1441 йил 16 зуль-хиджа | 2020 йил 06 август, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Тазкийа

Разъяснение изречений суфиев

09:30 / 29 апрель 700 Режим чтения + -

То, что мы встречаем в книгах суфиев высказывания противоречащие принципам Шариата, объясняется следующим образом. Это либо речь, привнесенная вероотступниками, завистниками и врагами Ислама, либо речь, требующая объяснения. Она была употреблена либо образно, либо в

переносном смысле, что часто встречается в арабском языке вообще. Во многих местах мы видим это и в Книге Всевышнего Аллаха, например:

«Их сердца были пропитаны тельцом» (2:93)  то есть любовью к тельцу.

Также Аллах говорит:

«Ты спроси у села» (12:82), что означает  у жителей села, или:

«Разве тот, кто был мертв, а Я его оживил»(6:122), то есть сердце было мертво, и Аллах оживил его.

Или же:

«Чтобы вывел ты людей из тьмы к свету» (14:1), то есть из тьмы неверия к свету веры.

Также мы можем встретить в некоторых коранических аятах внешние противоречия. Однако если мы глубже поймем их и последуем тому, на что они указывают и с чем они связаны, то мы обнаружим, что они объяснимы, и поэтому мы не можем говорить, что в Коране есть противоречия и несоответствия. Например, Всевышний Аллах сказал:

«Ты не наставишь, кого любишь»(28:56).

А в другом месте Он говорит:

«Воистину, ты наставишь на прямой путь» (42:52).

Человек, не знающий верного толкования, видит явное противоречие между двумя аятами, так как первый отрицает наставничество Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, а второй утверждает его. А если же спросить людей знающих, то они ему разъяснят, что в первом аяте имеется в виду создание самого наставления, а смысл этого же слова во втором аяте – это указание и направление. Нет противоречия между этими двумя аятами для обладателя понимания.

То же самое мы наблюдаем и в изречениях Пророка саллаллаху алайхи васаллам, которые нельзя понимать буквально, они требуют толкования, которое приводит их к согласованности с остальными хадисами и аятами Корана. Имам аш-Шарани говорит, что люди истины единогласны в необходимости объяснения содержания хадисов как например: «Снисходит наш Господь Великий каждую ночь на небеса этого мира, когда настает последняя треть ночи, и говорит: «Кто обращается ко Мне, чтобы Я ему ответил, кто просит Меня, чтобы Я дал ему, кто просит Меня прощения, чтобы Я простил ему224»», с одним заблудшим дело дошло до такой степени, что он, читая этот хадис с минбара, спустился на ступеньку и сказал людям: «Ваш Господь спускается со Своего Трона на небеса подобно тому, как я спускаюсь с этого минбара». Это невежество высшей степени.

К  хадисам,  требующим  объяснения,  относится  и такой хадис: «Воистину, Всевышний Аллах создал Адама алайхиссалам согласно Его Образу», Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал, объясняя это: «Действительно, слово «Его» относится к Аллаху, однако под словом «образ» надо подразумевать свойства — то есть Всевышний Аллах создал Адама алайхиссалам с подобными же свойствами — знаниями, силой и другими». Это же подтверждает достоверный хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах), когда она сказала: «Его нравом был Коран», а также хадис: «Вы приобретайте нравы Аллаха». От совершенного человека требуется очищение своего нрава и душевных качеств от всякого недостатка, чтобы хоть как-то приблизить качества своего характера к качествам Господа, ведь существует слишком большая разница между свойствами Изначального и возникшего, Творца и сотворенного. Посредством такого исследования выясняется, что смысл этого хадиса состоит в восхвалении Адама алайхиссалам. и заключается в том, что Всевышний Аллах наделил его свойствами, похожими на Свои. Действительно, если в этом хадисе слово «Его» отнести к Аллаху, то нужно обязательно объяснить его в рамках вероучения знающих людей из поколения халаф (следующие за первыми поколениями), которые более сведущи, в отличие от людей заблудших и совершивших тяжкий грех, которые приписывают Аллаху наличие форм и местопребывание, что, по мнению большинства алимов, является неверием, да сохранит нас Аллах от всего этого по Своей Милости и Щедрости.

В  своих  разъяснениях  священного  хадиса:   «Воистину,   Аллах  скажет   в Судный день: «О сын Адама алайхиссалам, Я болел, ты Меня не посетил!» И тот ответит: «О Господь, как же я посещу Тебя, когда ты Господь миров?» Аллах скажет: «Ты не знал, что Мой такой-то раб болел, а ты его не посетил, не знал ли ты, что если бы ты посетил его, то нашел бы Меня возле него?»» — аль-Манави пишет: «Одного из познавших Аллаха спросили о скромности Всевышнего Аллаха и что означают Его слова, когда Он относит к Себе голод и жажду? Что лучше — оставить слова такими, какими они были переданы, или же объяснить их, как объяснил Господь Своему рабу? Тот ответил: «Обязательно давать этим изречениям объяснения, чтобы люди не впали в грех. Что касается познавшего Аллаха, то он обязан верить в Него, так как об этом знает Аллах, но при этом не сравнивать Его с Его творениями, поскольку это сравнение невозможно. Сущность Всевышнего Аллаха отлична от остальных сущностей, Он ни в чем не подобен Своему творению, ни по виду, ни по форме, и к Нему неприменимо уподобление, потому что уподобление может быть применимо только в отношении того, кто может быть подобен в каком-либо состоянии, и поэтому прежние поколения благочестивых мусульман оставили эти изречения, чтобы следующие за ними не вышли за рамки совершенной веры. Аллах не предписал им ничего другого, кроме как веровать в Него, а не в свои объяснения, так как это, может быть, не имелось в виду Всевышним Аллахом. Правилом благочестия является относить к Нему все, что Он отнес Себе...»».

Если даже слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам , исполненные красноречия, логики и краткости, нуждаются в объяснении, при котором значения слов толкуются не в прямом, а в переносном смысле, то что же говорить тогда о высказываниях какого-либо другого человека из его уммы, не достигшего его уровня красноречия и ясности? Слова такого человека еще более нуждаются толковании и разъяснении. С другой стороны, в каждой из наук, таких как фикх, хадисы, логика, грамматика, инженерия, алгебра или философия, существует своя терминология, которую понимают только ученые этой области. Разве может врач понять терминологию инженера или же, наоборот, инженер терминологию врача, когда каждый из них говорит о своем предмете? Тот, кто читает книгу по какой либо из наук, не ознакомившись с ее терминами и не изучив ее понятий, рискует дать словам объяснения, не соответствующие объяснениям ученых и противоречащие той цели, которую преследовали авторы этих книг. У суфиев существует своя терминология для обозначения некоторых чувств и понятий, и тому, кто хочет правильно воспринять написанное, необходимо вникнуть в нее, чтобы понять выражения суфиев. И тогда ему станет ясно, что суфии не вышли за границы Корана и Сунны, и не отклонились от чистого Шариата и что именно они из числа постигших его душу, и обретших его истину, и оберегающих его наследие. Некоторые из познавших Аллаха сказали: «Мы запрещаем читать наши книги тем, кто не следует нашему пути (тарикат), потому что целью этих сочинений является преподнесение науки специалистам. Если же их возьмет в руки тот, кто не является специалистом в данной науке, он не поймет их смысла и станет врагом этой науки, потому что человеку чуждо все, что ему неизвестно». Поэтому Саид Али бин Вафа сказал: «Воистину, тот, кто описал познания и сокровенные смыслы, сделал это не для широкой публики, напротив, если б он увидел, что его книги читает кто-либо из числа неспециалистов, то он запретил бы ему это» [там же].

Разъясняя тему, мы скажем: предостережение суфиев от чтения их произведений теми кто не имеет понимания их терминов, не расценивается как сокрытие знаний, это всего лишь опасение по поводу того, что люди могут сделать из этих текстов неправильные выводы и впоследствии станут отрицать суфизм, поскольку от всякого верующего человека требуется, чтобы он обращался к людям с соответствующей их уровню знаний речью. Поэтому аль-Бухари в своем сахихе выделил специальный раздел и сказал: «Раздел о том, кто дал знания одним помимо других из-за непонимания». Али сказал: «Вы говорите с людьми о том, что они понимают, ведь вы не желаете, чтобы они отвергли Аллаха и Его Посланника саллаллаху алайхи васаллам ».

Великий ученый аль-Айни заметил, разъясняя этот хадис: «Некоторые ученые люди отказались давать знания другим из-за их неспособности к пониманию». Смысл данного изречения состоит в том, чтобы говорить с людьми согласно уровню развития их ума. В разделе «О знаниях, ведущих от Адама алайхиссалам »  есть дополнение от Маруфа: «Вы оставьте то, что они отрицают», то есть то, что им трудно понять, а также сказано, что не следует упоминать непонятное в присутствии простых людей. Подобное привел Ибн Масуд в предисловии к своей книге с достоверным иснадом: «Ты не расскажешь людям изречения, которые не постигает их разум, и которые будут лишь смутой для них, потому что когда человек слышит что-то непонятное или то, что невозможно представить, он убеждается в невероятности этого из-за своего незнания. Он не допускает возможности существования этого, а если это связано с Аллахом и Его Посланником саллаллаху алайхи васаллам, то может привести и к их отрицанию».


Из книги Истина Суфизма.

Автор
islom.uz
Статьи по теме
ХадисыИсказители пытались извратить исламские науки путем внесения в изречения Пророка саллаллаху алайхи васаллам ложных высказываний, вымышленных хадисов, читать полностью

748 09:30 / 13 март
2.Суфизм не постигается посредством чтения книг или изучения терминов. Для этого необходимо вступление в тарикат и продвижение по Пути вместе с людьми тариката и в читать полностью

138 11:00 / 17 июль
Сказал Шариф Джурджани .Это чувство, толкающее на поступки,. Внушение ильхам бывает от Аллаха или от ангелов. С его помощью мусульманин понимает запрет или веление, читать полностью

848 09:30 / 11.12.2019
Ибн Абидин пишет в своих разъяснениях к изречениям автора книги .Дурр алъМухтар,, что когда его спросили о .Фусус альХикам, Мухиддина ибн Араби, он ответил читать полностью

292 14:00 / 30 июнь
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью