек, в иных ситуациях и агрессию понимает как обычное дело. Всевышний Аллах, поясняя, что такая агрессия совсем недопустима для мусульман, говорит: «И не преступайте! Поистине, Аллах не любит преступающих!».

Преступать границы на войне — это убивать врага, причиняя ему мучения, глумиться над трупом, убивать мирное население — женщин, детей и пожилых людей, убивать понапрасну животных, рубить деревья без необходимости и совершать другие подобные действия.

В хадисе, переданном имамом Муслимом от Бурайды радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Сражайтесь на пути Аллаха. Кто проявит неверие в отношении Аллаха, убейте его. Сражайтесь, но не преступайте границы, не жульничайте. Не убивайте мучая. Не убивайте детей и поклоняющихся в молельнях».

В переданном имамом Бухари и имамом Муслимом хадисе Абдуллах ибн Умар радияллаху анху говорит: «В одном из сражений Пророк алайхиссалам увидев убитую женщину, сильно огорчился и запретил убивать женщин и детей».

Улемы сказали: «Только в случае, если люди эти категории, которых запрещено убивать, станут непосредственно участвовать в битве против мусульман, тогда обстоятельства изменятся и мусульмане будут вынуждены их убивать».

 

191. И убивайте их, где найдете их, и выводите их оттуда, откуда они вывели вас. И фитна хуже, чем убийство! И не сражайтесь с ними у Заповедной Мечети, пока не станут сражаться с вами в ней. Если же будут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!

Повелевается убивать объявивших мусульманам войну там, где они встретятся:

«И убивайте их, где найдете их, и выводите их оттуда, откуда они вывели вас».

Мусульмане не допустят, чтобы их попирали и унижали. Кто начнет против них войну, они будут сражаться, а если кто-нибудь изгонит их из родного края, они также прогонят их из того места.

Война — дело скверное, но если обстоятельства вынуждают, то нет другого выхода, как вступить в сражение. Один из самых важных факторов, заставляющих мусульман воевать — это препятствование их религии. Отвращение людей от их религии Священный Куръан называет фитной и оценивает это как более тяжкое преступление, чем убийство:

«И фитна хуже, чем убийство!»

Для человека отречение от религии, лишение возможности совершать религиозные обряды хуже, чем смерть. Таков в Исламе взгляд на свободу совести.

Война не везде дозволена, в особенности нельзя воевать в Заповедной Мечети. Здесь под Заповедной Мечетью не должна пониматься только мечеть вокруг Величественной Каъбы. В Священном Куръане сочетание Масджидул Харам (Заповедная Мечеть) используется в нескольких значениях. В этом аяте оно применено в значении, которое обозначено названием Харам. Харам — это заповедная территория вокруг Благословенной Мекки, которая по окружности обозначена специальной границей и включает в себя город и определенные земли вокруг него. Эта территория, как отмечено в переданном от Пророка алайхиссалам хадисе, была объявлена харамом (то есть запретной) в день, когда Всевышний Аллах сотворил небеса и землю. Она из уважения к Аллаху останется заповедной — запретной вплоть до самого Судного дня: на ней деревья не рубят, растения не рвут, на животных не охотятся и на ней нельзя вести войны.

Это положение действовало и в период джахилии. Даже постоянно воюющие друг с другом арабские племена при обнаружении своих врагов на территории Харама не трогали их. Однако многобожники нарушили этот обычай и преградили дорогу мусульманам, когда те под руководством Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыли совершить умру. Многобожники собрались сразиться с мусульманами. Само собой возник вопрос: «Как должны поступить мусульмане в подобной ситуации?». В аяте дается ответ на этот вопрос.

«И не сражайтесь с ними у Заповедной Мечети, пока не станут сражаться с вами в ней. Если же будут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверным!»

 

192. Если же прекратят, то, поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный!

Если они прекратят воевать и сеять смуту против мусульман, если перестанут пребывать в неверии, Аллах простит их и проявит к ним милосердие. Однако только само прекращение войны и смуты не удостаивает прощения и милосердия Аллаха. Необходимо, чтобы они прекратили проявлять неверие и чинить фитну против религии.

 

193. И сражайтесь с ними, пока не станет фитны, и не будет религия (принадлежать) Аллаху. А если прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым.

Значение слова фитна было уже пояснено ранее: отвращение людей от их религии, действия против религии — все трудности и испытания, выявляющие положительное или негативное состояние мусульманина, есть фитна. Она хуже, чем убийство человека. Этот священный аят излагает причины, которые вынуждают мусульман вступать в войну, поясняется: чтобы не было фитны и чтобы религия принадлежала Аллаху.

«И сражайтесь с ними, пока не станет фитны, и не будет религия (принадлежать) Аллаху».

Следовательно, мусульмане вступают в войну против тех, кто желает зла человечеству, отвращает людей от религии и преграждает путь к дарованному им Аллахом благу.

«А если прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым».

Если они прекратят творить несправедливость — зулм, проявлять неверие, то нет вражды против них. Сначала было сказано о том, с кем воевать, затем говорилось о месте сражения. Было отмечено, что территория Харама — заповедная земля, является местом, где не дозволено воевать, и что только в безвыходной ситуации там можно сражаться.

В последующем речь пойдет о времени, когда не дозволяется воевать.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф,

"Тафсир Хилал"

(смысловой перевод и толкование аятов Священного Куръана), том 1.

 

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.В приведенных выше строках вашего покорного слуги мы рассмотрели, по мере наших скромных сил, некоторые установления религии Ислам по медицине. Существует читать полностью

2590 04:06 / 06.01.2017
. . .     10 Человек или ангел   Аллах  пожелал, чтобы такой посланник был именно человеком, чтобы читать полностью

1920 05:26 / 06.01.2017
.Какие они существа, джинны 4   5. Джинны это творения, которые обладают волей и желанием, способностью к знаниям и просвещению. Им тоже велено уверовать и читать полностью

7799 06:14 / 06.01.2017
То, каким вы являетесь сегодня,mdashэто результат вашего образа мыслей. Вы никогда не сможете изменить свою жизнь, если не измените свое мировоззрение. читать полностью

49 11:30 / 21 август
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью
Топ рейтинг www.uz Openstat