1441 йил 16 зуль-хиджа | 2020 йил 06 август, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Тафсир

Толкование суры "Балад"

09:30 / 07 апрель 731 Режим чтения + -

Сура «БАЛАД»

Ниспослана в Мекке. Состоит из 20 аятов. 

Эта сура, как и некоторые другие суры, названа словом из первого аята. Слово балад означает «край, страна, город». В данном аяте под словом «балад» подразумевается Священный город Мекка.

В предыдущей суре были подвергнуты критике люди, алчущие богатства, недозволенным (харамным) путем присваивающие наследство сирот, не дающие еды бедным. В этой же суре упоминаются такие похвальные поступки богатых, как освобождение раба, предоставление пищи нуждающимся в период голода. Также говорится о том, как достигается умиротворение нафса, умиротворение души.

В этой суре кратко говорится о существовании загробной жизни, о том, что Аллах предоставил человеку два пути — путь счастья и путь несчастья, и что для человека есть возможность выбрать один из них. Но в конечном итоге человеку будет воздано по заслугам: либо он обретет награду, либо подвергнется наказанию.

Напоминается, что если богатый человек не обладает ийманом — верой в Аллаха, то он может зазнаться, думая, что над ним никто не властен в мире, что он полностью свободен в своих поступках и он может хвастать, что сделал то или сделал это. В суре указывается, что на самом деле богатые люди должны помогать нуждающимся, сиротам, бедным и неимущим.

Таким образом, Аллах воспитывает мусульман в духе гуманизма, милосердия, братства, любви и других высших человеческих качеств.

Как и в случае с другими мекканскими сурами, цель суры «Балад» — помощь в обретении веры и утверждении правильного убеждения. В ней в основном речь идет о справедливом суде в ахирате, рассматриваются вопросы грядущих благ или наказания, различения уверовавших и неверующих.

Сура начинается с клятвы Заповедным Городом (Баладул Харам) — Меккой, в котором живет Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи вассалам, затем идет клятва Прародителем и всеми его потомками и утверждается, что человек в этом мире неизбежно пребудет в тяготах.

Затем объясняется, что некоторые люди, будучи сами неверующими и непокорными, тратя свое богатство на неверном пути, еще претендуют на искупление — на отвращение от себя мук за счет этих трат, и указывается что на самом деле должны делать эти люди.

В конце суры кратко говорится об исходе праведных муминов-верующих и положении неверных в будущей жизни.

  

 بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО‎

لَا أُقْسِمُ بِهَٰذَا الْبَلَدِ

1. Клянусь этим Городом!

Здесь имеется в виду Священный город Мекка. Аллах клянется в Своей Книге этим городом, дабы возвысить его почет. Аллах сделал этот город самым почтенным в мире. Ему было угодно возродить там Свой Дом — Байтуллах (досл. «Дом Аллаха» — Каъба). Аллах поместил в этом городе киблу — направление, куда обращены лицом мусульмане при совершении намаза. Аллах избрал этот город местом ниспослания Своих вахий. Аллах сделал этот город излюбленным для верующих-мусульман, куда стремятся их сердца. Всевышний Аллах сделал так, что плоды всего благого собираются в этом городе. Аллах сделал этот город краем безопасности и благополучия. По воле и милости Аллаха в этом городе не кончается благодать. Всевышний Аллах избрал этот город Своей запретной, заповедной территорией, где причинение вреда всякому человеку, и даже любому из объектов охоты — зверям и дичи, а также деревьям и растениям Он объявил и утвердил харамом.

В хадисе, который передали имам Бухари и имам Муслим, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поистине, Аллах сделал Мекку запретным городом в день сотворения небес и земли, и он останется запретным до наступления конца света. До меня он не был дозволен ни для кого. И после меня не будет дозволен ни для кого. Лишь для меня он (был) дозволен на час из дневного времени».

В этом аяте Аллах клянется городом, возвеличенным Им Самим, тем самым прославляя его почет еще больше. Следующий аят возвещает о том, что Священная Мекка удостаивается еще одного почета.

وَأَنْتَ حِلٌّ بِهَٰذَا الْبَلَدِ

2. И ты обитаешь в этом городе!

Восклицание в этом аяте обращено к Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи вассалам. Муфассиры говорят, что Всевышний Аллах, возвеличивая город клятвой им, а потом возвещением о том, что там живет Мухаммад саллаллаху алайхи вассалам, еще больше восславляет почет города.

وَوَالِدٍ وَمَا وَلَدَ

3. И Родителем и тем, что он породил!

Здесь под «Родителем» подразумевается прародитель человечества Адам алайхиссалам, а то, «что он породил» — праведные потомки сынов Адама. Аллах клянется отцом человечества Адамом алайхиссалам и его верующими, богобоязненными потомками. Хотя клятва подчеркивает важность следующего за ней смысла, этим также преследуется цель прославить Адама алайхиссалам и его праведных сынов. Неверные и непокорные недостойны этого города.

В следующем аяте излагается причина, в силу которой звучат эти клятвы Аллаха.

لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ فِي كَبَدٍ

4. Действительно, Мы сотворили человека в тяготе [обреченным на тяготы].

То есть человек сотворен обреченным на тяготы. Действительно, в сравнении с другими живыми существами мирские дела человека сопряжены с тяготами. Прославленный сподвижник Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху в комментарии к этому аяту сказал так: «И пребывание в чреве матери, и рождение, и кормление из материнской груди, и отлучение от нее, и жизнь, и смерть человека — все проходит в тяготах».

Некоторые толкователи Куръана говорят, что в этом аяте имеется утешение Пророку саллаллаху алайхи вассалам и мусульманам за их страдания, лишения и тяготы на пути веры. То есть здесь звучит призыв к мусульманам не отчаиваться, не впадать в уныние, ибо кем бы ни был человек, ему предписано испытать в этой жизни лишения и тяготы.

В следующем аяте Всевышний Аллах возвещает о природе человека, не уверовавшего, не признающего силу и могущество Аллаха.

أَيَحْسَبُ أَنْ لَنْ يَقْدِرَ عَلَيْهِ أَحَدٌ

5. Неужели он считает, что никогда не справится с ним никто?

Возгордившийся из-за собственной силы, денег и богатства, не верующий в Аллаха человек считает, что он всесилен, что его никто не одолеет. Обычно к такой мысли приходят лишь пребывающие в обольщении неверные люди. В предыдущих сурах уже говорилось о заблуждениях человека относительно дарованного ему Аллахом богатства, якобы данного не ради его испытания, а сугубо из-за его исключительности. В период ниспослания данного аята было немало людей, придерживающихся таких взглядов. Такие люди были во все времена. И сейчас их немало. Муфассиры — толкователи Куръана в качестве примера приводят некоего неверного по имени Абул Ашудд ибн Калда, наделенного неимоверной физической силой, чем он был чрезвычайно горд. Абул Ашудд стелил на землю шкуру убитого им зверя и говорил: «Если кто-либо сумеет меня сдвинуть с этого места, то я его вознагражу в таком-то количестве». Даже если десять человек тянули из последних сил, а шкура рвалась в клочья, все равно не могли сдвинуть его с места. И этот неведающий о вере в Аллаха человек всегда гордился тем, что никто не может одолеть его.

Вместе с тем неверный считает, что имущество, потраченное им против веры и Ислама, пойдет ему на пользу. Поэтому:

يَقُولُ أَهْلَكْتُ مَالًا لُبَدًا

6. Говорит: «Я погубил богатство несметное!»

Когда богачам, возгордившимся своим имуществом, говорят «Пожертвуй!», они отвечают вышеприведенными словами, тогда как на добрые дела ими ничего не потрачено. Ведь они обычно тратят свое богатство ради удовлетворения своих низменных потребностей, на всякие козни и интриги. Но Великий Аллах знает обо всех деяниях обольстившегося и возгордившегося своими «возможностями» человека.

أَيَحْسَبُ أَنْ لَمْ يَرَهُ أَحَدٌ

7. Неужели он считает, что не видел его никто?

Да будет известно возгордившемуся, что даже если его и не видит никто вокруг, Аллах все видит. Как бы человек ни скрывал свои грехи, Аллах ведет счет каждому его слову и поступку. В том числе Аллаху известно, куда он тратит силу и богатство, и этому тоже ведется счет.

Человек должен всегда помнить и не забывать, что все блага ему дарованы Аллахом, будь то богатство, имущество, здоровье или любые из данных ему частей тела. Об этом Аллах напоминает в следующих аятах.

 أَلَمْ نَجْعَلْ لَهُ عَيْنَيْنِ

وَلِسَانًا وَشَفَتَيْنِ

وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ

8. Разве Мы не наделили его двумя глазами,

9. И языком, и двумя губами?

10. И не наставили его на два пути?

Комментируя эти три аята, муфассиры Куръана приводят хадис кудси со следующими словами Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Аллах говорит: “О дитя Адама! Я дал тебе неисчислимые богатства, одарил бесконечными благами, возблагодарить за которые ты не в силах. Одно из Моих благ — дарованные Мной, чтобы видеть, два глаза и два века, чтобы смыкать их. Двумя глазами смотри на то, что я сделал халалом. Если взгляд твой невзначай упадет на недозволенное Мною, заслони глаза — закрой веки. Я дал тебе язык и сотворил для него вместилище. Говори то, что Я велел, и то, что Я дозволил. А если возникнет что-то из недозволенного Мною, то придержи язык — зачехли его, сомкнув губы. Я дал тебе половой орган и пути воздержания. Используй этот орган на дозволенное. А если появится недозволенное, то воздержись. О дитя Адама! Ты не стерпишь Мои муки и не снесешь Мое отмщение!”».

В этих аятах Аллах упоминает о некоторых благах, дарованных Им людям. Например, глаза. Это одно из величайших благ, их строение весьма утонченно. С помощью глаз человек видит мир и пользуется ими на протяжении своей жизни, наслаждается красотами. Такое великое благо дарует лишь Аллах. Никто другой не способен наделить человека зрением. Постигнув знания о строении глаза и процессе зрения, человек не может не поклоняться Аллаху. Следовательно, человек, следуя по пути Аллаха, должен глядеть этими глазами на дозволенное — халалное и избегать смотреть на недозволенное — харамное. Лишь таким путем человек может возблагодарить Аллаха за дарованное Им благо — зрение.

Таким же великим благом, как и другие органы человека, являются язык и губы. Всем известно значение языка в человеческой жизни. Кто может дать такое благо человеку? Никто! И если будет серьезно травмирован какой-нибудь сосуд, связанный с языком, то даже при объединенных усилиях специалистов всего мира все попытки исправить положение будут тщетными. Немаловажную роль играют и губы, сотворенные Аллахом и наделенные такими многочисленными функциями. И если бы их не было или форма их была бы иной, это создало бы множество неудобств для человека. Человеку, осознающему все это, остается только возблагодарить Аллаха. Следовательно, мы должны ценить по достоинству эти блага и повиноваться, и поклоняться давшему их нам Творцу, и следовать по указанному Им пути.

Величайшее благо Всевышнего Аллаха — это то, что Он наделил человека умением отличать хорошее от плохого, белое от черного, добро от зла, а также то, что Он указал ему путь добра и то, куда ведет этот путь, как и путь зла и то, куда ведет этот путь. Значит, человек должен оставить путь зла и всегда должен идти по пути добра, не поддаваясь своим низменным желаниям, он должен продвигаться вперед по прямому пути, преодолевая трудности. И все же люди бывают разными. Некоторые ленятся преодолевать трудности на правильном пути добра и даже полагают, что добро само по себе представляет трудность. О таких людях речь в следующем аяте.

فَلَا اقْتَحَمَ الْعَقَبَةَ

11. Но не стал преодолевать преграду.

В данном аяте выполнимые действия, обременяющие человеческое эго, — его животное естество, — выражены метафорой и сравниваются с преодолением преграды. Важность этой «преграды», суть которой может постичь не всякий человек, подчеркивается возвеличивающим вопросом, который прозвучит в следующем аяте.

وَمَا أَدْرَاكَ مَا الْعَقَبَةُ

12. И что дало тебе знать, что такое преграда?

Затем Куръан сам разъясняет, что представляет собой преодоление преграды — акабы. Это…

فَكُّ رَقَبَةٍ

13. Освобождение раба.

Известно, что в период ниспослания этих аятов Куръана в мире процветало рабовладение. Ислам первым в истории человечества выступил против рабства и рабовладения, а освобождение рабов возвел в ранг поклонения — ибадата Аллаху.

أَوْ إِطْعَامٌ فِي يَوْمٍ ذِي مَسْغَبَةٍ

يَتِيمًا ذَا مَقْرَبَةٍ

أَوْ مِسْكِينًا ذَا مَتْرَبَةٍ

14. Или кормление в день голода,

15. Сироты из родственников,

16. Или неимущего, приникшего к земле.

Преодоление преграды, то есть обуздание низменных желаний нафса и осуществление желанных Аллаху деяний, проявляется в период голода. Во времена изобилия человек устремлен к показухе, гордыне, соревнованию в успехе, и в такие дни накормить кого-то может любой человек. Но в дни голода, когда каждый сам по себе и озабочен только своим желудком и завтрашним днем, не ведая, когда закончится это лихолетье, накормить голодного считается истинным преодолением преграды. Совершивший такое деяние заслуживает одобрения и довольства Аллаха. В этих аятах особо упоминаются две категории нуждающихся в столь тяжкие дни: сироты из числа родственников и неимущие бедняки.

Пророк саллаллаху алайхи вассалам сказал: «Я и опекун сироты будем вместе в раю вот так» и показал, соединив указательный и средний пальцы. Как видим, помощь нуждающимся — великое богоугодное дело, достойное саваба — благого воздаяния и награды. И те, у кого есть еще время, должны действовать.

Настоящее пожертвование, благотворительность — это оказание помощи нуждающимся людям. Но эта помощь должна оказываться из чистых побуждений веры. И в следующем аяте звучит намек на это.

ثُمَّ كَانَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ وَتَوَاصَوْا بِالْمَرْحَمَةِ

أُولَٰئِكَ أَصْحَابُ الْمَيْمَنَةِ

17. Потом, кто был из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение, и заповедали друг другу милосердие,

18. Те — люди правой стороны!

Следовательно, чтобы стать одним из людей правой стороны, наряду с выполнением упомянутых выше нелегких дел, человек, прежде всего, должен обладать ийманом — быть верующим. Он не только сам должен проявлять терпение, но и других призывать к терпению, милосердию, радению и проявлению милости. Мухаммад саллаллаху алайхи вассалам в своем хадисе сказал: «Кто не проявляет милосердия к людям, к тому не проявит милосердия Аллах».

وَالَّذِينَ كَفَرُوا بِآيَاتِنَا هُمْ أَصْحَابُ الْمَشْأَمَةِ

عَلَيْهِمْ نَارٌ مُؤْصَدَةٌ

19. А те, которые проявили неверие в Наши аяты, они — люди левой стороны.

20. Над ними — огонь сводчатый.

Те, кто не уверовал во Всевышнего Аллаха, Его Посланника и Его Книгу, в Судный день станут людьми левой стороны, получат книгу своих деяний слева и будут направлены в ад, который также будет расположен слева. А попав в ад, они тут же будут окружены со всех сторон огнем, из которого нет выхода, и останутся они там навечно, и вечно будут страдать.

Здесь вновь ярко проявляется стиль, свойственный только Священному Куръану — одновременное использование призыва и угроз. После слов о благополучном пребывании в раю праведных мусульман тут же дается картина пребывания неверных и заблудших в аду. После описания рая следует описание ада.

Из книги Тафсир Хилал.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Сура .БУРУДЖ,Ниспослана в Мекке. Состоит из 22 аятов. Название данной суры произошло от фразы затил бурудж из первого аята. Слово .бурудж, множественное число от читать полностью

201 15:00 / 11 июль
Cура .ИНШИКОК,Ниспослана в Мекке. Состоит из 25 аятов. Название этой суры взято из аята .Изас самааун шаккот, данной суры. Слово иншикок в арабском языке означает читать полностью

127 12:00 / 23 июль
Сура .Юнус,, аят 11.11. И если бы ускорил Аллах для людей зло, подобно тому, как Он ускоряет им добро, непременно был бы уже решен завершен им их срок. Но оставим Мы тех, читать полностью

889 15:30 / 01.08.2019
Сура .КАРИЪА, Ниспослана в Мекке. Состоит из 11 аятов. В этой суре речь идет о Судном дне, и в ней же этот день назван поновому mdash кариъа mdash .поражающий,, .сильно читать полностью

818 09:30 / 17.12.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью