1442 йил 9 раби́’у с-сани | 2020 йил 25 ноябрь, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Право на свободу

14:00 / 19 ноябрь 60 Режим чтения + -

Сегодня понятия воли, свободы перемешались с понятием права человека, они даже стали в какой-то степени взаимо-заменяющими. Вместе с тем, не ушла в небытие и привычка трактовать понятие свободы каждым со своей точки зрения. Некоторые при объяснении свободы имеют в виду противоположность рабства, неволи. Другие принимают свободу в качестве права человека поступать, как ему заблагорассудится.

Если правящие круги под свободой понимают свободное действие в рамках, определенных правителем, то подчиненные слои воспринимают это как угнетение, ущемление свобод обреченных. Кроме отличительных особенностей понимания лексических и терминологических значений, в ощущении свободы также существуют различия между лицами и обществами. Обращаясь за примером к сегодняшнему дню, увидим, что в тех странах, где царит воля и свобода, свободные люди в знак протеста ограничения свободы не только других народов, но и животных проводят демонстрации, в то же самое время те же самые люди, в защиту которых они выступают, воспевая свои «свободные страны» и свои «безграничные свободы», требуют от «корыстолюбцев» не вмешиваться в их внутренние дела. Значит, быть рабом и ощущать свое рабство — совсем разные вещи.

Так и в Исламе свобода имеет свои отличительные лексические и терминологические значения. В словаре исламских народов «свобода» означает «неиспорченность». Свободный человек тот, который сохранил природную чистоту от рождения. Этот смысл передан в хадисе Пророка саллаллаху алайхи васаллам: Каждый человек рождается со своей чистой природой.

Данное мнение полностью отражает точку зрения Ислама, относительно того, что каждый человек рождается со своей чистой природой, то есть свободным. Только потом под воздействием многих факторов эта чистая природа может испортиться, иначе говоря, свободе человека может быть нанесен ущерб.

Самых разнообразных вещей, случаев, событий, которые действительно могут служить нарушению чистой природы — свободы человека, великое множество. Например, подобный ему человек, подойдя к нему, скажет: «Я — твой хозяин, а ты — мой раб, захочу — продам тебя, захочу — заставлю тебя работать».

Или же он сам, ставя свои животные страсти выше человеческих качеств, может оказаться в плену сладострастия, что также является нарушением чистой природы человека, ограничением свободы и заблуждением на путях сластолюбия. То же самое можно сказать обо всем, что нарушает, разрушает чистоту природы человека, противопоставляет его самому себе. Человек в этом смысле может превратиться в раба богатства, обычаев и традиций, определенной партии, некоего деспотического общественного строя.

В Исламе тот, кто освободился от всех факторов, нарушающих чистую природу человека, называется свободным человеком. Правоверный мусульманин, будучи свободным, сохраняя ту чистую природу, которая была при создании его Аллахом, преклоняется только перед своим Создателем — Аллахом, живет только по Его указанию. А поклонение Аллаху, преклонение перед Ним, рабство Ему — являются вершиной человеческой свободы. Потому что тот, кто стал рабом Аллаха освобождается от рабства подобным себе людям, различным иконам и идолам, обычаям и привычкам, системам и партиям, богатству и плотским страстям, сладострастию и другим вещам и явлениям. Он не боится никого, кроме Аллаха, не подчиняется никому, кроме Аллаха, и не уступит свою свободу никому.

С позиций Ислама, свобода — самое важное и ценное в жизни человека. Она — источник жизненной силы и плодотворной деятельности, секрет его самоотверженной борьбы в жизни. Не будут счастливыми человек и общество, свобода которых ущемлена. Наши религиозные ученые свободу определяют как выполнение человеком дела по душе, без ущерба при этом для других людей. Следовательно, действовать, как заблагорассудится человеку, вовсе не является свободой.

Напротив, скорее всего это будет самовольством, проявлением недисциплинированности, издевательством над свободой. Потому что конкретный человек не один в этом мире, он живет в обществе таких же, как он сам, людей и потому не должен забывать об их свободе, должен уважать ее. По Исламу, свобода человека так же священна, как и его жизнь, и остается с ним до конца его дней. Никому не дано права покушаться на свободу другого человека.

В этом отношения весьма поучителен упрек второго халифа Исламского государства Умара ибн ал-Хаттаба правителю Египта Амру ибн ал-Асу, сын которого с пренебрежением относился к представителям другой религия. «С каких это пор вы наняли в рабы людей, которые родились свободными?» — спросил его халиф. Из этого следует такое твердое правило: поскольку каждый человек появляется на свет свободным, никто не имеет права посягать на его свободу из-за принадлежности к другой религии, правящим слоям или по другим признакам. И Ислам по такому принципу стоит на защите каждого.

Из книги «Права человека в Исламе»

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Автор
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф
Статьи по теме
Сообщается, что Абу Са`ид альХудри родияллоху анху сказал .Однажды Му`авия родияллоху анху сказал подошёл к кружку людей, сидевших в мечети, и спросил их quotЧто читать полностью

709 11:30 / 09.09.2019
.  Жил когдато очень богатый человек по имени Асифуддавла. Однажды, зайдя в свою конюшню, он обнаружил, как один крайне неимущий старец стоит, держа в руке гладкий читать полностью

2853 04:40 / 06.01.2017
.Вопрос Здравствуйте, уважаемый Шейх. По нашим обрядам запрещается сыграть свадьбу до одного года в доме, где умер человек. Что сказано об этом в нашей религии читать полностью

2691 10:23 / 05.01.2017
.аят 154 154. И не говорите о тех, кого убивают на пути Аллаха «Мертвые» Нет, они живые, но вы не чувствуете. Некоторые из правоверных мусульман погибают их убивают, читать полностью

2797 04:21 / 05.01.2017
Тазкира
ХАДИС ДНЯ
Абдуллах ибн Амр ибн алАс родияллаху анху поведал, что Пророк соллаллоху алайхи васаллам сказал .Души двух верующих встречаются в течение дня, даже если они на самом деле не видели друг друга,.
ИЗРЕЧЕНИЯ ДНЯ
Саубан говорил .Если два человека пробудут в ссоре более трех дней и один из них погибнет или оба они умрут в состоянии ссоры, то оба они обречены на погибель. И если читать полностью
ВОПРОС ДНЯ
Ассаламу алайкум, уважаемый Шейх хазрат У очень большой интерес и стремление к получению знаний. Много времени провожу в школе, библиотеке и за чтением книг. В читать полностью