1441 йил 20 сафар | 2019 йил 20 октябрь, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

О словах поминания, которые желательно произносить во время поясного поклона.

17:00 / 04 октябрь 86 Режим чтения + -

Как сообщается в подтверждающих друг друга достоверных хадисах, перед совершением поясного поклона посланник Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, произносил слова “Аллаху акбар”, из чего следует, что это соответствует сунне. Пренебрегать подобными вещами крайне нежелательно, но если молящийся не произнесёт слова “Аллаху акбар”, молитва его не станет недействительной, и ему не надо будет совершать земные поклоны в качестве искупления за проявление невнимательности. То же самое касается и всех прочих случаев, когда во время молитвы произносятся слова “Аллаху акбар”, за исключением “такбират аль-ихрам”, поскольку этот элемент является одним из столпов молитвы, без которого молит-ву действительной считать нельзя. Ранее мы уже упоминали о том, сколько раз произносятся слова “Аллаху акбар” во время молитвы. Как сообщается, имам Ахмад считал, что произнесение этих слов является обязательным во всех случаях.

Желательно ли произносить эти слова долго? Известны два мнения аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, на этот счёт. Согласно более позднему и более верному из них желательно, чтобы произнесение этих слов продолжалось, пока не настанет пора совершать поясной поклон, во время которого необходимо прославлять Аллаха, чтобы ни одна часть молитвы без прославления не совершалась. Исключением является “такбират аль-ихрам”. В этом случае произносить слова “Аллаху акбар” долго нежелательно, поскольку для произнесения “такбират аль-ихрам” необходимо соответствующее намерение. Произносить эти слова долго будет трудно, а кратко – легко. В «Главе о произнесении слов “Аллах велик” в начале молитвы» мы уже разбирали этот вопрос, а Аллах знает об этом лучше.

Когда настанет черёд совершения поясного поклона, необходимо произнести соответствующие слова поминания Аллаха, трижды сказав: «Слава моему Великому Господу! /Субхана Раббийа-ль-‘Азым!/»

Хузайфа, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды), совершая долгий поясной поклон, который продолжался примерно столько времени, сколько потребовалось бы, чтобы прочесть суры “Корова”, “Женщины” и “Семейство ‘Имрана”, посланник

Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, говорил: «Субхана Раббийа-ль-‘Азым!» Это значит, что во время вышеупомянутого земного поклона он повторял эти слова, о чём прямо говорится в хадисах, приводимых в “Сунан” Абу Дауда и других сводах хадисов.

Сообщается, что пророк, соллаллоху алайхи васаллам, сказал: «Совершенным будет поясной поклон того, кто трижды произнесёт слова “Субхана Раббийа-ль-‘Азым”!» Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая поясные и земные поклоны, посланник Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, говорил: «Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/» Так он выполнял веления, которые содержались в Куръане. Али, да будет доволен им Аллах, передал, что во время совершения поясного поклона пророк, соллаллоху алайхи васаллам, обычно говорил: «О Аллах, Тебе я поклонился, в Тебя уверовал и Тебе предался. Тебе покорились мой слух, моё зрение, мой мозг, мои кости и мои сухожилия /Аллахумма, ля-кя рака‘ту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту. Хаша‘а ля-кя сам‘и, ва басари, ва муххи, ва ‘азми, ва ‘асаби/». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, соллаллоху алайхи васаллам, говорил: «Мой слух, зрение, мозг, кости и то, что носят ноги мои, покорились Аллаху, Господу миров /Хаша‘а сам‘и, ва басари, ва муххи, ва ‘азми, ва ма-стакаллят би-хи кадами ли-Лляхи Рабби-ль-‘алямин/». Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая поясные и земные поклоны, посланник Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, обычно говорил: «Преславный, Пресвятой,

Господь ангелов и Духа /Cуббухун, Куддусун, Раббу-ль-маля’икяти ва-р-рух/».

Знатоки арабского языка говорили: «В словах “Cуббухун” и “Куддусун” на первом месте может быть как дамма, так и фатха, но лучше произносить их как “Cуббухун, Куд-дусун”, что является более употребительным». Сообщается, что ‘Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда я молился вместе с посланником Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, он встал и стал читать суру “Корова”. Доходя до любого айата, в котором упоминается о милости, он непременно прерывал чтение и обращался к Аллаху с просьбой об оказании милости; когда же в каком либо айате встречалось упоминание о муках (ада), он непременно прерывал чтение и обращался к Аллаху с мольбой о спасении (от огня). Потом он совершил поясной поклон, который продолжался столько же времени, сколько он стоял, (читая Куръан), и во время этого поклона он говорил: “Слава Обладателю могущества, высшей власти, величавости величия! /Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль-кибрийа’и, ва-ль-‘азамат!/” И то же самое он говорил во время земного поклона». Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, сказал: «Что же касается поясного поклона, то, совершая его, прославляйте Аллаха...»

Знай, что последний из приведенных нами хадисов является главным в этом разделе. Имеется в виду, что во время поясного поклона следует прославлять Господа, используя для этого любые подобающие слова. Однако имаму лучше всего объединить все приведенные нами выше слова поминания, если он сможет сделать это, не доставляя затруднений другим. Прежде всего, следует произнести “тасбих”, то есть сказать: «Слава моему Великому Господу! /Субхана Рабби-ль-‘Азым!/» В том случае, когда имам не хочет затягивать молитву, желательно ограничиться этими словами. Совершенным является такой поясной поклон, во время которого эти слова произносятся, по меньшей мере, трижды, произнеся же их только один раз, он сделает то, без чего прославления не будет вообще. Если он ограничится какой-то частью слов поминания, желательно произнести их в одно время, а другую часть – в другое, поступая так и впредь, пока не будут произнесены все эти слова. То же самое относится и к словам поминания, которые произносятся в других случаях. Знай, что мы, как и большинство улемов, считаем произнесение слов поминания действием, соответствующим сунне. Это значит, что если человек намеренно или по невнимательности не станет произносить их, его молитва не станет недействительной, он не совершит ничего греховного, и ему не надо будет совершать земные поклоны для искупления допущенной ошибки или проявления невнимательности. По мнению же имама Ах-мада бин Ханбаля и некоторых других улемов, произносить такие слова обязательно. Для того, чтобы обезопасить себя от расхождений во мнениях между улемами, да помилует их Аллах, молящемуся следует неуклонно делать это в силу существования достоверных хадисов, в которых имеются прямые указания, а Аллах знает об этом лучше.

Во время совершения поясных и земных поклонов читать Куръан нежелательно. Если помимо “Аль-Фатихи” будет прочитано что-либо ещё, молитва человека недействительной не станет. Скорее всего, молитва не станет недействительной и в случае чтения “Аль-Фатихи”, но некоторые наши товарищи считали, что чтение “Аль-Фатихи” в подобном случае делает молитву недействительной.

Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, запретил мне читать Куръан во время совершения поясного или земного поклона».

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, соллаллоху алайхи васаллам, сказал: «Поистине, мне было запрещено читать Куръан во время поясного или земного поклона»

Из книги Ал-Азкор. Поминания Аллаха.

Имам Навави.

Автор
islom.uz
Статьи по теме
Со слов Абу Мусы альАш`ари родияллоху анху сообщается, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Поистине, признаком почета и уважения от Всевышнего Аллаха читать полностью

120 17:00 / 12 сентябрь
.аяты 159160 159. И по милосердию от Аллаха ты смягчился к ним и если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, непременно рассеялись бы они от тебя. Помилуй же их и попроси читать полностью

1993 05:41 / 05.01.2017
.Распространение сект повлекло за собой множество проблем в обществе. Все последние теракты, так или иначе, связывают с представителями различных сект, чаще всего читать полностью

5269 05:56 / 28.12.2016
.  Мавлид средство, а не цель   Истинными целями считаются деяния фард, ваджиб и сунна, выполнение которых требуется и поощряется шариатским текстом, имеющим читать полностью

2828 04:53 / 06.01.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью