1441 йил 20 зуль-хиджа | 2020 йил 10 август, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Тазкийа

Единство бытия, слияние и единение. Часть 2

09:30 / 20 апрель 550 Режим чтения + -

Что касается высказывания Абу Язида аль-Бистами: «Свят я, как я велик!» — то это высказывание по форме своей является повествованием от Лица Аллаха, так же как слова сказавшего: «Я — Господь!» Все это относится к подобному повествованию и не допускается по отношению к познавшим Аллаха, так же как сомнения и подозрение относительно слияния и единения, поскольку в этом невозможно заподозрить даже простого разумного человека, не говоря уже об отличившихся особой проницательностью и убеждением. Подводя итог, скажем, что слово «единение» (иттихад) — понятие общее и может нести как порицаемый смысл, подобный слиянию, что является куфром, так и смысл, относящийся к состоянию фана.

этом нет никакого противоречия, так как никто не запрещает употребление какого-либо термина, подразумевая правдивый смысл. Если бы это было запрещено, то никому не было бы дозволено произносить слово иттихад. Но ведь мы же говорим, например: «Между мной и моим другом Зайдом есть союз (иттихад)». И зачастую ученые-хадисоведы, факихи и грамматики используют этот термин в различных целях, как, например, выражение, встречающееся и науке хадисов, — «оба хадиса объединились в источнике».

Также в фикxe: «объединилась категория животных». В грамматике приставки едины в действии и смысле237. А там, где суфии использовали это слово, они подразумевали под этим состояние фана, что означает отдаление от свойств плоти и предание своей воли целиком Всевышнему Аллаху, а не тот противоречивый, коробящий смысл. Именно его имел в виду Али ибн Вафа, когда говорил в своей касыде:

Меня подозревают в утверждении о слиянии и единении

Но сердце мое от всего, помимо Единобожии, чисто.

То есть он отрекся от иттихад, подразумевающего слияние.

Аш-Шарани привел от Али ибн Вафа: «Везде, где слово иттихад употребляется в высказываниях людей, оно означает растворение раба в желаниях Господа Всевышнего, как говорят: «Между таким-то и таким-то — единение (союз)», когда каждый из них действует согласно желанию другого».

Ибн Кайим аль-Джаузи сказал в книге «Мадаридж ас-саликин», комментируя «Маназиль ас-саирин»: «Третья степень из степеней фана — фана особо святых и предводителей, приближенных к Аллаху, — это абсолютное отсутствие каких-либо желаний, кроме желаний Аллаха. Объединились их желания с желаниями Любимого». Далее он сказал: «Допустимо только такое единение, а также единение в знании, рассказе... Предел любви — это единение желаний любящего с желаниями Любимого. Такое единение и фана — это единение особо любящих». В арабском языке приставка меняет не только смысл слов, но и падеж зависимых слов.

Несмотря на то, что Ибн Таймийя часто выступал против суфиев и отличался непримиримостью по отношению к ним, он защищал их, когда их обвиняли в иттихаде, и правильно истолковывал их выражения. Что касается его оправданий, то в своих фетвах он сказал: «Никто из познавших Аллаха не убежден в слиянии с Господом, и в слиянии с Господом не находится ничего из сотворенного. Если что-либо, подтверждающее возможность слияния, и было известно от великих шейхов, то большая часть этого — ложь и вымысел, приписанные им некоторыми лжецами из числа утверждающих об иттихаде, которых шайтан ввел в заблуждение и уподобил христианам».

Относительно того, как он объясняет их высказывания, можно привести из собрания его писем, где он сказал: «Что касается высказывания поэта:

Я — тот, кого люблю,

И тот, кого люблю, — я,

то этот человек имел в виду смысловое единение, как, например, единение двух любящих друг друга людей, один из которых любит то же, что и другой,

ненавидит то же, что и другой, и говорит то же, и поступает так, как поступает другой, — это просто сравнение и уподобление, а не единение материальное, а ситуация, когда он оказался растворенным в своем любимом так, что перестал замечать свою душу, подобна [ситуации, описанной] другим поэтом:

потерял себя в Тебе И принял Тебя за себя…

Такое сравнение допустимо».

Из вышеизложенных аргументов нам становится ясно, что все, что приводится относительно употребления суфиями слова иттихаду подразумевает только здравый и допустимый смысл, соответствующий вероучению людей Сунны и согласия. Недопустимо растолковывать их выражения в противоречии с их же объяснениями. Искреннему человеку остается только думать об уверовавших лучше и искать их изречениям верное толкование.


Из книги Истина Суфизма.

Автор
islom.uz
Статьи по теме
Ибн Абидин пишет в своих разъяснениях к изречениям автора книги .Дурр алъМухтар,, что когда его спросили о .Фусус альХикам, Мухиддина ибн Араби, он ответил читать полностью

319 14:00 / 30 июнь
Случай с Абу Бакром радияллаху анху, когда он принимал гостей и количество пищи увеличивалось.Рассказ об Умаре радияллаху анху, когда, находясь на минбаре в читать полностью

903 09:30 / 07 январь
2.Суфизм не постигается посредством чтения книг или изучения терминов. Для этого необходимо вступление в тарикат и продвижение по Пути вместе с людьми тариката и в читать полностью

162 11:00 / 17 июль
Значение проявления чудес караматов у авлия объясняется тем, что Божественная Мудрость требует почитания своих любимцев через наделение их всякими категориями читать полностью

882 09:30 / 16 январь
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью