ВОПРОС: Один мой собрат соблюдал пост. В один из дней он заболел, и в тот день он не смог поститься. Является ли это несоблюдение им поста по причине или беспричинным? И, если это возможно, поясните, пожалуйста, в каких случаях пост бывает причинным или беспричинным и по сколько дней следует возмещать за них?
ОТВЕТ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Несоблюдение поста бывает по уважительной причине, а не «причинным».
Резюмируя можно сказать, что имеющими уважительные причины для несоблюдения поста, являются следующие категории людей:
1. Чрезмерно престарелые люди.
2. Беременные женщины.
3. Женщины, кормящие грудью.
4. Путники.
5. Больные.
Улемы добавили к такой категории людей также и следующих людей:
6. Люди, которые истощены вследствие перенесения голода и жажды.
Человек, который вследствие крайнего голода и жажды находится на грани гибели, или возникла угроза для его разума либо какого-нибудь органа, также считается имеющим уважительную причину. Такой человек возместит пропущенные дни позднее. Ибо Всевышний Аллах сказал: «И не обрекайте себя гибели»
7. Принужденный человек.
Если кого-то под угрозой смерти или нанесения увечья заставят нарушить свой пост и раговиться, то такому человеку также считается извинительным не соблюдать пост. Када пропущенного поста он возместит потом. Если женщина насильно была склонена к половому акту, то есть была изнасилована, то ее пост нарушится и она восместит этот пост.
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
― Поистине, из моей уммы Аллах простил ошибку, забытие и то, что было по принуждению».
Передал Ибн Маджа.
Если одного человека другие насильно заставляют совершить грех, принужденный не становится грешным. Принуждавшие же станут тяжко согрешившими. К этому относится принуждение нарушить свой пост, не совершать намаз, говорить слова против религии и прочие.
Но при этом такое принуждение обязательно должно создавать угрозу для жизни или какой-либо части его тела. Принуждение уровнем ниже этого не может допускать совершения греха. С точки зрения шариата, только угроза жизни или увечья какой-либо части тела, его удаления считается принуждением.
8. Человек, занятый тяжкой профессией.
Если при условии оставления человеком своего тяжкого ремесла он не сможет обеспечить свое пропитание, а соблюдение поста препятствует выполнению им своего этого занятия, то такой человек считается имеющим уважительную причину.
Однако, если такие люди могут на время находить себе пропитание иными путями или уменьшением объема работы, а также, если могут получить трудовой отпуск на время поста, то их несоблюдение поста не считается извинительным. Валлаху аълам.