1442 йил 13 сафар | 2020 йил 01 октябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Тазкийа

Довольство

11:30 / 05.09.2019 818 Режим чтения + -

Ученые дают разные определения довольству (рида), и каждый объясняет его соответственно своей степени. Так, ас-Сайид в своих определениях сказал: «Довольство — это радость сердца в горестях судьбы» [64, с. 57].

Ибн Уджайба сказал: «Довольство — это встреча бед с веселым лицом, или же это радость, ощущаемая в сердце от наступления предопределенного, или же отрешение от своей воли во всем, что предопределено Всевышним, или же раскрытие сердца и отсутствие возражений перед всем, что исходит от Единственного Всемогущего Аллаха» [38, с. 8].

Великий ученый Баркави сказал: «Довольство — это душевное удовлетворение во всем, что испытывает человек и теряет, без изменения состояния» [51, т. 2» с. 105].

Ибн Ата Алла аль-Искандари сказал: «Довольство — это взор сердца на изначальный выбор Всевышнего Аллаха для своего раба и это отказ от негодований». Аль-Мухасиби сказал: «Рида — это спокойствие сердца перед потоками решений Творца» [7, с. 89].

Довольство — это духовная степень, и обладающий ею мусульманин способен встретить любые превратности судьбы и стихии с твердым иманом спокойствием души — даже, напротив, ощущая какой-то восторг, и это является следствием его познания Всевышнего Аллаха и искренней любви к Нему. И эта степень выше степени терпения. Это душевное примирение, которое приводит познавшего Аллаха к любви ко всему тому, что происходит в бытии по воле Аллаха. Даже такие беды, как смерть, кажутся ему милостью и благом. Он относит их к Милости Аллаха и Его Благодати. Биляль в предсмертной агонии говорил: «О радость мне, завтра я встречусь с любимыми — Мухаммадом (соллаллоху алайхи васаллам) и его сподвижниками». Посланник Аллаха соллаллоху алайхи васаллам объяснял, что довольствующийся решениями Аллаха — это наибогатейший человек, потому что он наивосторженнейший, и спокойный духом, и наиотдаленнейший от печали и грусти, гнева и негодования.

Посланник Аллаха соллаллоху алайхи васаллам говорил: «Остерегайся нарушать запреты — будешь самым поклоняющимся среди людей, довольствуйся тем, чем тебя наделил Аллах, — будешь наибогатейшим среди людей. Делай добро соседу — будешь уверовавшим, желай для людей того, чего желаешь себе, будешь мусульманином. Не увеличивай смех — воистину, излишний смех умерщвляет сердца».

Посланник Аллаха соллаллоху алайхи васаллам объяснял, что довольство является основной причиной обретения мусульманином счастья в мирской и вечной жизни, подобно тому как негодование служит причиной несчастья в мирской жизни вечной, и говорил: «Счастьем сына Адама является его довольство решениями Аллаха, а его несчастьем является не обращение к Аллаху за советом, и его несчастьем является также недовольство решениями Аллаха относительно него».

Благо довольства вселяло в сердца познавших Аллаха спокойствие и изгоняло из их сердец болезнь отчаяния. Воспитывая сподвижников, Посланник Аллаха соллаллоху алайхи васаллам учил их сеять в сердцах довольство Аллахом как Господом, и Исламом как религией, и Мухаммадом соллаллоху алайхи васаллам как Посланником,часто призывал их повторять эти слова, и говорил: «Кто будет говорить по утрам и вечерам: «Мы довольны Аллахом как Господом, и довольны

Исламом как религией, и Мухаммадом соллаллоху алайхи васаллам как Посланником», тем Аллах будет доволен» . И они стремились часто повторять эти слова утром и вечером, выражая ими довольство, переполнившее их сердца. Как много людей, которые повторяют эти слова языком, не подтверждая их душой и сердцем и не осмысляя значения этих великих слов, попадая в череду неприятностей и бед. Повторение этих слов лишь языком не приносит никакой пользы, если это не исходит из глубины души, так как довольство Аллахом означает довольство всеми Его действиями относительно своих творений, будь это лишением, унижением, возвышением, вредом или пользой. А довольство Исламом как религией означает приверженность его велениям и соблюдение его запретов, абсолютную преданность и подчинение его нормам, даже если это не соответствует личным интересам. Быть довольным Мухаммадом соллаллоху алайхи васаллам как Пророком — это значит сделать его идеалом своей жизни, брать с него пример, подражать ему, воплощать его Сунну, бороться со своей плотью (нафсом) до тех пор, пока она не подчинится тому, с чем был ниспослан он, пока он не возлюбишь его больше родителей, сыновей,  своей   души и всех людей, как призывал к этому

Посланник Аллаха соллаллоху алайхи васаллам : «Не уверует из вас никто, пока не полюбит меня больше своих родителей, своего сына и всех людей».  Умар ибн алъ-Хаттаб сказал однажды Пророку соллаллоху алайхи васаллам  : «Я люблю тебя, Посланник Аллаха соллаллоху алайхи васаллам, больше всего, кроме своей души». И тогда сказал Посланник Аллаха  : «Нет! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, пока я не буду для тебя дороже твоей души, [не уверуешь ты]». И тогда Умар сказал: «Воистину, о Посланник Аллаха соллаллоху алайхи васаллам, ты дороже мне, чем моя душа».Тогда Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал: «Сейчас, Умар, [истинно ты уверовал] ». Тот, кто обретаетдовольство Аллахом как Господом, и Исламом как религией, и нашим господином Мухаммадом соллаллоху алайхи васаллам  как Пророком, тот вкушает сладость веры и находит сладость убеждения, обретает вечное блаженство. Посланник Аллаха   сказал соллаллоху алайхи васаллам: «Вкус веры ощущает тот, кто доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом как Пророком».

Что же касается человека, лишенного сладости веры и довольства, то он пребывает в постоянном беспокойстве и смятении, мучении и страхе, особенно когда его постигает беда. В этом случае его жизнь обретает темную окраску, земля становится для него тесной и сатана начинает наущать его, внушая, что спасение от этого в самоубийстве. И сколько слышали мы подобных историй, происходящих особенно часто в тех странах, где проживают неверующие, где царит атеизм. Это те, о которых Аллах говорит в Коране:

«А тому, кто не будет поминать Меня, воистину придется [влачить] жизнь в тяготах, и в день Воскресения воскресим Мы его ослепшим» (20:124).

Из книги Истина Суфизма

Автор
islom.uz
Статьи по теме
Любовь к Аллаху это наивысшая предел всех степеней. Всякая степень после любви к Аллаху является лишь ее плодом. И нет степени, предшествующей ей, кроме как она читать полностью

1113 11:00 / 15.09.2019
..Выполнение обещания важная черта поведения мусульманинаКогда мусульманин предпринимает какоето дело, он должен уважать это предпринимательство. Когда он читать полностью

1070 12:06 / 30.10.2018
Есть люди, которые относят себя к суфиям, приняв их обличье, и одновременно дискредитируют суфизм своими поступками, словами и поведением, поскольку истинный читать полностью

30 12:00 / 28 сентябрь
Слияние и единениеОдно из самых главных обвинений в адрес суфиев mdash это обвинение в том, что они якобы утверждают о слиянии хулул и единении иттихад, имея в виду, читать полностью

813 09:30 / 10 апрель
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью