1441 йил 25 зуль-ка’да | 2020 йил 16 июль, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Фикх

Причины отдаления людей от фикха

09:30 / 26 февраль 700 Режим чтения + -

Иджмаъ о твердом соблюдении всеми правоверными мусульманами по своему усмотрению одного из праведных четырех мазхабов было принято с чрезвычайно добрыми намерениями. Однако со временем, задуманное с хорошими намерениями это дело стало объектом злоупотреблений. Вместо почтения и уважения к другим мазхабам, случалось, проявлялся фанатизм. В результате между последователями различных мазхабов появились разногласия, различные препирательства и другие неприятности. Возникавшие, пусть и редко, неприятности противниками мазхабов до сих пор используется в поддержку мнения: «мазхабы есть главный фактор, создающий расхождения».

К сожалению, вред, наносимый неуместным противоборством по поводу мазхабов фикха, на этом не заканчивается. Также был проявлен неуместный фанатизм относительно указаний об иджтихаде наших праведных улемов прошлого. Определенные методические правила и указания о неприкосновенности важных иджтихадов были истолкованы в значении «все слова во всех книгах фикха неприкосновенны». В результате и по истечении веков вопросы фикха оставались замороженными в том своем виде, который существовал в период жизнедеятельности великих муджтахидов. С изменением времени, пространства и факторов неизменным оставался этот великий инструмент – наука фикх, которая должна была решать различные новые вопросы, происходящие в жизни мусульманской уммы. Со временем дело дошло до того, что наши книги по фикху превратились в труднопонимаемые источники даже для тех, кто годами получал религоиозное образование. Люди, боясь ложных обвинений, не могли решиться даже на замену устаревших со временем и вышедших из употребления слов в книгах фикха на другие, новые синонимичные термины.

Сейчас почти во всех исламских науках ощущается дух нового времени. Написаны и пишутся множество произведений по тафсиру[1], хадисам, сийре[2], улумул Куръану[3], улумул хадису[4] и другим исламским наукам. В этих произведениях читатель сможет найти ответы на все свои современные вопросы. Эти книги написаны с применением всех современных методов привлечения внимания читателя. Однако мы не можем сказать то же самое о книгах по фикху. Не считая единичных случаев приложения частичных и совершенно обыденных усилий, в этой сфере не было сделано почти ничего. В результате продолжающегося многовекового застоя в такой великой науке Ислама, как фикх, люди отдалились от фикха. Такой исход естественен, когда человек в поисках ответов на вопросы своего времени обращается к фикху, но обнаруживает в нем фразы многовековой давности. Неужели мы, сохраняя исключительное почтение к ученым прошлого рахматуллахи алайхим и сохраняя их наследие как зеницу ока, не можем найти решение некоторых вопросов, без упреков в адрес их иджтихадов? Ведь можно же, хотя бы перевести старые наши книги на язык современной терминологии и представить их массам!

Ваш покорный слуга несколько лет тому назад в одной из своих статей слегка намекнул на это. Тогда некоторые обладатели знаний рассценили это так: «а не является ли это притязанием на степень муджтахидов»? Я тогда объяснил, что весьма далек от такой мысли. А теперь беседы и обсуждения с большинством улемов показывают, что мои соображения находят все большую поддержку. Некоторые люди даже написали книги о необходимости нового подхода к фикху. Мы надеемся, что в будущем в науке фикх появится такая же привлекательность, как это было в прежние времена.

Итак, факторы, ставшие причиной возникновения разногласий в религиозных вопросах, не являются односторонними. Наверное, не будет ошибкой, если скажем, что в этом деле сыграло свою роль то обстоятельство, что чрезмерное стремление твердо придерживаться фикха превысило границы и перешло к фанатизму. И не исключено, что в настоящее время именно это является причиной того, что люди, в особенности молодое поколение, остаются в отдалении от науки фикх. Когда человек не знает чего-то, он не может быть близким к нему. Не удивительно, если по именно этой причине фикх критикуют отдалившиеся от него люди. Весьма прискорбна ситуация, когда наука фикх – великая наука, которая должна помогать своевременно решать по шариату все проблемы в жизни мусульман и выносить по ним положения, в наши дни отстает от жизни…

 
 
 

[1]Тафсир – толкование, комментарии к аятам Куръана.

[2]Сийра – наука о жизнеописании Пророка алайхиссаллам.

[3]Улумул Куръан – науки Куръана; комплекс знаний и наук, относящихся только к Священному Куръану. Улумул Куръан включает в себя ряд таких наук, как илмул кираат, илмун насихи вал мансухи, илмул маккиййи вал маданиййи, илмус сабабин нузул, илмур-расм, илмул-мухками вал муташабихи и т. д.

[4]Улумул хадис – науки в области изучения хадисов от Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, к которым, например, относятся наука познания сподвижников, наука познания табиъинов, наука постижения фикха хадисов, наука о насих (отменяющих) и мансух (отмененных) хадисах, наука о противоречивых хадисах и постижении их смыслов, наука постижения мазхабов мухаддисов, сочиненные хадисы и наука об их сочинителях и т. д.


Из книги Разногласия: причины и решения
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф


Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Хвала Аллаху, Господу миров Да будут благословение и мир Мухаммаду нашему господину и последнему из пророков, его роду и его сподвижникамПОСТАНОВЛЕНИЕ 39 15О читать полностью

880 09:30 / 13.12.2019
Признаться, разногласия бывают разными. Разногласия среди людей ndash естественное явление. Кроме того, существует разномыслие и в понимании, интерпретации читать полностью

564 09:30 / 25 март
В исламе человек за свои деянии и слова будет ответственным перед Аллахом. Так же за некоторые деянии и слова может выйти из религии и стать кафиром. В следующем читать полностью

793 09:30 / 07.09.2019
..По воле и замыслу Аллаха мужчина был создан раньше женщины. Аллах Всевышний сказал .О люди Бойтесь вашего Господа, Который создал вас из одного человека, и создал читать полностью

1606 19:00 / 28.11.2018
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью