1446 год 6 Рабиус сани | 2024 год 09 октябрь, среда
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Межэтнические отношения в Исламе

05:50 / 28.12.2016 4267 Режим чтения + -


Толерантность – спорное понятие. У всех общечеловеческих ценностей и принципов существует порядок по приоритетности. Ценности и принципы также имеют взаимосвязь, по которой одни не могут существовать без других. Мне кажется, не может стоять вопрос о толерантном отношении одних людей к другим, если между ними не царит важная, и первостепенная ценность, такая как справедливость.

Ислам построил свою теорию толерантности на твердой основе справедливости ко всем, без различий.

В Куръане сказано: «Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас, – быть может, вы последуете совету» (Нахл, 90). Но в Исламе есть и более высокий уровень межчеловеческих отношений, к которым должен стремиться каждый мусульманин. В Куръане сказано «...Сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро!» (Али Имран,134). Ислам воспитывает в мусульманах принципиальные ценности и формирует личности, руководствующиеся этими принципами. Справедливость, великодушие, снисходительность, терпение, прощение и стремление ответить добром даже на зло – это те качества, которые были присущи пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам и в нем для мусульман идеал и пример для подражания на все времена. «Был для вас в посланнике Аллаха наилучший пример» (Ахзаб, 21).

Эти качества должны стать не просто лозунгами на площадях, теоретическими постановками или богословскими проповедями. Эти принципы должны стать образом мыслей, даже на подсознательном уровне, чего невозможно достичь через чтение статей, административное решение или юридический закон. Здесь, мы подходим к основной проблеме. Что может быть базой для воспитания или формирования у человека того или иного качества, принципа или ценности? Этой основой может стать мировоззрение или идеология. Ислам не видит возможности воспитать у человека такие качества как доброта, справедливость, великодушие или терпение без формирования правильного убеждения, веры и представления о жизни, вселенной и человеке. Что касается межэтнических отношений, правильнее будет начать с того, что в Исламе, есть прямые указания мусульманам к тому, чтобы не ограничивать проявления справедливости, великодушия, терпения и милосердия только мусульманской общиной, но распространять на всех без исключения, даже на животных. И этим Ислам отличается от многих других религий. Но, что интересно, в Куръане или Сунне пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам есть не только общие требования и призывы быть милосердными, справедливыми, щедрыми или добрыми ко всем. Иногда пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам даже выделял некоторые немусульманские народы и требовал относиться к ним с добром, терпением и великодушием. Так неоднократно упоминались не мусульмане, живущие под покровительством мусульман. Христиане-копты, христиане Наджрана или Сирии упоминались им с призывом относится к ним с добром. И даже во время войны пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам учил, что женщины, дети, старики, священники или крестьяне не могут быть убиты, если они не участвуют в войне. В Куръане люди Писания, иудеи и христиане, заняли особое место среди не мусульман.

Также Куръан установил законы, регулирующие отношения мусульман с не мусульманами вообще и с людьми Писания в частности, что выгодно отличает Исламский подход. Ислам не оставил мусульман самим решать как им быть, и как относится к иноверцам. Ведь люди – слабые и ошибающиеся создания, подверженные многим факторам. Куръан дал немало четких указаний на то, как строить отношения с не мусульманами в общественной жизни, личной жизни, экономике, политике и социальной сфере.

Рассматривая вопрос о толерантности, хочу сказать, что он не до конца ясен, поскольку многие говорят о толерантности, но до сих пор нет единого определения этой ценности. Все же я попытаюсь на некоторых примерах показать, как в Исламе понимается этот принцип, и каково его значение.

Прежде чем говорить о толерантности и терпимости в Куръане, скажем, что толерантность и терпимость в Исламе может в некоторых моментах быть схожей с понятием толерантности и терпимости, о которых говорят современные мыслители или философы не мусульмане. Но также во многом они могут расходиться. Толерантность в Исламе – это не значит ни во что не верить, как говорили некоторые идеологи западной толерантности. Толерантность в Исламе не означает терпимость к греху, безнравственности или оскорблению религиозных чувств. В законах исламского шариата, которые действуют в исламском государстве, например, есть наказания за употребление алкоголя мусульманином или прелюбодеяние, наркоманию или гомосексуализм. Конечно, эти явления несут в себе угрозу личности, семье, обществу и государству, поэтому Ислам не принимает здесь позиции «толерантного молчания». С другой стороны, Ислам признает право человека выбирать и свободно мыслить, если в этом нет угрозы религии, обществу или стране. Поэтому христиане, иудеи и другие конфессии жили и исповедовали свободно свою веру в исламском мире тысячу лет. Но измена своей религии, народу и стране, если это несет угрозу, карается наказанием. С другой стороны, когда в этом нет угрозы, человек не карается. Поэтому женщины или дети, отступившие от веры, не несут наказания.

Толерантность к людям, исповедующим другие религии, не означает признание этих религий как истинных или равных Исламу. Но толерантность и уважение к выбору человека и его мнению признаются Исламом и требуются от мусульман.

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам нес тот же призыв, что и Ной, Авраам, Моисей и Иисус, мир им всем. Это общечеловеческая справедливость, равенство и братство. Как ни парадоксально это звучит, но глубокая вера в истинность религии Одного Бога, по нашему мнению – источник, из которого мусульмане многие века черпали дух веротерпимости, миролюбия и великодушия. И пусть не обманется читатель стереотипами, созданными в период религиозного фанатизма и невежества, через который прошла Европа и мусульманские страны. Пусть не обманется некоторыми историческими фактами, которые преподносятся в книгах по истории выборочно, или вырванными из контекста исторической цепочки событий, причин и обстоятельств.

Пророк Мухаммад призывал к той религии, которая берет свое начало в понятии мира. Ведь мир с Богом – это начало мира с Его творениями и созданиями. Уважение к Создателю и любовь к Нему должна проявляться в уважении и любви к Его созданиям. Куръан говорит: «Ответь тем, что лучше» (Муминун, 96).

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам не просто создал исламское государство, он создал новую цивилизацию, в которой тысячу лет проповедовали справедливость, равенство и братство. И эти слова не были показухой или лживыми лозунгами, также как не были словами, за которыми кроется иной смысл. Конечно, каждый может понять эти слова по-своему, превратно или с долей интерпретации.

Но Ислам действительно учит тому, что все люди равны и все между собой братья. Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам на основе исламских принципов строил новое общество, в котором на человека смотрели не как на представителя белых или чернокожих, бедных или богатых, знатного рода или безродного. Эти различия Ислам отбросил и возродил единственно правильный критерий. Этот критерий выражен в следующем аяте.

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый. Воистину, Аллах – знающий, сведущий» (Худжурот, 13).

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам вернул всех людей к НАЧАЛУ, о котором забыли люди: «Вы все от Адама, а Адам из земли», – эти слова стали правилом, которым руководствовались и простые мусульмане, и богословы, и правители исламского халифата. Были ли нарушения? Да, были. Но это – человеческий фактор.

Национальная толерантность в Куръане:

«О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый благородный из вас пред Аллахом — наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — Знающий, Сведущий» (Худжурот, 13).

Аллах говорит, что разногласия в религии, мировоззрении и идеологии естественны для человека и человечества в целом.

«А если бы Аллах желал, то сделал бы вас единой общиной, но Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а несправедливые — нет у них защитника» (Шууро, 8).

Поэтому Господь приказывает мусульманам проявлять терпимость по отношению к неверующим, как к людям с такими же правами, но при этом обязывает всячески бороться с их неверием и заблуждениями.

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Не из нас тот, кто призывал к национальному фанатизму. Не из нас тот, кто воевал ради национального фанатизма. Не из нас тот, кто умер ради национального фанатизма» (Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа).

Что подразумевается здесь под национальным фанатизмом? Это то, что во времена джахилийи называлось у арабов «асабия». Наилучшим толкованием будет доисламская арабская пословица: «Поддержи своего брата, когда он обижен и когда он обидчик». Напротив, Ислам установил: «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и посягательстве» (Маида, 2).

Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам учил, что о человеке следует судить по его делам: «Чьи дела были слабы, не увеличит их ценности его родословная» (Ахмад бин Ханбал, Абу Дауд, Ат Тирмизи, Ибн Маджа).

Однажды он сказал своей дочери: «О Фатима, дочь Мухаммада, делай хорошие дела, ведь я не помогу тебе ни в чем, когда ты предстанешь перед Аллахом» (АльБухари, Муслим).

Многие недруги Пророка саллаллаху алайхи васаллам были его близкими родственниками, имевшими родословную курайшитов и хашимитов, но в истории они навсегда останутся врагами Ислама. Например, в Куръане проклят Абу Ляхаб – дядя Посланника. И в тоже время мусульманами всего мира любим чернокожий эфиопский раб Биляль – первый муэдзин, а византиец Сухайб Руми, перс Салман и еврей Ибн Салям являются примерами для подражания и героями Ислама.

Терпимость в сфере культуры

«Если бы пожелал твой Господь, то Он сделал бы людей народом единым. Однако они не престают разногласить, кроме тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» (Худ, 118–119).

«Но [различные] группы их впали в противоречия. Горе же тем, которые были несправедливы, от наказания Мучительного дня!» (Зухруф, 65).

История и факты доказывают, что Ислам не уничтожал культуры, проводя политику ассимиляции, но обогащался ими, если их культурные особенности не противоречили его основам. Но даже если таковые и находились, Ислам не стремился немедленно вырвать их с корнем, но постепенно выводил их из жизни новых мусульман, заменяя исламскими традициями. Об этом сегодня свидетельствует одновременное единство и разнообразие культуры мусульманских народов на разных континентах Земли.

Ислам распространился в Северной и Центральной Африке, Испании, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Индии и Юго-Восточной Азии — в Малайзии и на островах Индонезии. Ислам — религия арабских, тюркских, кавказских, берберских, различных африканских, индийских, малайских, славянских и других народов.

Что мы можем сказать о прошедших полутора тысячах лет? Можем сказать, что Ислам сохранил культурные и этнические особенности всех этих народов. Если даже от самих мусульман Ислам не требует отказаться от национальной культуры, тем более, такого не было и не будет по отношению к немусульманам. С другой стороны, мы рассчитываем на соответствующее отношение и к себе. Искреннее желание жить в мире и уважении должно быть взаимным. В противном случае каждая сторона имеет полное право на самозащиту. И это закон бытия.

«И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте. Воистину, Аллах не любит преступающих!» (Бакаара, 190).

Религиозная терпимость

Ислам учит объективности, честности, искренности. Только глубокая вера мусульман способна возродить исламскую цивилизацию, в которой когда то проповедовали терпимость и справедливость. С людьми Писания нас объединяет вера в Единого Бога и вера в одних посланников и пророков, несмотря на искажения, наложившие свой след на доктрины этих религий: «Мы не делаем различий между Его посланниками» (Бакара, 285).

Здесь не имеется в виду религиозная толерантность – речь о терпимости. У Аллаха одна истинная религия, и религии не могут быть равны по определению: «Воистину, религией Аллаха является Ислам. И разошлись те, кому было даровано Писание, только после того, как пришло к ним знание, по злобе между собой. А если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор в расчете!» (Али Имран, 19). Из множества религий истинной может быть только одна. А мнение, что различные религии – разные пути к Богу, не более чем попытка искусственно лишить существующие разногласия между религиями всяческого смысла или попытка избежать конфликта, вообще. Но конфликты возникают не между религиями, они происходят между исповедующими их политическими силами.

Конечно, религиозные споры не должны выходить за рамки дискуссий и обсуждений. Другое дело, если религиозное учение предписывает уничтожение неверных, — тогда это может быть причиной конфликта. В Исламе, в свою очередь, не содержится призыва убивать иноверцев и физически уничтожать неверие. А сражение с правителем и его армией мы не считаем войной с неверующими хотя бы потому, что воевать разрешается только с вооруженными врагами, — это война против угнетателей и врагов Ислама, напавших на мусульман, а не против народа иноверцев.

Всевышний Аллах говорит, обращаясь к своему Посланнику: «И если бы пожелал Твой Господь, уверовали бы все кто на земле до единого, неужели ты будешь принуждать людей стать верующими» (Юнус, 99).

В другом аяте четко указан сам принцип: «Нет принуждения в религии» (Бакара, 256).

И этот принцип действителен со времен Нуха (Ноя), учителя всех посланников: «Он сказал: «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Неужели вы полагаете, что мы стали бы принуждать вас к ней, несмотря на то, что она вам ненавистна?» (Худ, 28).

Также ничего не стоит в глазах Аллаха вера тех, кто приходил к ней только во время бед и несчастий, посланных Всевышним: «Когда человека поражает какая-либо беда, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему [после забвения Его]. Потом, когда Он одарит его милостью от Себя, человек забывает того, к кому обращался [за помощью] прежде, и поклоняется наряду с Аллахом другим богам, чтобы сбить с пути [людей]» (Зумар, 8).

Повторимся и напомним, что Куръан констатирует и подтверждает факт сосуществования разных цивилизаций, религий, народов и культур и не призывает их уничтожить. Ислам требует относиться к ним с терпением, стремится к диалогу и взаимообогащению, но при этом напоминает, что истинной религией может быть только одна, и мусульмане должны пытаться мирным путем распространить ее во всем мире.

«И если бы пожелал твой Господь, сделал бы людей одной общиной, но они продолжают разногласить, кроме тех, над кем смилостивился твой Господь. Ведь для этого Он создал их» (Худ, 118—119).

Призыв к Исламу не противоречит уважению к религии и вере другого, если этот призыв не обращается к средствам принуждения и лишения свободы выбора. Куръан призывает людей Писания принять Ислам, но запрещает принуждать их к этому. Куръан говорит: «У вас ваша религия, а у меня — моя» (Кафирун, 6).

Более того, Ислам никогда не притеснял религиозные чувства или практику иудеев и христиан. В Куръане сказано «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и приводи им самое сильное доказательство» (Нахл, 125).

Исраэль Вольфенсон в книге «История евреев в арабских странах» пишет: «Вспомним, что после завоевания еврейского города Хайбар, в седьмом году от хиджры, пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам приказал собрать и сохранить свитки Торы. И когда иудейские раввины спросили про священные писания, Пророк саллаллаху алайхи васаллам приказал отдать их. Передают, что раввины были восхищены поступком Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Такого никто не мог ожидать. Особенно, если вспомнить, что римляне, завоевав Иерусалим в 70 году, сожгли все иудейские книги, топтали их ногами и выбрасывали».

Ибн Хишам приводит историю о христианах Наджрана, которые пребывали в гостях у пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и совершали намаз в мечети, обратясь на восток. Их было шестьдесят человек, среди них – четырнадцать важных людей.

Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники сказали ему: «О Посланник Аллаха, это хоронят иудея». Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил ему: «А разве он не человек?!» (Бухари).

В заключение напомним прекрасные слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Я свидетель, что все люди братья» (Ахмад бин Ханбал от Зейда бин Аркама).

Сейран АРИФОВ
По материалам газеты «Арраид»


Автор
islam.uz
Статьи по теме
. ,. . ,. . . ,. . . . АльМикдад да будет доволен им Аллах передаёт .Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху читать полностью

2422 18:00 / 20.07.2019
..Тахаджуд ndash дополнительный намаз, который совершают ночью, после пятого обязательного. Произносить специальное намерение нийят для совершения тахаджуда читать полностью

6038 16:00 / 28.06.2019
.   . . . . . . . . . . . . 14 За тобой последуют низшие   Нух алайхиссалам проявлял усердие для того, чтобы читать полностью

3512 05:27 / 06.01.2017
.Это случилось в наши дни, в одной из лечебных учреждений, расположенных в городе Ташкенте. Два человека, каждый из которых прибыл сюда на лечение, дружно читать полностью

9120 05:04 / 03.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью