1441 йил 16 зуль-хиджа | 2020 йил 06 август, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Тазкийа

Единство бытия, слияние и единение. Часть 1

09:30 / 10 апрель 611 Режим чтения + -

Слияние и единение

Одно из самых главных обвинений в адрес суфиев — это обвинение в том, что они якобы утверждают о слиянии (хулул) и единении (иттихад), имея в виду, что Всевышний Аллах слился со всеми частями бытия: морями, горами, скалами, деревьями, людьми, животными. Или же что сотворенное и есть Творец и что все ощутимое из существующего, все видимое в этом бытии — это Аллах. Превыше Великий Аллах всего этого. Нет никакого сомнения, что такое утверждение — явное неверие, противоречащее вероубеждениям уммы. Суфии, постигшие суть ислама, веры и ихсана, не могли опуститься до такого уровня заблуждения и неверия. Искренний верующий не может необдуманно обвинять их в таком неверии, не поняв изначально их целей и не ознакомившись с их убеждениями, которые ясно выражены в их основополагающих книгах, таких как «Футухат аль-Маккийя», «Ихья улюм ад-дин», «Ар-Рисаля аль-Кушайрия» и другие, Может быть, некоторые из противников суфизма могут подумать, что подобное высказывание — это лишь попытка оправдать суфиев и доказать их непричастность к идеям хулула и иттихада или же их фанатичная защита, и желали бы приведения аргументов из их же высказываний, снимающих с них тяжесть этого греха.

Для разъяснения истины приведем некоторые изречения суфиев, дабы подтвердить их чистоту и невиновность в том, в чем их подозревают, и доказать, что они сами предостерегали людей от подобных искаженных убеждений. После прочтения этих высказываний становится ясно, что то, в чем их обвиняют из подобного, — или приписано им, или требует объяснения в рамках их же высказываний, выражающих вероубеждение людей Сунны и согласия.

Аш-Шарани говорит: «Клянусь, когда язычники поклонялись идолам у они не осмеливались утверждать, что их идолы есть Аллах, а напротив, они говорили: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к

Аллаху». Как же тогда можно говорить об авлия, что они утверждают о единении [С божеством]. Это невозможно, потому что вали знает, что Сущность Аллаха принципиально отличается от сущности остальных творений, выходя за рамки человеческой осведомленности, ибо Аллах — всякую вещь объемлющ».

Слияние и единение возможно только в телах, а Аллах не является телом, чтобы Он мог слиться с телом. И вообще, как возможно слияние Изначального с сотворенным или Создателя с творением? Если это слияние является свойством тела, то Аллах не является свойством. Если же это слияние одной материи с другой, то Аллах не является материей, поскольку слияние и единение невозможно даже между сотворенными, ведь два человека не могут стать одним целым, так как они — отдельные сущности. А различие между сотворенным и Творцом, между безусловно бытующим и вероятно бытующим еще более велико из-за различия сущностей. Ученые и обретшие истину суфии не устают разъяснять лживость утверждения о слиянии и единении и разъясняют их вред и неправильность.

Сказал шейх Мухиддин ибн Араби в «Книге вероубеждеиий»: «Аллах выше того, чтобы с Ним слилось возникшее или же Он слился с ним». В главе «Сокровенное» он сказал: «Нельзя познавшему Аллаха говорить: «Я — Аллах», даже если он достиг наивысших высот близости к Аллаху. Познавший Аллаха далѐк от этих слов, напротив, своими словами и делами он показывает, что он - раб Аллаха. Также в 169-й главе он сказал: «Изначальный никогда не бывает местом для возникшего и сам не бывает помещенным в возникшее». А еще он сказал: «Кто утверждает о слиянии (хулул) - тот болен. Утверждение этого является неизлечимой болезнью. А о единении (иттихад) утверждают только вероотступники, так же как те из невежд, кто утверждают о слиянии». Он также сказал в 292-й главе: «Наивеличайший аргумент, отрицающий слиянии и единение, можно объяснить логически: в Луне нет от лучей Солнца ничего, и Солнце не переместилось к ней, а Луна является лишь местом его отражения, так же и раб, в нем нет от его Создателя ничего».

Автор книги «Нахджу рашад» в ответ утверждающим о единении и слиянии сказал: «Шейх Камаледдин Мараги рассказал мне: «Я встретился с шейхом Абу аль-Аббасом аль-Мурси, учеником великого шейха Абу аль-Хасана аш-Шазали. Я поговорил с ним о тех, кто заявляет о единении и слиянии, и нашел его резко критикующим их, сурово отрицающим их и запрещающим их путь, говорящим следующее: «Каким образом изготовленное может быть самим изготовителем?»».

Что касается приведенных высказываний из книг суфиев относительно единения, то это приписано им, что доказывают их вышеперечисленные высказывания, или же их противники растолковали их непонятные утверждения ошибочным образом и обвинили их в неверии. Ученые же, твердые в своих знаниях, поняли их изречения в соответствии с убеждениями людей Сунны и согласия, поняли смысл, подобающий вере и богобоязненности суфиев.

своей книге «Аль Хави лиль фатави» ученый Джалаледдин ас-Суйюти сказал: «Знай, что некоторые ученые, обретшие истину, использовали в своих произведениях слово «иттихад», подразумевая под этим суть Единобожия. Иттихад в их понимании — это совершенство в Единобожии, а Единобожие — это познание Одного Единственного, и в этом запутались те, кто не поняли их знаков и символов и отнесли это не к тому, что подразумевалось, Совершив такую ошибку, они погубили себя». Далее он сказал: «Основа иттихада (единения) — ложна, неприемлема Шариатом, логикой и традицией единогласия пророков, суфийских шейхов, других правоверных ученых и мусульман вообще. И это не относится к пути суфиев. Все это исходило от группы заблудших людей, не обладавших знаниями. В своих утверждениях они уподобились христианам, которые говорят об Иисусе алайхиссалам, что «В нем соединились Божественная и человеческая сущность», а те, кого Всевышний окружил своей заботой, не стали утверждать ни о единении, ни о слиянии. Даже если они и высказывались подобным образом, то подразумевали стирание своей души и утверждение Господа». Ас-Суйюти сказал: «Единение употребляется иногда в смысле исчезновения противоречий, сохранения соответствий, исчезновения корысти души по отношению к мирскому и стремления к жизни вечной (фана), а также очищения себя от мерзких свойств и сохранения похвальных качеств. Сюда также относятся исчезновение сомнения и сохранение убеждения, исчезновение забвения и сохранение поминаниям.

Из книги Истина Суфизма.

Автор
islom.uz
Статьи по теме
Упомяну один из многочисленных случаев, приведенных Урвой от Айши радияллаху анха .Воистину, когда Абу Бакр пребывал в болезни, то позвал Айшу и сказал, что читать полностью

900 09:30 / 16.10.2019
..Тасаввуф ndash это духовная жизнь Ислама и духовный авторитет личности Пророка Ислама саллаллаху алайхи васаллам, которые выражаются в форме институтов и читать полностью

1893 16:46 / 21.11.2018
Последнее время задают много вопросов о чудесах караматах. Имеют ли они основания в Шариате Сказано ли о них в Куръане и Сунне И в чем смысл того, что с читать полностью

926 09:30 / 19.12.2019
Прежде чем рассказать чтолибо о сподвижниках и о тех, кто был после них, мы расскажем о прозрении кашф Посланника Аллаха соллаллоху алайхи васаллам , которое читать полностью

963 11:30 / 08.10.2019
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью