1445 год 9 Рамадан | 2024 год 19 март, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR

Что означает «ийман»?

Слово «ийман» в переводе означает веру, подтверждение и признание. Улемы науки акийды (вероубеждения) дают ийману следующее определение: «Ийман – это признание устами и подтверждение сердцем».

Ийман – это уверование в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его пророков, в Судный день, а также вера в то, что благое и злое, услада и горечь – предустановление от Аллаха.

Ийман и научные доводы

Как религия, так и научные доказательства свидетельствуют, что в природе каждого человека заложена вера в существо-вание какой-то абсолютной, могущественной сверхсилы. Помимо того, что в нем заложена такая вера, здесь действует и результат умственного развития. И действительно, чем глубже мы вглядываемся и изучаем все сущее в мире, тем более убеждаемся: ничто не возникло и не меняется так просто, самопроизвольно, а все создано кем-то разумно и развивается по каким-то определенным законам.

Причем следует подчеркнуть, что изучение истории челове-чества и человеческой мысли непременно приведет нас к выводу, что вера в созидающую силу возникла раньше, чем какие-либо доказательства существования Создателя. Вообще трудно определить то время, когда именно появилось убеждение в бытии Творца, ибо оно появилось также естественно, незаметно для самого человека, как и стремление познать мир и самого себя в нем… Однако любая вера требует еще и своего закрепления, утверждения в сознании человека, вникания в суть истины.

По мере укрепления у древнего человека веры в Единого Бога, Создатель призвал Своих посланников – пророков указывать людям  верный путь, поддерживал их самих и их проповеди различными чудесами-знамениями. Чудесное знамение – это недоступное для понимания человека действие, явление. Люди, став очевидцами таких явлений, начинали верить, что пророки действительно являются посланниками Самого Творца. Ислам к тому же имеет и свое отличие: в нем особенно последовательно и настоятельно подчеркивается необходимость прихода к вере в Аллаха через размышления, необходимость опираться в своей вере на доказательства разума. Это касается не только содержания многих аятов Куръана, но и самой манеры обращения к людям: прямого призыва к ним, поиска и нахождения веских аргументов в пользу правоты Аллаха и веры. Какие же это доказательства? Чтобы ответить на все вопросы Куръан вновь и вновь побуждает нас обращаться к своим страницам, посвященным мироустройству – от бесконечной и необъятной Вселенной до жизни человеческого духа и тела.

Вера в Аллаха

Вера во Всевышнего Аллаха заключается в нашей глубокой убеждённости в том, что у Него есть двадцать обязательно присущих Ему качеств или атрибутов, двадцать недопустимых (невозможных) и один допустимый для Него атрибут. Эти качества, которые называются сыфатами, обязан знать каждый мусульманин.

Качества, обязательно присущие Всевышнему Аллаху

Такими качествами Всевышнего являются: 1. Существование. 2. Вечность без начала. 3. Бесконечность. 4. Независимость. 5. Бесподобие. 6. Единственность. 7. Всемогущество. 8. Воля. 9. Всезнание. 10. Вечная жизнь. 11. Речь. 12. Всеуслышание. 13. Всевидение. 14. Всемогущий. 15. Имеющий волю. 16. Всезнающий. 17. Вечно живой. 18. Разговаривающий. 19. Всеслышащий. 20. Всевидящий.

Истинная религия и разум требуют утверждения этих двадцати качеств по отношению к Аллаху. Кроме вышеназванных качеств у Всевышнего Аллаха есть ещё 99 прекраснейших имён-эпитетов («аль-Асмаъ аль-хусна»). Есть также неисчислимое множество совершенных качеств и великих имён, сущность которых знает только Он Сам.

Качества, не присущие Аллаху и недопустимые по отношению к Нему

Качества, противоположные двадцати перечисленным выше, не присущи Всевышнему Аллаху, они недопустимы для Него: 1. Небытие. 2. Наличие начала. 3. Наличие конца. 4. Подобие кому-либо или чему-либо. 5. Зависимость от чего-либо или кого-либо. 6. Множественность. 7. Отсутствие могущества. 8. Отсутствие воли. 9. Незнание чего-либо. 10. Смерть. 11. Отсутствие речи. 12. Отсутствие слышания. 13. Отсутствие видения. 14. Не всемогущий. 15. Не имеющие волю на что-либо. 16. Не всезнающий. 17. Не вечно живой. 18. Не разговаривающий. 19. Не всеслышащий. 20. Не всевидящий.

Аллах чист от этих качеств, они являются не достойными Его. Недопустимость этих качеств по отношению к Аллаху доказывают истинная религия и разум. Аллах вообще чист от всех качеств, не соответствующих Его Величию и Совершенству.

Аллах не меняется во времени, и время не меняется для Него. Он сам меняет времена. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, вперёд, назад и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо ответ на вопрос «где?» указывает на место в пространстве, например на небесах или на Арше, или что Он везде, а такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Всевышнему Аллаху не присущи движение или статичность, Он не состоит из каких-либо органов или частей, Он не делится на какие-либо части. Аллах чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он един в сущности, в качествах и в делах. Его видение, слышание, знание, могущество и все другие качества были всегда и не являются созданными, они ни в чём не похожи на качества людей.

У Всевышнего есть ещё не обязательное, но возможное, допустимое для Него качество. Это сотворение чего-либо. Если Он захочет что-то, то Он создаёт его, если не захочет – не создаёт.

Истинное величие, сущность Аллаха, Его совершенство, истину о Нём никто не в состоянии полностью осознать, кроме Самого Аллаха. Необходимые и достаточные знания о Нём человечество получает от Него Самого через Его пророков и из Его книг. На этом свете никто не видит Всевышнего, а в вечной жизни Его увидят верующие.

Доказательством существования Аллаха являются этот устроенный удивительным и совершенным образом окружающий нас мир и Его творения. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в создателе. К примеру, часы сделаны мастером, автомобиль или самолёт свидетельствуют о существовании их конструктора и т. п. Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звёзды, горы, реки, моря, люди, животные, растения и другие творения, от атома до галактик, свидетельствуют об их Создателе, устроившем такой порядок, управляющем ими и охраняющем их. Они сами по себе, без Создателя, не могут образовываться. Именно Аллах является Тем, Кто создал всё и управляет всем.

Человек, который, видя такие творения, тем не менее не верит в существование Аллаха, является тем, кто опровергает свой разум, не доверяет ему и не получает от него никакой пользы.

Вера в ангелов

Ислам одним из своих постулатов наставляет людей вере в ангелов. Это – основа духовной жизни, которая способна вести нас к добру. Как гласит Куръан, человек создан из глины, а джинны  – из огня. В отношении же ангелов наш пророк в своих хадисах говорит, что они «созданы из света». Из этого вытекает, что они – существа, во-первых, небесно чистые – неуловимые для наших прикосновений, невидимые для наших глаз и мгновенно перемещающиеся в любую точку пространства, на любые расстояния. Несмотря на то, что мы их не можем заметить, наше сознание не отвергает их существование. Современная наука показала, что зрение человека способно улавливать лишь те объекты, которые движутся медленнее скорости света. А вещей, перемещающихся с такой скоростью (186 тысяч миль в секунду), человек не замечает вовсе, даже при помощи любых приборов. Поскольку ангелы созданы из света и движутся соответствующим образом, естественна их недоступность нашему взору. Потому и является неразумным отвергать все то, чего мы не в состоянии видеть. К тому же сами ученые далеки от утверждения о том, что на сегодняшний день человеком познано все. Чуть ли не ежедневно мы становимся свидетелями новых открытий доселе неизвестных нам сторон Вселенной и имеющихся в ней объектов. Так справедливо ли будет утверждение, будто эти объекты или их разные свойства прежде не существовали, а появились только после того, как мы их для себя открыли?

Вера в книги

Мусульманин должен знать и верить, что от Всевышнего Аллаха ангел Джабраил (мир ему) передал посланникам книги и свитки. Всего было ниспослано 104 книги, 100 из них в виде свитков и 4 в виде книг. Из них самыми главными являются четыре следующие книги: Таврат (Тора) –ниспосланный пророку Мусе (мир ему), Забур (Псалтырь) – Давуду (мир ему), Инжил (Евангелие) – Исе (мир ему) и Коран – Мухаммаду (мир ему и благословение). Из свитков же пророку Адаму (мир ему) было ниспослано 10, Шису (мир ему) – 50, Идрису (мир ему) – 30, Ибрахиму (мир ему) – 10.

Книги Всевышнего учат людей истинной религии и правильному образу жизни на земле. Коран – последняя книга Всевышнего, в которой заключается смысл всех предыдущих писаний. Это самое большое чудо Аллаха, которое никто не в состоянии исказить до Конца Света. А также никто не в состоянии сочинить подобное Корану, даже самую маленькую суру.

Вера в пророков

Кто такие пророки? Для того чтобы стать просвещенным в истории Ислама, в его сущности и задачах, человек должен получить ясный ответ на данный вопрос.

Вера в пророков – одна из основ исламской веры. У каждого правоверного должно быть убеждение в том, что Аллах прислал к людям посланников из их же среды. Образно говоря, если ангелы – посредники между Небом и Землей, то пророки – между Землей и Небом. Это пророки доводили до верующих все повеления Творца и указания о том, что следует делать, а что нельзя. Все пророки предсказывали блаженную жизнь в этом и ином мирах тем, кто следовал по пути, указанному Аллахом. А те, кто вопреки повелениям Всевышнего оказывались в плену своих низменных порочных страстей, получали от пророков предостережения о скорых бедах на этом свете и о еще более суровом наказании на том.

Куръан призывает мусульман твердо верить во всех пророков. И тот, кто не верит хотя бы в некоторых из них, не считается мусульманином. Это способствует тому, что все народы будут жить в дружбе и братстве, потому что вера во всех пророков облегчает взаимопонимание людей, предупреждает возможные разногласия. Как известно, призыв к почитанию пророков всех религий – особенность именно Ислама. Люди, исповедующие другие религии, только в Куръане найдут уважение к своим пророкам. Аллах посылал всех пророков с целью освобождения людей от рабства желаний и страстей, отвращения их от грехов, призыва к обретению добрых нравов. Значит, прежде всего, сами пророки должны обладать этими лучшими качествами, являя собой пример истинной веры, мудрости, достойного жизненного поведения. На сей счет в Священном Куръане сказано:

ﭑ ﭒ ﭓ ﭔ ﭕ ﭖ ﭗ ﭘ ﭙ ﭚ ﭛ ﭜﭝ ﭞ ﭟ ﭠ ﭡ

«И сделали Мы их предводителями – наставляют на праведный путь по Нашему повелению. И ниспослали Мы им вахий совершать добрые дела, безупречно совершать намаз и давать закàт. Так, они были Нам поклоняющимися» («Анбийа», аят 73).

Итак, пророки – люди совершенные в вере, и они никогда не предают дело, которому служат, но у каждого из них есть еще какие-то свои особенности. Например, Ибрахим алайхиссалам отличался своей правдивостью (сиддик), а Муса алайхиссалам – искренностью (мухлис); Исмаил алайхиссалам – верностью своему слову и т.д. По воле Аллаха каждому народу был послан пророк из его рода, который наставлял всех на праведный путь. В Куръане упоминаются имена 25 пророков, но утверждается, что пророков было гораздо больше.

Если предыдущие пророки были посланниками Аллаха только среди своих сородичей, то Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является пророком для всех. Аллах дает указание Пророку Мухаммаду возвестить об этой истине:

ﮥ ﮦ ﮧ ﮨ ﮩ ﮪ ﮫ ﮬ ﮭ ﮮ ﮯ ﮰ ﮱ

«И не послали Мы тебя, кроме как ко всем людям благовестящим и предостерегающим, но большинство людей не знают» («Сабаъ», 28).

Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам – последний пророк. В этом качестве он завершает миссию своих предшественников и, как сказано в Куръане:

ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲ

«Не был Мухаммад отцом кого-либо из ваших мужчин. Но он – посланник Аллаха и печать пророков!…» («Ахзаб», 40).

До него в течение долгого времени один за другим прошли многие пророки, и в их книгах содержались вести о появлении очередных посланников Аллаха. Однако в Куръане этого нет, чем вновь подтверждается подлинная святость этой книги, и то, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам несомненно яв-ляется последним из пророков. И вот уже 15 веков не появляется и не появится другой пророк, хотя представители других религий до сих пор ждут обещанного в их священных книгах явления такого пророка. Не настала ли пора признать, наконец, что Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам именно тот ожидаемый посланник?

Вера в Судный день

Воздаяние за все, совершенное человеком, наступит в Судный день. Доводы о действительности Судного дня делятся на две категории: содержащиеся в священных Писаниях и доказательства разума.

Относительно первых можно вкратце сказать, что все религии единодушны во мнении о воскрешении человека после смерти и в том, что он будет держать ответ за свои деяния на этом свете.

Что касается доказательства разума, то необходимо отметить, что все люди: и древние, и современные, живущие в песах или среди льдов, в селах или в городах, высокообразованные или неграмотные – все они обладают внутренним чувством, таким, как вера – тоже врожденным, похожим на вдохновение, озарение. И это чувство подсказывает, что после жизни на этом бренном свете будет еще другая жизнь. Вот в ней сбудется все, чему не суждено было сбыться в этой жизни. И там каждому воздастся по заслугам.

Ученый Билл Норман по этому поводу пишет: «Наличие сознания о том, что человека ожидает жизнь и после смерти, является самым сильным аргументом наступления Судного дня… Вера человека в вечную жизнь (пусть даже в мире последнем) – чувство весьма распространенное. Это чувство, к которому мы стремимся и которое ощущаем всей душой, может быть только отражением какой-то убедительной основы. К таким большим истинам невозможно прийти материалистическим путем, с помощью материальных доказательств. Это достигается, напротив, верой, убеждением, вдохновением, то есть духовными, а не физическими чувствами. А вдохновение – важное средство научного постижения истины».

Аллах создает нас сознательными, достаточно совершенными и готовыми к созиданию, ко многим полезным деяниям, способным открыть тайны Вселенной. И для человека, находящегося в таком положении, недостойно опускаться на уровень неразумных, безответственных, ни на что не способных существ. Вот почему мы должны совершать достойное и получать в этом главное удовлетворение. А наступит ли это воздаяние здесь или там после Судного дня – на то воля Божья.

Важно, что Аллах, одарив людей разнообразными способностями, не оставил их при этом без внимания. И в этом тоже – высшая справедливость и мудрость Творца.

Кадā и кадар

Улемы дали следующие определения понятиям кадā и кадар:

«Кадā – это извечное знание Всевышнего Аллаха обо всем том, что и как произойдет в будущем».

«Кадар – это осуществление, появление всего этого в соответствии с извечным знанием Всевышнего Аллаха».

Согласно мазхабу Ахлус сунна вал джамаъа, каждому мусульманину, достигшему зрелости, долженствует – является ваджибом – уверовать в извечное знание Всевышнего Аллаха обо всех делах рабов, всех событиях, связанных с созданиями.

Акийда о кадā (предопределении) и кадар (предустановлении) составляет одно из тех вероубеждений Ислама, что базируются на вере в Аллаха. Эта акийда построена на описании совершенных качеств Всевышнего Аллаха, сделанном на основе правильных, не искаженных познаний.

Вероубеждение о кадā (предопределении) и кадар (предустановлении) основано именно на этих сифатах Аллаха. И поэтому, пока не будет веры в кадā и кадар, вера в Аллаха не будет полноценной.

Поистине, Всевышний Аллах знает обо всем. Он знает о продвигающемся в муравейнике муравье и знает о планетах, движущихся по своей орбите. Ничто не может остаться сокрытым от Его знания. Всевышний Аллах ведает как о каждой частице во Вселенной, так и о ее движении.

Точно так же Всевышний Аллах знает обо всем, что произойдет до Судного дня. Если бы Аллах не знал всего этого, то это указывало бы на изъян в совершенности Его сифатов.

Вот это божественное знание и называется «кадā и кадар» (предопреде-ление и предустановление). В этом, как могут подумать невежественные люди, нет принуждения человека со стороны Всевышнего Аллаха, но есть изначальное знание Всевышним Аллахом о том, что совершит человек. Ибо знания Аллаха не имеют границ.

Для более легкого восприятия этого понятия, ученые приводят следующий пример.

Имея плохое настроение, вы посмотрели в зеркало. В своем отражении вы увидели нахмуренные брови, сморщенный лоб и озлобленное выражение лица. Имеете ли вы право в таком случае упрекать за это зеркало? Можете ли вы сказать, что зеркало ущемило вас, испортило вам настроение? Зеркало всего лишь показало вам то, что у вас было. Оно вовсе не причастно к тому, что у вас нахмуренные брови, сморщенный лоб и злой вид. То же самое и с предопределением и предустановлением! Это всего лишь извечное знание Всевышнего Аллаха о мыслях и деяниях Своих рабов, и только.

Еще один пример. Учитель хорошо представляет уровень знаний своих учеников. Еще при составлении экзаменационных вопросов он сказал, что такой-то получит оценку «отлично», а другой, такой-то – «хорошо». Результаты экзаменов вышли такими, как сказал учитель. Удостоились ли ученики такого результата потому, что об этом сказал их учитель? Или же скромное знание учителя, основанное на его опыте, принудило их получить эти оценки?

Безусловно, нет ничего подобного Аллаху. Но все же, даже на этом примере, приведенном для разумения сути, нам важно осознать, что в кадā и кадаре нет принуждения раба в чем-либо. Если бессильный человек обладает столь необходимыми знаниями в касающихся его самого вещах, так по-чему же Всемогущий Всевышний Аллах, обладающий безграничным знанием, не может извечно знать все?

Выдающийся ученый прошлого ал-Хаттаби сказал следующее:

«Многие люди считают, что кадā (предопределение) и кадар (предуста-новление) – это злобное принуждение Всевышним Аллахом раба к совершению предустановленных Им Самим деяний. Такое их мнение неверно. Смысл кадā и кадара заключается в том, что предстоящие в будущем действия рабов загодя, заранее ведомы Всевышнему Аллаху».