1441 йил 20 зуль-хиджа | 2020 йил 10 август, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Тазкийа

Суфизм

09:30 / 01 апрель 881 Режим чтения + -

Так же как и остальные религиозные науки, суфизм не остался без привнесений и искажений. Среди исказителей были те, кто привнес в книги суфиев неверные убеждения и омерзительные изречения, которые не подтверждаются ниспосланными свидетельствами, к примеру такие: «Свинья собака есть не что иное, как наше божество, и Господь — не кто иной, как священник в келье». Но сказано об этом:

«Великий грех это слово, произносимое их устами: то, что они изрекают, сущая ложь» (18:5).

Среди них были желающие сокрушить исламскую религию, используя при этом такие приемы, которые расшатывают убеждения мусульман, приписывая некоторым из ученых-суфиев изречения, противоречащие убеждениям людей Сунны, такие как утверждения о слиянии (хулул) и единении (иттихад), а также о том, что со творенное является Творцом, что существующее вокруг и есть Сам Создатель.

Среди них те, кто пытались исказить историю великих суфиев и лишить людей доверия к ним, привнося в их книги вымышленные случаи и истории, разрешающие совершение запретного и тяжких грехов, как мы можем обнаружить это в книге «Табакат аль-Кубра» имама аш-Шарани, в то время как сам автор чист от этого (то, как это произошло, будет в последующем разъяснено). К ним относятся миссионеры, востоковеды и пропагандисты колониальной политики, изучившие труды суфиев и написавшие о них тома с целью искажения их учения, желая при этом поразить сердце Ислама и отделить его душу от тела, и действительно, они ввели в заблуждение большое число людей, желавших понять суфизм. Из этой категории и известные авторы: англичанин Николсон, еврей Голд Зихр, француз Масиньон. В их сети попались многие, и многие отравились их мыслями. Непонятно, как может истинный мусульманин довериться изречениям своего коварного врага. Да и среди мусульман есть наивные люди, которые верят и тем и другим, которые убеждены в привнесенных вещах и повторяют их в своих произведениях. Однако все это далеко от суфиев и суфизма. Если же кто-то скажет, что все противоречащие Исламу изречения, которые приписывают суфиям, — это действительно их изречения, поскольку все это присутствует в их же книгах, то мы скажем, что не все, что написано в книгах по суфизму, относится к суфизму, так как и они не обошлись без привнесений и искажений. Как же мы нуждаемся сегодня в больших стремлениях искренне уверовавших очистить это исламское наследие от всех привнесений и искажений!

Если даже будет приведено какое-либо противоречащее нормам Шариата суфийское высказывание, и это будет достоверным фактом, то мы ответим, что слова одного человека не являются свидетельством против того сообщества, символом которого и путем которого является приверженность Корану и Сунне. Ведь те, кто действительно принадлежат к нему, говорят, что первое условие для суфия — соблюдать нормы Шариата и не отклоняться от них ни на йоту. Если же он нарушает это условие и называет себя суфием, то он оспаривает свойство, которое не присуще ему, и претендует на то, что ему не принадлежит. Пустой тратой времени является сочинение подобных сказок и вымыслов, направленных против суфиев, особенно в то время, когда есть более важные дела. Ими-то как раз и заняты истинные суфии и непредвзято относящиеся к суфизму ученые.

Мы обязаны отдавать себе отчет в том, что суфизм — это не те знания, которые приобретаются посредством чтения книг и просматривания брошюр. Но &то нравы, вера, ощущения и познание, которые не достигаются ничем иным, кроме как содружеством с мудрецами, последовавшими за наставлением Посланника саллаллаху алайхи васаллам и получившими в наследство от него знания, праведность в поступках и способность постижения Всевышнего. Это наука, переходящая из души в душу и из сердец в сердца. Существуют и корыстные люди, которые изучают книги суфиев, выискивают в них всякие искажения и привнесения и, найдя, рассматривают их как основные постулаты, уделяя им особое внимание в своих непримиримых нападках на суфиев. Если бы вместо этого они обращали внимание на то, к чему призывают приверженцы суфизма во всех своих книгах, приверженность Шариату, Сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам , то они бы поняли, что все, что они обнаруживают в книгах из числа противоречащего этим принципам и нормам, — это привнесения или же вещи, требующие разъяснений. Приведем некоторые примеры таких измышлений против суфиев и суфийских ученых, привнесѐнных в их книги.

Ибн аль-Фарра замечает в своей книге «Табакат», передавая от Абу Бакра аль-Марвази, Мусаддида и Харба, что они (Абу Бакр и другие) привели многие из таких спорных вопросов и отнесли их к высказываниям имама Ахмада ибн Ханбала. Приступая к разъяснению этих вопросов, аяь-Фарра пишет: «Дни праведных человека — Джафар ас-Сыддик и Ахмад ибн Ханбал пострадали от двух неверных друзей. Что касается Джафара ас-Сыддика, то ему приписывают различные утверждения, собранные в фикхе шиитов-имамитов, в то время как он далек от них. Что касается имама Ахмада, то ему некоторые ханбалиты приписывают такие взгляды в вопросах вероубеждения, которых он никогда не придерживался».

Спросили у имама-факиха Ибн Джафара аль-Хайтами о вероубеждении ханбалитов: «Разве вероубеждение Ахмада ибн Ханбала было подобно их (шиитов-имамитов) вероубеждению?» Он ответил: «Вероубеждение имама Сунны Ахмада ибн Ханбала (да будет доволен им Аллах, и обрадует его, и сделает Рай познания его прибежищем, и да наградит нас и его обильной милостью, и уготовит ему высший Фирдаус из Своего Рая) вполне соответствует вероубеждению людей Сунны и согласия (ахль ус-сунна валь джамаа) совершенным очищением Всевышнего Аллаха от всего того, что относят к Нему принижающие Его и измышляющие на Него, например от приписывания Аллаху положения в пространстве и наличия форм и т, п., — то есть очищением его от всякого свойства, в котором нет абсолютного совершенства. А все высказывания невежд, относящих себя к последователям этого великого имама, о том, что он якобы утверждал что-то подобное, — ложь, клевета и вымысел, и да будет проклят тот, кто приписывает подобное ему или же возводит на него подобную клевету, от которой его очистил Всевышний Аллах. Разъяснил Хафиз аль-Имам Абу аль-Фа-радж ибн аль-Джаузи, один из имамов его мазхаба, что все, что относят к нему из вышеупомянутого, — это ложь, вымысел и клевета. Но его изречения относительно опровержения этого и очищения Аллаха от подобного явны. Ты это знай, и это важно».

Что касается имама Али ибн Аби Талиба, то ему приписывают книгу «Нахдж аль-Баляга». Аз-Захаби рассказывает в написанной им биографии Али ибн Хусейна аш-Шарифа, что его подозревают в написании книги «Нахдж аль-Баляга». Тот, кто ее прочтет, убедится, что она ложным образом приписывается повелителю правоверных Али. В ней содержится явное поношение и унижение двух праведных халифов — Абу Бакра и Умара. Кроме того, в ней присутствует большое количество противоречий и неправильных выражений, в чем убедится всякий, кто знает позицию сахабов-курейшитов.

Измышляли напраслину и об имаме аш-Шарани, Особенно много этих измышлений в книге «Табакат уль-кубра». Он сам это объясняет в своем труде «Латаиф аль-минан ва аль-ахлак»: «Всевышний Аллах по Своей Милости даровал мне терпение по отношению к завистникам и врагам, когда они внесли в мою книгу речь, противоречащую Шариату, распространяя таким образом обо мне ложь и клевету. Ты знай, о мой брат, что первое испытание выпало на мою долю в Египте, когда я совершил хадж в 947 году хиджры. Некто выдумал обо мне такую ложь по одному из вопросов, которая противоречит мнениям четырех имамов, будто я вынес фетву некоторым из людей относительно совершения молитвы до наступления ее времени, если раба настигает нужда в том. Они сказали, что это заявление распространилось во время хаджа, и некоторые из врагов моих отослали письма с этой вестью в Египет, когда же я прибыл в Египет, там возникла большая суматоха. Это достигло западных и восточных провинций и дошло до высокопоставленных лиц Египта, вследствие чего моим друзьям был нанесен большой вред. Когда же я вернулся в Египет, то был встречен с недоумением и предубеждением по отношению ко мне. Я поинтересовался: «Что с вами?» Мне рассказали о тех письмах, которые они получили из Мекки, однако число тех, кто измышлял обо мне и клеветал на мою честь, знает лишь один Аллах. Когда же я написал книгу «Китаб аль-бахр уль-мавруд филь мавасики ва аль-ухуд» и на нее написали рецензии представители четырех мазхабов в Египте, люди поспешили переписать ее, и было сделано сорок копий. От этого зависть недругов возросла еще более. Выманив у одного из писарей образец, они внесли в него некоторые искаженные убеждения и высказывания по вопросам, противоречащим единогласию мусульман, а также разного рода байки и анекдоты от Хиджа ибн Раванди, поместив все это в текст книги во многих местах, будто бы они — авторы сей книги. Затем они изготовили брошюры с выдержками из книги и направили на рынок писарей (которые эти книги переписывали). Эти брошюры были выставлены на продажу, и студенты, заметив мое имя, раскупили их, но они попали и в руки ученых аль-Азхара, а также к рецензентам этой книги, что стало причиной большого скандала, после которого люди в течение года продолжали поносить меня. И я не знал об этом. Однако за меня заступился шейх Насреддин аль-Лаккани, шейх уль-ислам аль-Ханбали и шейх Шихабуддин ибн Халаби. Мне написал один из тех, кто уважал меня в Университете аль-Азхар, и оповестил меня об этом, после чего я выслал рукопись, которая была рецензирована учеными. Сверив мою книгу с теми брошюрами, они не обнаружили ничего из того, что было привнесено завистниками, и эта история известна. Знаю некоторых людей из числа опрометчивых, и по сей день подозревающих меня в плохом из-за того, что они услышали впервые от завистников. Некоторые из завистников даже собрали все эти брошюры вместе и раздавали их моим противникам всякий раз, когда кто-нибудь из тех, кто не доверял мне, говорил, что у него есть некоторые вопросы, касающиеся такого-то. После того как мне стало известно об этом, я направил письма всем ученым аль-Азхара и известил их о том, что эти брошюры не имеют ничего общего с моими произведениями, что это чистый вымысел, после чего ученые отказались рецензировать эти брошюры».

Великий историк Абдуль-Хайй ибн Имад аль-Ханбали в своей книге «Осколки золота в повествовании прежних» изложил биографию шейха Абдуль-Ваххаба аш-Шарани. Он поведал о многочисленных его книгах, восхвалил их и далее сказал: «Ему завидовали многие и приписали ему противоречивые утверждения, и искаженные убеждения, и вопросы, противоречащие единогласию, и они причинили ему боль, унизили, оклеветали и обвинили его во всех тяжких грехах, однако Всевышний Аллах унизил их и возвысил его над ними. Он был усерден в Сунне и набожности, он предпочитал всякого нуждающегося себе, даже в том, что касалось одежды, испытывая при этом лишения, отдав все свое время поклонению Богу, написанию книг, воспитанию и обучению. Вокруг него всегда собирались люди, днем и ночью не смолкал гул голосов приходивших к нему людей, подобный гудению пчел. Он оживлял пятничную ночь благословениями Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и делал это постоянно. Его почитали в сердцах до тех пор, пока не перевел его Всевышний Аллах в мир почтения». Аш-Шарани в своей книге «Явакит ва аль-джавахир» пишет следующее: «Безбожники подсунули под подушку Ахмада ибн Ханбала рукописи, в которых были отражены искаженные убеждения, и если бы его сподвижники не знали его убеждений, то они пришли бы в заблуждение из-за того, что они нашли под его подушкой». Также рассказал шейх Мадждуддин аль-Файруз Абади: «Один вероотступник написал книгу, унижающую достоинство имама Абу Ханифы, и, приписав ее Мадждуддину, доставил ее шейху Джамаледдину ибн Хайяту аль-Ямани. После этого тот направил упрек в мой адрес, на что я написал ему следующее: «Я убежден в имаме Абу Ханифе и написал о его достоинстве книгу, возвысив его в ней. Ты сожги книгу, которая дошла до тебя, — воистину, это ложь и вымысел»».

Также сказал большой факих Ибн Хаджар аль-Хайтами: «Ты остерегайся того, что попало в книгу «Гунья» предводителя познавших и Полярной звезды Ислама и мусульман Абдуль-Кадыра Гилани, — воистину, в его книгу привнес ложь тот, кого Аллах накажет за это, а он чист от этого. Как можно отнести эту глупость к нему — с его знанием Корана, и Сунны, и вероучения шафиитов и ханбалитов в такой степени, что он имел право давать фетвы и двух мазхабах к нему, кого Аллах Милостью Своей наградил познаниями и способностью творить явные и скрытые чудеса; зная о том, что было о нем рассказано из того, что является абсолютно достоверным. Как можно подумать, что он может быть автором этих мерзостей, которые можно услышать только от иудеев и подобных им, в которых утвердилось невежество относительно Аллаха и Его качеств и того, что Ему должно, допустимо и не дозволено?! Ты Свят, Аллах, а все остальное — великая клевета». Также в книгу аль-Газали «Воскрешение наук о вере» было привнесено несколько изменений по ряду вопросов. Кади Иязу удалось найти те издания этой книги, которые содержат привнесения, и он повелел сжечь их.

Сказал аш-Шарани: «Из того, что было приписано имаму аль-Газали и распространилось: он якобы сказал, что у Аллаха есть такие рабы, для которых, если они попросят, чтобы не было Судного дня, Аллах выполнит это, и что у Аллаха есть такие рабы, которые если попросят, чтобы Судный день наступил сейчас, то он свершится. Воистину, подобные изречения — это ложь и измышление на великого имама. Каждый разумный мусульманин обязан оберегать имя имама аль-Газали от подобного, поскольку это противоречит неопровержимым фактам, приведенным от Пророка саллаллаху алайхи васаллам о признаках Судного дня, и приводит к опровержению Пророка саллаллаху алайхи васаллам в том, что он рассказал. Если даже подобное в некоторых книгах имама имеется, то это — привнесенное врагами. Я видел написанную одним из этих вероотступников и переполненную противоречивыми высказываниями книгу, которую он приписывает имаму алъ-Газали. Увидев ее, шейх Бадруддин ибн Джамаа написал на ней: «Лжет, клянусь Аллахом, и измышляет тот, кто относит эту книгу к Доводу Ислама (худжат уль-ислам)»».

Подобное также было приписано шейху Мухиддину ибн Араби. Аш-Шарани сказал: «Он был охвачен Кораном и Сунной и говорил: «Всякий, кто оставит весы Шариата хотя бы на миг, — погиб…». Это убеждение мусульманской общины до самого Судного дня, а если что непонятно людям из его речи, то это по причине его высокой степени. А все, что из его речи противоречит принципам Шариата и общепринятым нормам, — это ему приписано, как об этом мне рассказал Абу Тахир аль-Магриби, житель священной Мекки. Он дал мне рукопись книги «Футухат аль-маккийа», которую он сравнил с оригинальными экземплярами, находящимися в городе Кунья, и я не увидел

ней ничего из того, в чем я сомневался или же что я удалил, когда сокращал «Футухат аль-маккийа». Когда ты увидишь это, то[знай, что], возможно, эту ложь завистники приписали шейху в его книгах, — так же как приписали ее мне в моих книгах; это то, что я увидел от моих современников в отношении меня, пусть простит Аллах нам и им. Аминь».

Вот цитата из книги «Дурр уль-мухтар» ханафитского факиха: «Есть такие, кто отзывается о книге «Фусус аль-хикам» шейха Мухиддина ибн Араби как выходящей за границы Шариата и утверждает, что она была написана с целью ввести читателя в заблуждение, а тот, кто читает ее, — вероотступник. И что же делать?» Ответ: «Да, в ней содержатся противоречащие Шариату утверждения, и кое-кто из самонадеянных людей попытался примирить с Шариатом эти противоречия, однако я убежден, что это некоторые из иудеев измыслили их против шейха, и необходимо быть внимательным и не принимать всерьез эти выражения».

Также приписанными шейху Ибн Араби считаются утверждения относительно того, что обитатели Ада наслаждаются Адом и что, если их вывести из Ада, они станут испытывать мучения. Сказал аш-Шарани: «Если подобное обнаружится в какой-либо из его книг, то это ему приписано. Я прочел его книгу «Футухат аль-маккия» («Мекканские откровения») целиком и нашел ее наполненной речами о наказании обитателей Ада». Из ложных приписок шейху Мухиддину является и утверждение об освобождении от предписаний (таклиф). Аш-Шарани говорит: «Шейх Мухиддин сказал, что вали нельзя идти на какой-либо грех, зная благодаря проницательности (кашф) о предопределенности этого греха, так же как не дозволено тому, кому стало известно о том, что он заболеет в какой-то день месяца рамадан, торопиться с разговением в этот день — напротив, он должен проявить терпение, пока не заболеет, так как Всевышний Аллах предписал право разговения только тогда, когда наступает болезнь или когда на то есть другая причина». Сказал он также: «Это — наш путь и путь обретших истину из людей Аллаха222». Приписанным также считается то, что познавший Аллаха шейх Ибрахим ад-Дусуки якобы сказал: «Мне разрешил мой Господь говорить это, я говорю: «Я — Аллах!» — и сказал Он мне: «Ты скажи: «Я — Аллах!» — не бойся». Такое мерзкое выражение не нуждается в долгом разъяснении». Из того, что измышлено против Рабий аль-Адавийи, это ее слова о Каабе, о которой она будто сказала такие слова: «Это идол, которому поклоняются на земле». Сам Ибн Таймийя отрицает эти слова и подтверждает, что это приписано ей и измышлено против нее. Он сказал: «Что касается слухов о Рабие, будто она сказала о Каабе как об идоле, которому поклоняются на земле, то это ложь против верующей и богобоязненной Рабий. Если кто-либо сказал такое, тот стал кафиром, который должен покаяться в этом — или же его следует казнить, однако это ложь в любом случае. Каабу мусульмане почитают, а поклоняются они Хозяину Каабы посредством обхода вокруг нее (тавафом) и произнесением молитв».

Если мы будем продолжать приводить примеры искажений, приписок и вымыслов, осуществленных на протяжении истории Ислама и суфизма, то здесь нам не хватит места, поскольку на долю суфизма выпало много из этого: ведь те, кто придумывали и вносили искажения, поняли, что суфизм — это душа Ислама, а суфии — это сила и ярко светящее пламя Ислама, и они пытались погасить этот свет. Всевышний сказал:

«Они хотят задуть Свет Аллаха своими устами, но ведь Свет Аллаха совершенен, как бы это пи было ненавистно неверным» (61:8).

Мы не должны забывать, что основной причиной, способствующей таким явлениям, как искажение и привнесение, послужило отсутствие в те времена организованного книгоиздательства и контроля за ним, имеющихся в наше время. Тогда не существовало законов об авторском праве, на основе которых можно было привлечь к ответственности людей, внесших какие-либо изменения в книгу автора без его согласия. Однако Всевышний Аллах для сохранения в первозданности мусульманской религии выдвинул людей, которые денно и нощно занимались вычитыванием и очищением текстов исламской литературы. Они сумели отличить привнесенное от достоверного,

мы, благодаря этой скромной книге, тоже вкладываем свою долю в дело очищения суфизма от всего, что ему приписывают, чтобы вернуть ему былую ясность и блеск, чтобы он в наш век, покрытый мраком материализма, вседозволенности и атеизма, нес людям свою духовную энергию и вдохновение веры.

Автор
islom.uz
Статьи по теме
Аскетизм mdash это высшая степень душевного состояния и освобождение сердца от всего помимо Аллаха. Достижение этой степени mdash важное дело, требующее большой читать полностью

785 09:30 / 29.08.2019
Наиважнейшими из них являются следующие десять1. Чтение Корана с осмыслением и пониманием его значения.2. Стремление приблизиться к Аллаху путем совершения читать полностью

892 17:00 / 18.09.2019
ИсторияИстория оказалась плодородной почвой для привнесений и вымысла. Лжецы внесли в историю Ислама рассказы и случаи, сотворенные их собственным воображением, читать полностью

901 09:30 / 23 март
Имам аш Шафии привел от Мухаммада ибн Хасана, что они оба находились у входа в Каабу, а какойто мужчина, которого они видели впервые, стоял у входа в мечеть. Один из читать полностью

1052 09:30 / 22.11.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью