ВОПРОС: Вычисляет ли давший в долг человек закáт за данные им в долг средства?
ОТВЕТ: Если давший в долг потерял надежду получить обратно свои средства, то он не дает с них закáт. Если вдруг, позднее его средства ему будут возвращены, то он вычислит закáт за тот год, в который он получил их. Если же он не терял надежду, то дает закáт (как обычно). Но при этом может откладывать дачу закáта до получения их на руки. Когда же получит на руки, то вычисляет и дает закáт и за прошедшие годы.
Если заёмщик отвергнет (получение долга), а у давшего в долг имеется доказательство, то по Мухаммаду рахимахуллах, за такое имущество закáт не является ваджибом. Это наиболее правильно. Раддул Мухтар
Рахмати, склоняясь к этому (к тому, чтобы не давать закáт), сказал: «В наше время должник признает свои долги, и признается в своих средствах тоже, и в их наличии тоже. Однако, давший в долг не может добиться возврата своих средств. Тогда, такое имущество относят к несуществующему. Мудрец уммы Ашраф Али Таханави вынес такую фатву в своем произведении “Имдадул фатава”». Фатавау Усмани